Выступление на педсовете по теме Отказ от шаблонов и стереотипов
Выступление по теме « Творчество классного руководителя, отказ от шаблонов и стереотипов»
.Стереотип- прочно сложившийся, постоянный образец , которому подражают.
Творчество- создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Шаблон- общеизвестный, избитый образец , которому подражают.
( Словарь Ожегова)
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Демократ
Воспитание, развитие, становление личности идёт только в деятельности, которую она принимает душою и сердцем. Воспитание осуществляется, если есть богатый мир деятельных отношений.
Но чтобы сложились эти отношения, должен состоятся детский коллектив.
Конечно же, всё начинается со знакомства. И если в пятом классе это первый классный час « Расскажи мне о себе », то в шестом классе – это уже « Самый классный класс, или чуть - чуть о каждом »( 4,5,6), когда каждый учащийся готовит краткое описание своей личности и в пяти – шести предложениях передаёт его учителю в качестве загадки для остальных детей (например: Я девочка. Люблю кататься на коньках. Умею плести из бисера различные украшения. Не люблю читать фантастическую литературу. У меня не очень много друзей. Кто я? ). В ходе такой необычной игры дети не только лучше узнают друг друга, но и учатся корректно общаться друг с другом, а это в свою очередь способствует сплочению коллектива.
В седьмом классе при проведении классного часа « Мои одноклассники » используется романтическая сказка про охотника ( см. стр. 9 – 11 в книге классные часы, 6 класс, Москва, «ВАКО», 2008. )
И после прослушивания сказки мы делаем вывод: в коллективе очень тесно переплетаются, идут вместе такие понятия, как «я», «ты», «мы».Но это «мы» состоит из очень разных «я». И каждое «я» стремится помочь «мы» стать крепче, сильнее, ярче и интереснее. Поэтому каждое «ты» находится всегда вместе с «я» и вливается в общее «мы». А дальше разыгрывание различных ситуаций, игра «Все вместе» и здесь же размышления ребят относительно высказывания В. Сухомлинского о том, что коллектив должен научить каждого школьника «по глазам , по движениям, по речи распознать у окружающих людей горе и радость, огорчение и тревогу, беспокойство и смятение. Если не воспитать этого качества, человек вырастет бесчувственным чурбаном.»
Хочу особое внимание обратить на работу с родителями.( 7,8,9,)
Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Если говорить образно, семья и школа- это берег и море. Я часто вижу, как возникают иногда по вине родителей, а иногда по вине учителей ненормальные отношения между семьёй и школой (« она меня ненавидит»).Это приучает ребят к полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе- что ему дома мешают заниматься. Всё это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьёй.
Поэтому с родителями своих ребят классный руководитель должен встречаться не только по поводу какого-то Ч П, не только в школе на родительских собраниях. Учитель должен приходить в семью, и тогда ребята видят его в ином свете, особенно, когда возникает спокойный , дружеский разговор с родителями, и хорошо, если этот разговор начинается в присутствии ребят.
А возможно ли такое дружеское общение в школе? Да.
Возьмём, к примеру, первое родительское собрание в 5 классе. Напишем в дневниках следующее приглашение:
Отложите дела ненадолго
И придите в пятницу в класс,
Мы готовимся к встрече с Вами,
Будем Рады увидеть Вас.
Хорошо бы к этому собранию подготовить визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
На следующем собрании показываем экологическую сказку( 7) для родителей и получаем следующие отзывы: « Никогда бы не подумала, что мой сын может столько запомнить и не испугаться выступить перед нами. Ну и артист! Я просто в шоке! »( Серёжкина Наталья Анатольевна) « Я так переживала за Валеру. Думала, идти на собрание или нет? А они в одном спектакле с Серёжей сыграли. Помирились. Спасибо большое! » ( Майорова Татьяна Ивановна).
На родительских собраниях классный руководитель выступает в роли фасилитатора, человека, облегчающего общение двух и более людей, контролирующего ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении и решении задач собрания.
Начать разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов: « Сначала мы с вами », « Затем мы рассмотрим », « В конце разговора нам с вами предстоит ».
Очень хорошо, если после изложения всех организационных моментов изменить позицию слушателей, сделать её более включённой , раскрепощённой. Для этого приведите какой –либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное с детьми, не забыть в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги.
Можно слегка заинтриговать родителей: « Мы могли бы поговорить об этом », « Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как».
Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и её не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И ещё: родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и чётко.
И уже потом, когда мы будем проводить классный час, посвящённый году семьи, («Моя семья - моя радость») основную роль возьмут на себя родители, которые будут выступать и в роли оформителей, и в роли ведущих, и в роли действующих лиц сказки, которую мы сейчас с вами и разыграем.
(Действующие лица: Ветерок , Берёза , Кошка Мурка ,Синичка Чика, Лайка Найда , Капелька росы, Бабушка.)
Текст: Весна. Дует лёгкий ветерок. Берёза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под Берёзкой прогуливается ленивая Кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трётся спинкой о Берёзу. На заборе сидит Синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и открывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит Лайка Найда, ей что-то снится, она дёргает лапками и поскуливает. Ветер подул сильнее, засвистел, зашумел. Берёзка закачалась, заволновалась. На Берёзе висела Капелька росы, она блестела на солнышке и любовалась собой.
Берёза закачалась, Капелька вздрогнула и упала прямо на нос Кошке Мурке. Мурка поёжилась, фыркнула, изогнула спинку и побежала к крыльцу. Вдруг она увидела синицу и громко мяукнула. Ветер зашумел громче. Берёзка заскрипела и закачалась. Синичка встрепенулась, захлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка изогнулась, прыгнула и схватила Синицу за хвост. Синица громко закричала, Капелька росы покатилась по земле. Лайка проснулась, зарычала и залилась звонким лаем. Ветер разбушевался. Берёза захлопала ветвями. Из домика выбежала Бабушка. Она заохала, замахала руками на Лайку. Лайка завиляла хвостиком. Мурка выпустила Синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише. Берёза плавно закачалась. Светит солнышко. Весна.
Какими глазами смотрят на своих родителей дети!
И все дальнейшие мероприятия в классе проходят с участием родителей: - это и дискотеки в Б – 45 , экскурсии(10,11), и походы.
И для меня совсем не смешным кажется старый - престарый анекдот, который я позволю себе процитировать:
Идёт ночью после родительского собрания учительница домой. В подворотне вдруг слышит сзади голос: - Деньги давай!
- Нету.
- Тогда часы отдай!
- Часы не отдам, классное руководство забирайте.
Как часто мы «что имеем, не храним, потерявши, плачем»(12,13,14)- это классные часы, посвящённому здоровому образу жизни, на которых мы составляем таблицу «Здоровый образ жизни»:
1.Режим дня.2.Закаливание. 3.Гигиена.4.Питание.5Отказ от вредных привычек и проводим консультацию «Секреты здоровья» ( к нам в гости приходят врачи, которые делятся некоторыми секретами здорового образа жизни.)
Ролевая игра:1.Врач- диетолог.2.Врач по борьбе со стрессами.3.Врач, рассказывающий о режиме дня.4.Врач, рассказывающий о вредных привычках.
Итогом становится то, что учащиеся с удовольствием посещают школьную столовую, завоёвывают призовые места в школьных соревнованиях.
Очень тесно сотрудничаем с педколледжем, студенты которого – наши помощники. Они рассказывают о своих спортивных достижениях, мы – о своих. ( Классный час « Вы -нам , мы – вам» )( 15).
А что может быть лучше встречи с криминалистом(16), где ребята на практике узнают , как можно найти преступника, чем бесконечные скучные беседы на правовую тему?
Трудно ли вовлечь детей в художественную самодеятельность? Для меня нет отрицательного ответа. « Звёздный дождь»(17,18) готовим все вместе и результат налицо.
А как помочь детям поздравить(19) своих близких, знакомых в праздники, когда так хочется подарить цветы. Но какие?
Разыскиваем легенды о цветах и классный час готов .
Известна печальная судьба юноши по имени Нарцисс, иссохшего от любви к себе и превратившегося в хрупкий цветок. Другой цветок, полюбившийся нам, назван Астрой, что означает «звезда». Согласно легенде, первая Астра выросла на том месте, куда упал осколок, обронённый пролетавший над Землёй рассеянной звёздочкой. Древнеримская легенда, рассказывает, что в Анютины глазки превращались любопытные, любившие втайне подглядывать за другими.
Существует и язык цветов. И интересно всем узнать их код, ведь сегодня редко кто выбирает цветы с тем посланием, которое хочется донести своеобразным поэтическим языком.
Белая роза- ваша красота невинна.
Жёлтая роза- вы легкомысленны.
Красная роза- я пылко люблю.
Тюльпан- у меня истинная любовь.
Фиалка- вы скромны.
Василёк- я вам верен.
Гортензия- вы прекрасны, но равнодушны.
Ирис- вы непостоянны.
Жасмин- вы пьяните мои чувства.
Ландыш- будем счастливы.
Незабудка- не забывайте меня.
Гвоздика- у вас есть соперник.
Маргаритка- вы красивы.
Пион- я смущён.
Сирень- моя любовь к вам просыпается.
Лилия – вы чисты.
Ромашка- прощай.
Наивно? Наивно. Смешно? Не очень. Но заманчиво.
Кем быть?(20) Такой вопрос встаёт и перед нами. Оказывается, бывают и «сладкие» профессии. Это люди, работающие на шоколадной фабрике, и что может быть лучше всяких рассказов, если самим можно увидеть и попробовать, что производит фабрика « РотФронт»?
Экскурсия по фабрике и проба продукции выливается в сочинение « Как я в первый раз » и классный час, посвящённый различным профессиям.
Для меня, конечно же , является важным не только то , кем будут дети в жизни, но главное, какими они будут(21,22).
Поэтому закончить своё выступление мне бы хотелось словами Ф. Шапиро « Чем разнообразнее форма деятельности ребёнка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается».
И последнее: готовясь к этому выступлению, я пересмотрела тему последнего родительского собрания в этом учебном году и решила, что она должна прозвучать так: « Детей не надо воспитывать, с детьми нужно дружить!».
Список использованной литературы(23):
Б. М. Бим – Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.
Мудрость воспитания. Книга для родителей. Москва. «Педагогика», 1989.
Кем быть? Ежегодник. Выпуск- 3й. Москва. «Молодая гвардия», 1978.
Классные часы. 6 класс( автор – составитель Л. А. Егорова) Москва. «ВАКО», 2008.
Классные часы. 7 класс ( автор – составитель А. В. Давыдов) Москва . «ВАКО», 2008.
Б. В. Куприянов « Воспитательная работа в школе: организация и методика». Москва. «Сентябрь», №8, 2009.
С. А. Шмаков « Каникулы». Москва. Новая школа. 1994.
15