Творчество классного руководителя, отказ от шаблонов и стереотипов
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов.
Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Воскресенское»
Зинченко Ольга Александровна
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности. Учитель работает с классом чаще всего один и выступает в качестве учителя и воспитателя.
Доверчивость и непосредственность детей, повседневный контакт с ними позволяют учителю глубоко знать ход их развития, повседневно направлять его.
В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации.
Отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю.
Многие учителя хорошо понимают, что фундамент развития личности закладывается в начальных классах, и строят работу так, чтобы обеспечить условия для разностороннего совершенствования личности.
Воспитательная деятельность это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение.
Большое значение для классного руководителя имеет педагогический оптимизм. У него должны быть ярко выражены организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать учащихся, но и вызвать у них желание самим включаться в деятельность.
Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития.
Главными направлениями его деятельности следует считать: всестороннее изучение учащихся, сплочение детей в дружный коллектив, заботу о повышении успеваемости учащихся, трудовом, нравственном воспитании, внимание к здоровью и физическому развитию, повышение их культурного уровня, эстетическое развитие, работу с родителями.
Я пришла к выводу, что процесс воспитания - будничный и незаметный, и никогда не подменит его шумиха и треск парадных мероприятий и громких фраз. В центре внимания классного руководителя и всей системы воспитания должна быть личность воспитанника, динамика ее формирования, а не количество проведенных мероприятий.
Поэтому с самого начала, как только я взяла класс, стараюсь установить с ребятами нормальные, дружественные отношения, чтобы стать им не столько руководителем, сколько другом, товарищем. Изучаю их склонности, интересы и стараюсь направить их в нужное русло. Классный руководитель не должен «лепить» из ученика некий образ идеального человека, он должен создать условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования и самореализации растущего человека. При распределении обязанностей, поручений руководствуюсь только принципом добровольности. Это способствует развитию системы самоуправления в классном коллективе. Начиная с 1 класса, ежедневно, на каждой перемене, стараюсь с кем-то побеседовать, кого-то о чем-то спросить, вызвать на разговор, прежде всего потому, что ученики нуждаются в дружеском разговоре с взрослыми.
Не каждый находит взаимопонимание и может поделиться сокровенным с родителями. Такие беседы не только побуждают учеников, зажигают их, но и включают тот мотор, который называется противоречием. Успешное и правильное разрешение противоречий поднимает личность воспитанников на более высокий уровень, стимулирует его к новым поискам, познанию, деятельности.
Основываясь на своем опыте, могу утверждать, что ребенок бережнее всего относится к тем истинам, до которых он дошел своим умом. И если после наших бесед, пятиминуток о нравственности он задумается, о человечности, милосердии, уважении к старшим, то можно считать, что мое дело сделано!
Для жизни классного коллектива большое значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс принимает активное участие во всех школьных праздниках, декадах, неделях, конкурсах, и занимает призовые места.
А в спортивных и тематических мероприятиях, подготовленными учащимися нашего класса охотно участвовали ребята всех начальных классов («Велородэо», «Вперёд, сорванцы», «Самый, самый», «Эти разноцветные мячи», «Мы выбираем кашу», «Лёгкая атлетика – королева спорта», «Широкая масленица».)
Одной из главных моих задач является оказание помощи родителям в воспитании детей, помочь справиться с теми проблемами, которые у них возникают. В своей работе с семьей я использую традиционные методы: беседы с родителями по ситуации, беседы о повышении качественного уровня успеваемости, беседы о посещаемости школы, родительские собрания, посещение на дому, приглашение родителей на внеклассные мероприятия, оказание помощи в процессе учебной деятельности.
И родители, и дети понимают, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, классного руководителя и родителей интересной и радостной.
15