дневник классного руководителя студенческой группы
Программа воспитательной работы классного руководителя группы Болотнинского педагогического колледжа.
Автор –составитель Петкун О.П.
Паспорт программы.
Наименование программы
Программа воспитательной работы классного руководителя группы Болотнинского педагогического колледжа
Заказчик (координатор) программы
Администрация Болотнинского педагогического колледжа
Исполнители программы
Классный руководитель, педагоги и сотрудники колледжа, студенты и их родители
Цель программы
Создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью
Задачи программы
создать условия, способствующие становлению профессиональной компетентности личности;
создать условия для разностороннего развития личности и становления её творческой активности
Сроки реализации
5 (3) лет
Основные направления программы
« Я – профессионал », « Я – здоровый человек »,
«Я - гражданин», «Я – культурный человек ».
Ожидаемые результаты
Развитие самоуправления студентов в группе, повышение творческой самоактуализации личности и уровня воспитанности студентов: формирование выпускника колледжа, соответствующего модели выпускника БПК
Система организа-ции контроля за исполнением реали-зации программы
Результаты поэтапного выполнения программы рассматриваются на заседаниях актива группы, методических объединениях классных руководителей.
I. Объяснительная записка:
- особенности группы
- особенности социального окружения студентов (т.е. немного расширить социальный паспорт группы)
В основу программы положены следующие принципы
- преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов;
- целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
- личностного подхода, признающего интересы личности студента и его семьи;
- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
- сотрудничества, воспитательная работа в группе строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Воспитательные цели.
Данная программа реализуется в рамках воспитательной системы колледжа, поэтому основной целью программы является создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.
Учитывая, что программа воспитания студента в группе будет реализовы-ваться 5 (3) года, определены основные целевые ориентиры для каждого курса:
1 курс – создание условий для самопознания и самоопределения в жизнен-
ных ценностях и смыслах, в представлении образа своего «Я» и
формирование психологической подготовленности студентов 1
курса к новым учебно-воспитательным условиям
2 курс - формирование основных ценностных ориентиров
3 курс – адаптация студентов к новым условиям в рамках специального про-
фессионального учреждения и формирование основных ценностных
ориентиров
4 курс - создание условий для формирования профессиональных качеств
5 курс – воспитание студента способного к практической профессиональной
деятельности.
Содержание и организация воспитательного процесса.
1. Организация жизнедеятельности студенческого коллектива группы.
Задачи:
1 курс
1. знакомство с коллективом, преподавателями, учебным заведением его традициями и правилами
2. актуализация мотивации обучения и выявление ожиданий студентов на предстоящий период обучения
3. решение задач по групповому взаимодействию и поиску вариантов сотрудничества
4. создание благоприятного морального климата, повышение внимания к состоянию здоровья студентов и приобщение их к ЗОЖ
2 курс
1. воспитание потребности к культурному саморазвитию
2. создание условий для полноценного и всестороннего раскрытия личности
3. создание оптимального сочетания индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания
3 курс
1.диагностировать познавательные процессы и психологические особенности личности для быстрой адаптации к новым условиям
2. включение студентов в активную творческую деятельность, которая поможет им проявить активность, самостоятельность и качественно изменяться
3.совершенствование личности через формирование нравственного, эстетического потенциала, формирование активной гражданской позиции и умение её отстаивать
4. формирование нравственной культуры студентов, этики взаимоотношений.
4 курс
1. совершенствование профессиональных качеств: самонаблюдения, самоанализа, самооценки, применение научных знаний в практической деятельности.
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства педагогов, студентов и сотрудников колледжа, способствующих профессиональному самоопределению студентов
3. разработка групповых и массовых внеклассных мероприятий, способствующих творческому самовыражению личности
5 курс
1.воспитание ответственности в области профессиональной деятельности
2. воспитание потребности в профессиональной работе и приобретении новых знаний
3. воспитание самооценки, самоконтроля и саморегуляции.
Направление
Содержание (целевая установка)
Способы решения задач
Я – профессионал
Формирование про-фессиональных знаний и умений, становление специалиста; формирование лич-ностных качеств спо-собствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики
Расписать в системе тематику групповых часов, бесед, экскурсий и т. д.
Я – здоровый человек
Формирование потреб-ности в ЗОЖ, в сохранении и укреп-лении нравственного и психического здоровья
Я - гражданин
Воспитание студентов гражданами своей родины, России, зна-ющими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи сво-его края
Я – культурный человек
Повышение уровня воспитанности студен-тов, формирование пот-ребности в обретении навыков культуры (поведения, общения, потребностей, труда и т.д.)
Организация деятельности органов студенческого самоуправления в группе.
Задачи:
повышение общественной, деловой и творческой активности студентов
выявление и развитие лидерских качеств у студентов
Содержание
Способы реализации задач
Сотрудничество в достижении воспитательных результатов.
Задачи:
организация совместной деятельности педагогов, сотрудников колледжа и студентов группы по достижению поставленных целей и задач
привлечение родителей к решению задач воспитания студентов
Содержание
Формы сотрудничества
Планируем работу с учителями– предметниками, психологом, соци-альным педагогом, зав. отделением, зав. пед. практикой, библиотекой, родителями,
IV Ожидаемые результаты. ( расписываются по годам)
1 курс.
1. Сплочение коллектива
2. Адаптация к условиям обучения
3. Определение формальных и неформальных лидеров
4. Оценка готовности к дальнейшему обучению.
2 курс
1. Наличие потребности в развитии основных нравственных качеств личности
2. Знание основ ЗОЖ и культуры здоровья
3. Повышение интереса к выбранной1 профессии и развитие навыков самоуправления.
3 курс
1.Адаптация к новым условиям
2. Включение в активную деятельность студентов
3. Развитие физического и нравственного здоровья
4.Формирование профессиональных качеств необходимых в практической деятельности
4 курс
1.Сформированность исследовательских умений и навыков: самонаблюдения, самоанализа, самооценки
2. Сформированности основных профессиональных качеств: потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании.
5 курс.
Выпускник колледжа соответствующий модели выпускника БПК
V. Диагностика результатов.
Диагностика результатов проводится в соответствии с диагностическим блоком программы воспитания.
Воспитание студентов в период обучения в колледже – важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса молодежи, поскольку, являясь неотъемлемой частью выполнения образовательным учреждением своего предназначения – удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена, а также социализации индивида, он постоянно изменяется под воздействием большого числа внешних и внутренних факторов. К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России (снижение жизненного уровня большинства населения, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной среде наркомании, алкоголизма, преступности, межнациональной напряженности); социально-психологические особенности выпускников школ, поступивших для продолжения образования в колледж; уровень подготовленности педагогического коллектива колледжа к ведению воспитательной работы; отставание материально-технической базы для реализации воспитательной деятельности от современных запросов; недостаточный уровень научно-методической обеспеченности процесса воспитания в системе среднего профессионального образования и ряд других.
Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в колледже. В условиях социально-экономических и политических изменений происходящих в обществе, особенно трудно приходится студенческой молодежи в силу неустойчивости её материального и социального положения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей.
Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражающаяся в реструктуризации экономики и свертывании ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников ссузов. И как следствие на первый план для студентов нашего колледжа выходят проблемы материального благополучия и предстоящего трудоустройства. Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.
Сохранение демографического неблагополучия (низкая рождаемость, распад семей), снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с молодежью и педагогических работников уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья студентов, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности колледжа. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения.
Одной из тенденций современной воспитательной деятельности в колледже является стремление педагогов перевести процесс воспитания студентов в плоскость их самовоспитания. Педагогический коллектив работает над созданием механизма (системы условий) развития способностей каждого студента к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
Современные студенты в качестве основных направлений самовоспитания и саморазвития выбирают информационную культуру, правовое сознание, языковую культуру, экономическое сознание и физическое развитие. Вместе с тем, уровень мотивации к достижению поставленных целей у студентов колледжа недостаточен.
Следующая тенденция - это изменения в средствах воспитательной деятельности. Новые средства воспитательной деятельности, такие как Интернет и современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того же события. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.
В качестве негативных тенденций современного этапа развития воспитательной деятельности в колледже является снижение роли самоуправления как формы воспитательной деятельности. В то же время участие студентов в общественных организациях является одним из факторов социализации молодежи, важнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи. Наблюдается тенденция несовпадения между готовностью студентов быть активными субъектами воспитательной деятельности и их удов-летворенностью ее организацией в колледже. В настоящее время недостаточное состояние, как материально-технической базы колледжа, так и социальной инфраструктуры города, региона для организации молодежного досуга. Резко уменьшилась доступность культурных центров, музеев, выставок, театров, поездок по историческим местам. Колледж не имеет необходимых финансовых средств на организацию работы строительных, педагогических отрядов и др. Сегодня можно констатировать, что имеет место тенденция сворачивания видов воспитательной деятельности, требующих значительных материальных вложений.
Учитывая, что период обучения в колледже хронологически совпадает с новой стадией возрастного развития человека – активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием образовательного и жизненного пути, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности, период обучения в колледже становится объектом целенаправленного воспитательного воздействия на формирующуюся личность студента.
Цель программы воспитания - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, информационных и других условий для развития воспитания в колледже, обновления содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов.
2. Концептуальные основы развития воспитания в колледже.
В условиях продолжающегося реформирования российского общества система среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребностей региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
В настоящее время одним из ведущих направлений развития колледжа является совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, его природо-сообразности и культуросообразности, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности.
Под воспитанием понимается целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности воспитуемого. При этом следует исходить из признания того, что только совокупное действие (как элементов единой воспитательной системы) таких условий воспитания как создание здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность воспитуемых, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный воспитательный эффект.
Для социально-возрастного периода развития студентов колледжа характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте решающее значение придается динамике "внутренней позиции" формирующейся личности, которая складывается из того, как молодой человек на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Вместе с тем, в образовательном процессе происходит формирование познавательных и профессиональных интересов студента, его способности строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, которые в свою очередь влияют становление внутренней позиции личности студента.
Колледж, являясь важным институтом социализации, продолжают вслед за общеобразовательной школой осуществлять воспитательные воздействия, раскрывающие для студентов новые грани общечеловеческих ценностей Жизни, Добра, Истины, Красоты.
Ценности красоты и гармонии воплощаются для студентов колледжа в конкретных продуктах их собственного труда, типах отношений между сверстниками и сверстницами, которые складываются в студенческом возрасте. Особый смысл приобретает на этом этапе жизни формирование активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании прав и свобод человека, правовой культуре, правовом поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор, социальной справедливости.
Воспитание в колледже осуществляется на основе следующих принципов:
- преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов;
- целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
- личностного подхода, признающего интересы личности студента и его семьи;
- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
- компетентного использования педагогическим коллективом колледжа
обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов.
Основными ориентирами для оценки результативности воспитания в колледже могут быть показатели сформированности у студентов и выпускников таких качеств, которые необходимы им для реализации своих гражданских прав и свобод, соблюдения требований общества, государства, выполнения обязанностей члена семьи, трудового коллектива.
Для целенаправленного развития и повышения качества воспитательной деятельности важное значение имеет её кадровое обеспечение, готовность педагогов к решению проблем и современных задач воспитания. В связи с этим актуальным становиться материальное и моральное поощрение педагогов за успехи в воспитательной деятельности.
Воспитание – сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия самого воспитуемого, педагога, коллектива колледжа в целом. Лишь такое взаимодействие позволит эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации.
3.Основные направления воспитательной деятельности в колледже.
Воспитание в колледже это процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия всех участников этого процесса. Воспитательный процесс осуществляется на различных уровнях. Эти уровни представляют из себя:
бытовой, поведенческий, представленный повседневным укладом жизни студента, в котором важную роль играет предметно-вещная среда, эстетическое оформление, материальное окружение, ритуально-этическое обеспечение и т.п. Он обеспечивается совместной деятельностью студентов и администрацией колледжа;
профессионально и личностноформирующий уровень, регули-руемый принципами, нормами, реализующимися в учебной и внеучебной, деятельности, и выраженный в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную, содержательную духовную среду. Обеспечивается взаимодействием преподавателей и студентов.
социально-гражданский уровень, характеризующийся различными формами активности студентов, развитым гражданским и правовым сознанием, готовностью достойно реализовать себя в общественно-полезной деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется целенаправленно, непрерывно, сторится на дифференцированной основе, предполагает неотъемлемое право студентов, преподавателей и сотрудников на свободный выбор собственных взглядов и убеждений, реализуется в колледжной и неколледжной формах.
В колледжной форме воспитательный процесс осуществляется через изучение предметов обучения и силами специальных колледжных структур через систему соответствующих мероприятий.
Воспитание в процессе изучения предметов обучения это воспитание через предмет. Основной сферой подготовки практико-ориентированного специалиста является образовательная среда. Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен.
Внеучебная работа осуществляется в сфере свободного времени студентов. В ней выделяется пять основных блоков, в каждом из которых выделяются определенные задачи и основные направления деятельности.
Задачами блока содержание и организация воспитательной работы являются:
- создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;
- развитие воспитательной среды в колледже
Основные направления:
- создание условий для становления мировоззрения и систем ценностных ориентаций студента;
- формирование профессиональной направленности воспитательной деятель-ности;
- воспитание культуры межнационального общения;
- формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
- воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом;
- развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей;
- развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности;
- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизне-деятельности учащейся молодежи;
- организация отдыха студентов как специфической формы реализации образовательного и оздоровительного процессов.
С целью реализации задач и направлений данного блока в колледже реализуются интегративные направления: «Я - профессионал», «Я - гражданин», «Я – здоровый человек», «Я – культурный человек». Эти направления отражают ведущие теоретические и методологические положения и принципы, педагогические условия и требования, являющиеся фундаментальными основами организации воспитания студентов.
Основная задача управления воспитательной деятельностью заключается в формировании эффективной системы управления воспитательной деятельностью в колледже.
Основные направления выделяемые в этом блоке:
- обеспечение системности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов;
- развитие студенческого самоуправления
Задача кадрового обеспечения воспитательной деятельности заключается в
развитии воспитательного потенциала педагогов
Основным направлением деятельности является освоение технологий воспитания (личностно-ориентированных, личностно-деятельностных, системно-ролевых и др.) в ходе повышения квалификации педагогов, классных руководителей
Задачами научного и учебно-методического обеспечения воспитательной деятельности являются:
- изучение научных исследований по важнейшим проблемам воспитания и применение их результатов на практике
- разработка учебно-методического сопровождения отдельных направлений воспитания.
Основные направления:
- изучение и систематическое обновление перечня приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и ихприменение на практике
- определение концептуальных подходов к формированию инвариантной составляющей воспитательной деятельности
- разработка программ, пособий, рекомендаций по различным направлениям воспитательной деятельности;
Задачей социального партнерства в воспитательной деятельности является
расширение пространства социального партнерства,
Основные направления:
- поддержка инициатив неправительственных организаций, общественных молодежных объединений в области воспитания молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров и других мероприятий по различным направлениям воспитания.
4.Обеспечение реализации программы.
Нормативное обеспечение:
обеспечение зав. отделениями, классных руководителей, преподавателей, социального педагога всей необходимой нормативно-правовой документацией и проведение с ними соответствующих консультаций;
обеспечение и создание банка данных необходимой документацией по вопросам воспитания;
регулярный контроль за выполнением законов, решений, распоряжений всеми субъектами воспитательного процесса;
подготовка рекомендаций, предложений по совершенствованию воспитательной работы в колледже и группах.
Программно-методическое и информационное обеспечение:
разработка учебно-методических рекомендаций и пособий по реализации системы воспитания, всех его направлений;
разработка и осуществление плана повышения квалификации классных руководителей;
приобретение необходимой информационно-методической литературы по проблемам воспитания;
оформление стендов, посвященных состоянию воспитательной работы, пропаганде отличников и активистов общественной деятельности;
Финансовое обеспечение:
предусмотреть в бюджете колледжа статью расходов на финансирование воспитательной работы в колледже;
регулярно поощрять преподавателей и студентов, активно участвующих в осуществлении программы воспитания.
5. Организация и контроль за выполнением программы.
Организация и контроль за выполнением программы воспитания студентов осуществляется педагогическим советом, администрацией колледжа. Непосредственное руководство воспитательной работой возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, а также зав. отделениями.
При организации контрольных посещений занятий обязательно оценивать воспитательные аспекты проводимых преподавателями занятий со студентами.
6. Ожидаемые результаты.
Реализации программы воспитания позволит обеспечить:
- развитие воспитательного потенциала образовательного процесса;
- повышение качества подготовки студентов;
- повышение уровня воспитанности студентов;
- улучшение социально-психологического климата в коллективе студентов и преподавателей.
.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15