Методическая разработка на тему Потенциал внеурочной работы с учащимися( конкурсы, олимпиады) в формировании развитии 
Потенциал внеурочной работы с учащимися
( конкуры, олимпиады и др) в формировании и развитии
 языковой и коммуникативной компетентности учащихся.
           Языковая компетентность  – это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические  и синонимические структуры  в соответствии с нормами литературного  языка,  а значит, она может рассматриваться как условие успешной речевой деятельности.             Коммуникативная компетентность – это  система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Она может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как залог успешности и благополучия его будущей взрослой жизни.       Работа по формированию данных компетентностей в системе ведется, прежде всего,  на уроках русского языка и литературы: учащиеся учатся строить высказывания, составлять тексты, оформлять свои мысли, используя различные типы и стили речи, строить взаимоотношения  с участниками различных групп.   Большой потенциал  в  формировании языковой и коммуникативной компетенции заключается и во внеурочной работе с учащимися.   В нашей школе во внеурочной деятельности, способствующей формированию и развитию перечисленных компетентностей, используются разнообразные  формы.  Остановлюсь лишь на некоторых из них.  Защита исследовательских проектов. Она проходит в заочной форме (проект проверяется членами комиссии) и очной форме (сам автор представляет свою работу).  Во время работы над проектом задействуются умения учащегося четко сформулировать цель и задачи своей работы, отобрать нужный материал, оформить его в соответствии с нормами языка, составить вопросы для социального опроса, провести социальный опрос ( часто это опрос незнакомых людей), выдвинуть гипотезу. Если эта часть работы требует в большей степени проявления языковой компетентности учащегося, то презентация исследовательского проекта – коммуникативной, т.к. учащийся  должен уметь контактировать с аудиторией, увлекать слушателей своим выступлением, вести полемику, отстаивать свою точку зрения.   Школьный пресс- центр.  Он отвечает за  выпуск школьной газеты. Каждый  член пресс-центра играет социальную роль: редактор,  который организует работу в целом, а значит, должен уметь  убеждать, организовать и сплотить коллектив вокруг себя. Корреспонденты собирают материал, проводят социологические опросы, берут интервью.  Успех этой деятельности - в уровне сформированности языковой и коммуникативной компетентностей: заинтересовать собой, расположить собеседника, вывести на откровенность.  А вот корректором может быть только тот, кто владеет нормами литерного языка,  кто  может сделать текст привлекательным для читателей. Кроме того, работа в пресс-центре - это работа в команде, причем, социальные роли детей меняются в зависимости от их желания, от сформированности их умений и навыков. Каждый выпуск нашей школьной газеты – это событие для всех. Для некоторых пресс-центр- это ступенька к профессиональному самоопределению, т.к. дети начинают работать в городской газете.
Огромным потенциалом в формировании языковой и коммуникативной компетенции обладает театральная студия. В студию ходят учащиеся  разных классов с пятого по одиннадцатый. Языковая компетентность формируется и развивается  во время работы над словесной тканью постановки, когда нужно не только выучить слова пьесы, но и через речь героя  понять его характер, поступки и поведение, особенно когда речь стилизована.  Кроме того, учащимся постоянно приходится  взаимодействовать друг с другом, со зрителями  а значит, они должны уметь слушать партнера, владеть своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием аудитории, увлечь зрителей своей игрой, вжиться в роль, быть достоверным.
Нельзя не сказать о работе школьников  в органах детского самоуправления.  В нашей школе это Ученический совет, занимающийся планированием, организацией и проведением фестивальных дел. Это прекрасная возможность для учащихся заявить о себе, приобрести опыт конструктивного общения, развить ораторские способности, которые позволят повести за собой.  Об эффективности этой формы внеклассной работы говорит тот факт, что в 2-х из 3-х созывов городской Думы школьников председателями были наши ученики, причем, сегодня это 9-классник. В ходе предвыборной кампании в депутаты составляются и предъявляются программы кандидатов. Побеждает тот, чья  программа   звучит более грамотно, убедительно, эмоционально и имеет реальное воплощение в жизни. Особую роль играют доверенные лица кандидатов, которые должны обладать и языковой и коммуникативной компетентностями.
    Целенаправленная работа педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности  по формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетентности приносит свои результаты:    2 года подряд команды учащихся школы  входят в число лучших 10 команд (из 68 команд  из разных городов) - участников Международных интеллектуальных игр, проходящих в городе Москве. 
    Коллектив  педагогов понимает важность и  видит потенциал внеурочной работы с учащимися в формировании и развитии необходимых компетентностей. Именно они делают ребят успешными сегодня, сейчас, на итоговой аттестации (50%  9-классников приняли решение в пользу сдачи экзамена по русскому языку в новой форме) и в дальнейшей жизни.    Итак, внеурочная деятельность предполагает использование форм, которые строятся на личностном взаимодействии, в нестандартных ситуациях.Поэтому мы видим в ней огромный потенциал для формирования и развития языковой и коммуникативной компетенций.      
15