Материалы для проведения внутриколледжной олимпиады по физике
Материалы для проведения
внутриколледжной олимпиады по физике
для обучающихся 1 курса
Составитель: Орлова Е.А.
Пояснительная записка для проведения
внутриколледжной олимпиады по физике.
Внутриколледжная олимпиада проводится в рамках проведения «НЕДЕЛИ ФИЗИКИ». Материалы заданий относятся к основному содержанию образования по физике и составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Физика», разработанной в соответствии с примерной программой данной дисциплины и предназначены для проведения олимпиады в группах СПО первого курса технического профиля. Для составления заданий выбраны темы, изученные в первом и во втором семестре к дате проведения олимпиады.
Цель проведения – оценка уровня усвоения знаний и выявления творческой одаренности обучающихся, проявляющих интерес к предмету, так как Олимпиады не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы.
Выполнение предложенных заданий требуют от учащихся знания теоретических основ физики, предметной эрудиции, применять знания и умения не только в стандартной форме, но и в измененной и новой ситуациях.
Задания состоят из 2-х вариантов по 10 задач в каждом.
Система оценивания результатов:
1 задание – 3 балла;
2 задание – 2 балла;
3 – 10 задания – по 5 баллов каждое задание. Особое внимание надо обратить на применяемый математический аппарат, используемый для задач , на правильное выполнение графических и практических заданий.
Максимальный балл – 45.
Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются чистые двойные листы в клетку (для чистовика и для черновика), а также распечатанный текст заданий.
При выполнении заданий допускается использование справочного материала и непрограммируемого калькулятора.
Длительность выполнения одного варианта – 120 минут.
Темы и вопросы для подготовки
к олимпиаде по физике.
1. Механическое движение, его виды. Расчет скорости, ускорения и пройденного пути при различных видах механического движения. Графики зависимости скорости, пути и ускорения от времени. Уравнение координаты.
2. Законы Ньютона. Равнодействующая сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения.
3. Законы сохранения импульса и сохранения энергии.
4. Механические колебания и волны. Период колебаний пружинного и математического маятника.
5. Механическая работа и мощность.
6. Электрический заряд, взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле, изображение электрического поля в заданной точке, созданного несколькими источниками.
7. Электрический ток, основные характеристики электрической цепи. Закон Ома для участка и для полной электрической цепи. Законы последовательного и параллельного соединения резисторов.
8. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд. Движение заряженных частиц в магнитном поле.
Вариант №1
1. Отгадайте ребусы:
2. Отгадайте загадку: « У планет она большая, минимальна у частиц, Ее на глаз не измеряют, ведь у нее немало лиц».
По графику зависимости скорости от времени определите вид движения, ускорение и путь, пройденный телом за 4 секунды (см. рис.№1)
4.Груз на пружине совершает колебания с амплитудой 2 см. Как изменится период колебаний груза, если амплитуду увеличить в 2 раза? (Ответ поясните)
5. Мальчик массой 40 КГ, стоящий на неподвижном скейте массой 5 кг, спрыгивает с него со скоростью 1 м/с. Определите величину скорости и направление движения скейта после прыжка мальчика.
6. Определите графически направление напряженности, действующей на протон, помещенный в точку С электрического поля, созданного тремя одинаковыми по абсолютной величине зарядами (перечертите рис. №2 и сделайте необходимые построения).
7. В цепи (см. схему рис. №3) сопротивления всех резисторов одинаковы и равны 2 Ом. Определите общее сопротивление данного участка цепи.
8. Электрическая цепь состоит из источника тока с ЭДС 6В и внутренним сопротивлением 1 Ом. Параллельно источнику подключили 1О лампочек, сопротивление по 2 Ом каждая. Определите силу тока в цепи.
9. Как взаимодействуют катушки с током (см.рис.№ 4) ?
10. С какой скоростью частица массой 6 10-15 кг И зарядом 10-7 Кл влетает в магнитное поле с индукцией0,02 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции, если она движется по окружности радиусом 3 см.
Вариант № 2
1. Отгадайте ребусы:
2. Отгадайте загадку: « Я всей Вселенной управляю, тела в движение привожу;
., ~ &. J А. .••
С любой работой я справляюсь, и хороводы я вожу».
3.По графику зависимости скорости от времени определите вид движения, ускорение и путь, пройденный телом за 5 секунд (с.м. рис. №1)
4. Груз на нити совершает колебания с периодом 5с. Как изменится период колебаний,, если массу груза увеличить в 4 раза? ( Ответ поясните)
5. Ракета массой 30 000 кг стартует с поверхности земли со скоростью 1000 м/с. Определите массу выхлопных газов, вылетающих из сопла ракеты со скоростью 5 000 м/с.
6. Определите графически направление результирующей силы, действующей на электрон, помещенный в точку С электрического поля, созданного тремя одинаковыми по абсолютной величине зарядами (перечертите рис.№ 2 и сделайте необходимые построения).
7. В цепи (см. схему на рис №З) сопротивления всех резисторов одинаковы и равны 2 Ом. Определите сопротивление данного участка при замкнутом ключе и при разомкнутом ключе.
8. Определите ЭДС источника тока с внутренним сопротивлением 1 Ом, если при подключении к нему последовательно соединенных 1О ламп с сопротивлением 5 Ом каждая в цепи возникает ток 2А.
9. Как взаимодействуют катушки с током (см. рис. 4)?
10. Определите адиус кривизны движения заряда 2 10 --7 Кл, влетающего со скоростью 600 м/с в однородное магнитное поле с индукцией 0,04 Тл, перпендикулярно линиям индукции. Масса заряженной частицы 4 10--12 КГ.