Материалы для проведения внутриколледжной олимпиады по физике 
Материалы для проведения  
внутриколледжной олимпиады по физике 
для обучающихся 1 курса  
  
Составитель: Орлова Е.А.
 
Пояснительная записка для проведения 
внутриколледжной олимпиады по физике.
Внутриколледжная олимпиада проводится в рамках проведения «НЕДЕЛИ ФИЗИКИ». Материалы заданий относятся к основному содержанию образования по физике и  составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Физика», разработанной в соответствии с примерной программой данной дисциплины и предназначены для проведения олимпиады в группах СПО первого курса технического профиля.  Для составления заданий  выбраны темы, изученные в первом и  во втором семестре к дате проведения олимпиады.
Цель проведения –   оценка уровня усвоения  знаний и выявления творческой одаренности обучающихся,   проявляющих интерес к предмету, так как Олимпиады не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы.
Выполнение предложенных заданий требуют от учащихся знания теоретических основ физики, предметной эрудиции, применять знания и умения не только в стандартной форме, но и в измененной и новой ситуациях.
Задания состоят из 2-х вариантов по 10 задач в каждом.
Система оценивания результатов:
1 задание – 3 балла;
2 задание – 2 балла;
3 – 10 задания – по 5 баллов  каждое задание. Особое внимание надо обратить на применяемый математический аппарат, используемый для задач , на правильное выполнение графических  и практических заданий.
Максимальный балл – 45.
Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются чистые двойные листы в клетку (для чистовика и для черновика), а также распечатанный текст заданий.
 При выполнении заданий допускается использование справочного материала и  непрограммируемого калькулятора.
 Длительность выполнения одного варианта – 120  минут.
 
Темы и вопросы для подготовки 
к олимпиаде по физике.
1. Механическое движение, его виды. Расчет скорости, ускорения и пройденного пути при различных видах механического движения. Графики зависимости скорости, пути и ускорения от времени. Уравнение координаты.
2. Законы Ньютона. Равнодействующая сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения.
3.  Законы сохранения импульса и сохранения энергии.
4. Механические колебания и волны. Период колебаний пружинного и математического маятника.  
5. Механическая работа и мощность.  
6. Электрический заряд, взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле, изображение электрического поля в заданной точке, созданного несколькими источниками.  
7. Электрический ток, основные характеристики электрической цепи. Закон Ома для участка и для полной электрической цепи. Законы последовательного и параллельного соединения резисторов.
8. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд. Движение заряженных частиц в магнитном поле.
                                             
Вариант №1
1.    Отгадайте ребусы: 
2.       Отгадайте загадку:    « У планет она большая, минимальна у частиц,                                                       Ее на глаз не измеряют, ведь у нее немало лиц». 
По графику зависимости скорости от времени определите вид движения, ускорение и путь, пройденный телом за 4 секунды (см. рис.№1) 
4.Груз на пружине совершает колебания с амплитудой 2 см. Как изменится период колебаний груза, если амплитуду увеличить в 2 раза? (Ответ поясните)
5. Мальчик массой 40 КГ, стоящий на неподвижном скейте массой 5 кг, спрыгивает с него со скоростью 1 м/с. Определите величину скорости и направление движения скейта после прыжка мальчика.
6. Определите графически направление напряженности, действующей на протон, помещенный в точку С электрического поля, созданного тремя одинаковыми по абсолютной величине зарядами (перечертите рис. №2 и сделайте необходимые построения). 
7. В цепи (см. схему рис. №3) сопротивления всех резисторов одинаковы и равны 2 Ом. Определите общее сопротивление данного участка цепи. 
8.  Электрическая   цепь   состоит   из   источника   тока с   ЭДС   6В и внутренним сопротивлением 1 Ом. Параллельно источнику подключили 1О лампочек, сопротивление по 2 Ом каждая. Определите силу тока в цепи.
 9. Как взаимодействуют катушки с током (см.рис.№ 4) ? 
 10. С какой скоростью частица массой 6 10-15 кг И зарядом 10-7 Кл влетает в магнитное поле с индукцией0,02 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции, если она движется по окружности радиусом 3 см. 
Вариант № 2
1. Отгадайте ребусы: 
2. Отгадайте загадку:    « Я всей Вселенной управляю, тела в движение привожу;
., ~ &. J А. .•• 
С любой работой я справляюсь, и хороводы я вожу». 
  3.По   графику зависимости скорости от времени определите вид движения, ускорение и путь, пройденный телом за 5 секунд (с.м. рис. №1) 
4. Груз на нити совершает колебания с периодом 5с. Как  изменится период колебаний,, если массу груза увеличить в 4 раза? ( Ответ поясните) 
5. Ракета массой 30 000 кг стартует с поверхности земли со скоростью 1000 м/с. Определите массу выхлопных газов, вылетающих из сопла ракеты со скоростью 5 000 м/с. 
6. Определите графически направление результирующей силы, действующей на электрон, помещенный в точку С электрического поля, созданного тремя одинаковыми по абсолютной величине зарядами (перечертите рис.№ 2 и сделайте необходимые построения). 
  7. В цепи (см. схему на рис №З) сопротивления всех резисторов одинаковы и равны 2 Ом. Определите сопротивление данного участка при замкнутом ключе и при разомкнутом ключе. 
8. Определите ЭДС источника тока с внутренним сопротивлением 1 Ом, если при подключении к нему последовательно соединенных 1О ламп с сопротивлением 5 Ом каждая в цепи возникает ток 2А. 
9.   Как взаимодействуют катушки с током (см. рис. 4)? 
   10. Определите  адиус кривизны движения заряда 2 10 --7 Кл, влетающего со скоростью 600  м/с   в однородное магнитное поле с индукцией 0,04 Тл, перпендикулярно линиям индукции. Масса заряженной частицы 4  10--12 КГ.