Активация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках математики и русского языка
Активация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках математики и русского языка»
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время происходят заметные изменения в социально-экономических слоях общества, науке и технике. Человеку, если он хочет активно участвовать в жизни общества, необходимо проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Сформированность мышления ученика зависит от владения им мыслительными операциями.
Под мыслительными операциями в психологии и педагогике понимают такие процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация информации, абстракция. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т.д. Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса важны не только эти вопросы.
Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления. Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации мыслительной деятельности путём проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, который обычно называют научным, критическим, диалектическим.
У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного потолка творческого развития.
Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него.
В своей работе я стараюсь уроки построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности. Учащиеся должны уметь не только получать новые знания, но и целенаправленно уметь применять их. Выполнять все вышеперечисленные действия возможно только при условии овладения учениками мыслительными операциями. Высокая мыслительная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Применяя в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают мыслительную деятельность учащихся.
В своей работе я применяю уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки – деловые игры, уроки – ролевые игры, уроки с дидактической игрой.
Большое значение в активизации мыслительной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты.
Игровое обучение на уроках я использую как метод, как методический прием, как форму обучения. Сущность обучению как игре в курсе математики могут обеспечить сюжет или соревнование. По времени игра может продолжаться от 7 до 10 минут Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках. Для формирования сюжета использую любимых героев детей и наиболее популярные игры, фильмы, музыкальные произведения. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее и быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», «Получи сдачу!» и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Игра "Поймай рыбку" (при закреплении таблицы сложения). Игра эта проста, но она позволяет в игровой форме повторять таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными и быстрыми. Многие игры и упражнения строятся в а материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний, Например, дается самостоятельная работа в виде игры "Кто первый полетит в космос?" Поскольку эта игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с задание - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого» ученика оказывается разная. Так, хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу по краткой: записи, составив по ней выражение, слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Объясняется цель игры: тот, кто решит задачу, может считать космонавтом, т.к. для того чтобы полететь в космос, надо хорошо знать математику. На таких уроках ставится цель привития любви к предмету у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть космонавтами. "Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется
Дидактические игры на уроках математике.
1.Игра «Составь целое из частей»
В этой игре ребёнок оперирует геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение «расчлененно» воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.
А). Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.
Б). Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
2.Игра «Собери букет из листьев»
Оборудование: листья с напечатанными ответами-7-8 штук
Содержание игры: учитель показывает по одному листочку с ответом и просит подобрать примеры на «+», «-», «:», «х». Собирается букет.
Дидактические игры на уроках русского языка.
Игра «Кораблекрушение»
Оборудование: корабль, карточки со словами или буквами.
Содержание игры: дети должны восстановить предложение или слово.
Игра «Светофор»
В игру «Светофор» можно играть почти на всех уроках.
Учитель прикрепляет к доске три круга: красный, жёлтый, зелёный. Рядом с ними записывает числа, буквы, слова (в зависимости от урока, на котором проводится игра).
Например:
К о
Ж а
З ё
На парте у каждого ученика лежит комплект из трёх кружков-огней светофора.
Учитель называет слово: жёлтый
По команде учителя «Приготовились!» дети находят ответ на доске и по команде «Включили!» показывают учителю соответствующий кружок.
Анализ собственного опыта в области активизации мыслительной деятельности младших школьников позволил сделать следующие выводы:
активизация умственного мышления занимает одно из ведущих мест среди других познавательных процессов;
работа в данном направлении позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;
усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности;
развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования.