Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству (2 класс)
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
2 класс
Предмет(ы):
Изобразительное искусство и литературное чтение.
Цель урока:
Цели: - познакомить с произведением изобразительного искусства - картиной "Золотая осень" И.И.Левитана;
-формировать навыки работы с акварелью;
-обобщить знания об осенних изменениях в природе;
развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное;
-воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой;
-воспитывать гордость за красоту родной природы и её прекрасных художников,поэтов.
Цель урока:
познакомить учащихся со стихотворением А.Н. Плещеева «Осень наступила».
Задачи:
-формирование у детей навыков осознанного чтения; расширение лексических знаний о слове; расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
-развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
-воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников, учить видеть красоту русской природы.
Планируемые результаты.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении, правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;
Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Данный урок из раздела "Мы рисуем осень". Рисование по памяти и впечатлению. На уроке использованы следующие средства обучения: картины, стихи, слайды, музыка. Слова учителя сопровождаются показом презентации.
Ход урока:
1.Орг. момент.
1)Создание эмоционального настроения.
- Ну- ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Здесь альбомы, кисти, краски.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить только лишь оценку «5».
- А теперь тихонько сели.
- Ребята, давайте каждый возьмет своего соседа за руку, почувствуйте тепло ладошек соседа, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.
2.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня наш урок посвящён ..., а впрочем, чему вы скажете сами. Отвечайте хором.
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты.
Ветер листья носит,
Наступила ... (осень)
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редкая просинь
Наступила ...(осень)
-Что вы знаете об этом времени года?
-Как называется осень, когда листья становятся разноцветными?
Тема нашего урока: "Краски золотой осени".(слайд)
-Урок посвящён прекрасному, нежному, грустному и щедрому времени года - осени. В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша природа осенью.(2 слайд)
-Я приглашаю вас в этот мир красоты осенней природы. Мы полюбуемся грустной прощальной красотой нашей природы. Приоткроем дверцу в сказочный мир осени, станем немного волшебниками и будем творить маленькие чудеса при помощи кисти и красок.
3. Подготовка к восприятию.
-А сейчас полюбуемся осенней природой . А поможет в этом мне Сабина. ( во время чтения стихотворения идёт показ слайдов).
Осень на опушке,
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник
И зарделись клёны,
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета.
-Вам нравится осень?
4. Знакомство с творчеством А.Плещеева « Осень наступила»,
И.И.Левитана. Картина "Золотая осень".
-Каждый по-своему восхищается природой. Одни молча любуются, другие рисуют красками- это художники, третьи пишут об этом пером на бумаге- это писатели-поэты.
-Сегодня мы будем читать стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» . Откройте по закладке литературное чтение на стр.70.
- Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода.
Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был ещё ребёнком.
Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге
-Послушайте это стихотворение.
- Какое настроение у тебя вызывает это стихотворение?
-О чем это стихотворение? Какие слова помогли вам представить картину осенней природы?
- Прочитайте это стихотворение про себя.
-Скажите, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (слайд)
-Прочитаем с такой интонацией по цепочке.
- Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова.
-Как вы понимаете слово «озимь»? А. Плещеев именно так представил нам осень.
-А теперь поговорим о тех, кто рисует картины?
-Сейчас я расскажу вам удивительную сказку про очень грустного художника.
-Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая у него была жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо учиться рисовать, потом писать красками, а потом ещё суметь делать это так, как до тебя ещё никто не умел. Трудно пришлось ему, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. Но он не любил солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому он чаще всего изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда солнца становится совсем мало. Но всё равно картины Грустного художника были прекрасны. А зовут этого Грустного художника - ... прочитайте табличку.(Исаак Ильич Левитан)(Показать портрет художника)
-А вот одна из картин Левитана. (Показать картину "Золотая осень").
-Как называется картина? Прочитайте.
-Что вы видите на переднем плане картины ?-Какие деревья написал художник?
-Что можно сказать о речке?
-Напротив неё - дубовая роща.
-Какого цвета листва дубов?
-А вы обратили внимание на траву? Какого она цвета?
Что вы видите на дальнем плане картины?
-Какие дома?
-Как художник изобразил небо?
-Есть ли солнышко на картине?
-Как вы узнали?
-Нравится ли вам эта картина? Почему?
-Какое настроение вызывает у вас картина?
-Левитан изобразил период осени, когда листья на деревьях пожелтели, но ещё не опали. День-два и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут яркие цвета. Но художнику всё-таки удалось остановить этот день навсегда.
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем -
И начнём рисовать.
-Ребята я вам предлагаю стать художниками, взять кисточки и краски. Постараемся передать всю прелесть осенней природы.
7.Практическая работа.
-А рисовать мы будем в технике « по мокрому».
Секрет прост: лист бумаги смачивается водой и легкими касаниями кисти привносятся нужные оттенки цвета.
- Я вам покажу как можно, а нарисуете по -своему.
-Желтым цветом, отдельными движениями , намочим то место, где листва дерева.. Пока первый цвет не высох, рядом накладывается второй, и краски расползаются интересными наплывами. Можно наклонить лист- краска почет в другую сторону.
Пока сохнут листья, делаем ствол и веточки, стараемся не задевать листву.
Приступаем.
Поможет вам в работе музыка, музыканты тоже воспевали красоту осенней природы.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит осенняя песенка" муз. Д.Васильева-Буглая.
10. Выставка работ учащихся. Анализ выполненных рисунков.
(Обратить внимание на цветовое решение, аккуратность работ).
-Кому лучше всего удалось нарисовать осеннее дерево?
-У кого лучше получилось небо, земля?
-Кто аккуратнее нарисовал?
Учитель: Скоро наступит последний месяц осени - ноябрь. Всё опустеет, потеряются яркие цвета. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Пройдёт некоторое время, и она, закрывшись белым пушистым одеялом заснёт на целую зиму. А пока мы будем любоваться золотой осенью.
12. Подведение итогов.
-Сегодня класс работал хорошо.
-С работой справились...
-Молодцы. Вы потрудились и помогли Осени.
-С какой картиной мы познакомились?
-Кто написал эту картину?
-Что нового вы узнали?
-Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?
13. Домашнее задание.
-Найти или придумать загадки об овощах и фруктах.
-Урок окончен. Всем спасибо.