Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству в 3 классе ФГОС НОО
Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО)
(3-й класс, УМК "Гармония")
Тема: А.А.Блок «Вербочки», Л..Чарская «Дивные звуки», Е.А.Благинина «Черемуха»
Цели:
Обобщить знания детей по изученному форзацу о весне.
Учить интонационно правильному выразительному чтению.
Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
Учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства.
Воспитывать эстетическое отношение к природе и музыке.
Оборудование:
1) Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» (3-й класс, 3-я часть).2) Портреты писателей (Л. Чарская, А. Блок, Е. Благинина).3) Карточки к игре «Путаница».4) цветные карандаши.5) Слайды презентации. (Приложение)
Ход урока
I. Мозговая гимнастика
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас необычный урок. В нем соединились вместе несколько уроков: литературное чтение и изобразительное искусство. Мы вспомним изученные произведения, интонационно правильно, выразительно будем читать их.
- Помним, какую последнюю тему закончили в этой части учебника.
Весна, весна кругом живет и дышит,Весна, весна шумит со всех сторон!Взлетел петух на самый гребень крыши,Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна, веет теплый ветер,И легкий пар клубится у реки,И шумно солнцу радуются дети,И думают о жизни старики.
III. Игра «Ассоциация»
- Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Работа в парах).
- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)
Обобщение записанных слов на доске учителем сопровождается показом слайдов 2, 3, 4.
- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.
IV. Игра «Путаница»
(Слайд 5)
Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.
Ф. Тютчев Весна
А. Блок Дивные звуки
Е. Благинина Зима недаром злится
А. Плещеев ВербочкиЛ. Чарская Ласточка примчалась
А. Майков Черемуха
(После выполнения открыть слайд 6 с правильными ответами.)
Ф. Тютчев Зима недаром злится
А. Блок ВербочкиЕ. Благинина Черемуха
А. Плещеев Весна
Л. Чарская Дивные звуки
А. Майков Ласточка примчалась
Проверка.
- Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.
- Какой сейчас идет месяц? Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут песни, журчат ручьи, или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну.
- Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце, Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжелая, прислушиваясь к неуклюжему рокоту талой воды. Природа проснулась.
- Утром года назвал это время поэт. На проталинах тянется к солнечному теплу первый подснежник.
Появляется подснежник (слайд ___), затем другие цветы – пролеска, мать-и-мачеха, первоцвет. (Слайд ____).
В лесу, где березки толпились гурьбой,Подснежника глянул глазок голубой.Сперва понемножкуЗеленую выставил ножку,Потом потянулсяИз всех своих маленьких силИ тихо спросил:«Я вижу, погода тепла и ясна.Скажите, ведь правда, что это весна?»
- Какие произведения были посвящены весенним цветам? (В. Железников «Три ветки мимозы», Г. Новицкая «Подснежник», В.Берестов «Мать-и-мачеха»).
- Как одним словом называются первые весенние цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ. Само название говорит о том, что они цветут первыми.
Работа в тетради. (Слайд ___. Поэтапное рисование первоцвета.)
- Так какие же деревья проснулись в лесу?
(А. Блок «Вербочки», Е. Благинина» Черемуха».)
- Каким стихотворением заканчивается раздел чтения «Весна идет, весне дорогу!»?
Стихотворение Л. Чарской «Дивные звуки». (Ученик читает это стихотворение.)
- Какому празднику посвятил поэт это стихотворение?
- Какое настроение создает это стихотворение?
V. Итог урока
Тает снежок,Ожил лужок,День прибывает,Когда это бывает? (Весной)
- С каким разделом закончили работать?
- Оцените свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание: выучить стих-е на выбор.
Приложение1
Ф. Тютчев Весна
А. Блок Дивные звуки
Е. Благинина Зима недаром злится
А. Плещеев ВербочкиЛ. Чарская Ласточка примчалась
А. Майков Черемуха