Конспект интегрированного урока счета и развития речи «Календарь- хранитель времени» 6 класс для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта






Конспект
интегрированного урока
счета и развития речи
«Календарь- хранитель времени»
6 класс
для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта















Тема урока: «Календарь - хранитель времени».
Цель урока: познакомить с видами календарей, закрепить умение учащихся пользоваться календарем.
Задачи урока:
Образовательные:
-уточнить временные представления: год, дни недели, времена года и их последовательность;
-учить ориентироваться во времени с помощью календаря.
Коррекционно- развивающие:
-упражнять в правильном употреблении временных понятий;
-добиваться полных ответов с использованием слов вопроса.
Воспитательные:
-формировать интерес к изучению времени;
-развивать такие качества, как организованность, собранность, точность.
Оборудование:
У учителя: ноутбук с мультимедийной системой (презентация «Календарь природы», «Виды календарей», тест, созданный в программе «Вотум»).
У учеников: персональные рабочие страницы, карточки с кратким обозначением дней недели, календари, календари погоды (природы), пульты для тестирования.







Ход урока:
I. Оргмомент .
1. Доклад дежурного.
- Сегодня 12 февраля, вторник, урок развития речи. В классе присутствуют все. Дежурный- . (в это время остальные ученики записывают число в рабочих страницах, у дежурного число уже записано).
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке будем работать с чудесной вещью, в которой собраны все времена года, это хранитель времени в течение года. Это календарь.(плакатный календарь располагается под темой урока на доске).
- В каждом календаре есть название месяцев, дней недели, числа.
Он сам дней не знает,
А другим их указывает.
3.Целеполагание.
- Календарь помогает узнавать какое сегодня число, день недели. С его помощью можно узнать, сколько дней осталось, например, до четверга или субботы или до праздника. По календарю можно увидеть, когда закончится февраль и наступит следующий месяц, узнать, как он называется.
- В работе с календарем вы должны быть внимательными, собранными.
II. Работа над темой урока.
Разминка.
-Начнем с разминки.
Устно.
- Ответьте на вопросы (полные ответы):
- Когда наступает Новый год? (в январе)
- Когда бывают самые длинные каникулы? (летом)
- Когда бывает листопад? (осенью)
- Назовите времена года, начиная с осени.
Письменно в рабочих страницах Задание №1.
- Возьмите рабочие страницы. В Задании 1 дайте ответ на вопрос.
- Сколько месяцев в году? (12 месяцев)
- Сколько дней в неделе? (7 дней)
- Сколько времен года существует? (4времени года)
Проверка выполнения осуществляется так: один ученик читает вопрос, другой отвечает. Читающий подтверждает правильность или ошибку ответа, остальные проверяют.
Уточнение знаний о календаре (презентация, чтение стихотворения).
(Показ перекидного календаря «Природа»)
- Вот он – календарь, хранитель времени. Рассмотрим его страницу: видим название месяца, дней недели, числа. Перелистаем календарь. Какой промежуток времени пройдет?
Календарь.
По сугробам шел январь,
Всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль-
Потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март,
Зазвенел: - Весна, на старт!
По ручьям приплыл апрель,
Он в кармане нес капель.
Шелестит листвою май:
- Куртку теплую снимай!
Одуванчик нес июнь.
Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле
Мы на море отдохнули!
Август пчелами гудел,
Да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрем:
Листьев желтых наберем!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идет,
Завершая длинный год. И.Гурина
- Какой промежуток времени прошел? (год)
- Прошло 12 месяцев. Назови их. (1 ученик называет месяцы года по порядку).
- Вот какой чудесный календарь.
3. Назначение календарей.
- Календари бывают разных видов: настенные (показ настенных календарей на доске), настольные (показ настольных календарей - на столе), карманные (показ). И настенные, и настольные календари могут быть отрывными - у них каждый день нужно отрывать страницу, один листок - это один день. Так же они могут быть перекидными, нужно переворачивать страницы.
- Каждый может выбрать тот календарь, который ему больше нравится или в зависимости от того, для какой цели его будут использовать.
- Например, если человеку нужен календарь на работе, он выберет календарь настольный или домиком или вот такой настольный перекидной.
- Если нужно календарь всегда иметь при себе, то пригодится карманный календарь.
- Домой многие покупают настенные календари: вот такой перекидной, отрывной или обычный.
- Выполним Задание № 2 в рабочих страницах. Там изображение календарей под номерами, ниже название календарей. Вы должны соединить иллюстрацию календаря и его название. (дети выполняют задание, затем проверка: ученик называет номер иллюстрации календаря и его название, остальные проверяют).
4. Работа с календарем погоды.
-У каждого из вас в классе есть календарь, в котором мы каждый день в течение учебного года отмечаем погоду. Как называется этот календарь? (календарь погоды)
- Берем страничку календаря погоды.
- Какой сейчас месяц? (февраль).
-Какое сегодня число? (12 февраля)
- Какой день недели? (вторник)
- Опишите, какая сегодня погода? (ответы детей)
- Отметим погоду. (отмечают погоду).
-Опишите, пользуясь календарем какая погода была 1 февраля? (пасм.), 4 февраля (пасм, шел снег и дождь), 7 февраля ()?
- Молодцы, убираем страницу на край парты.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок (дети показывают как лепят снежки то одна рука сверху, то другая)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком (разводят руки в стороны, показывая большой ком)
И станет ком снеговиком. (ставят руки на пояс)
Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, (показывают глаза руками)
Шляпа (кладут 1 ладонь на голову)
Нос (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу как у Петрушки)
Метла. (поднимают 1 руку вверх и раздвигают широко пальцы)
На солнце припечет слегка- (поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами солнце)
Увы!- и нет снеговика. (помахивают плечами и разводят руки в стороны).

5. Игра «Дни недели».
Игра «Дни недели».
На доске появляется краткая запись дней недели
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
- Посмотрите на доску. Что обозначают надписи на доске? (название дней недели)
- Прочитайте их. (ученики по цепочке читают обозначения).
- Название каждого дня недели имеет значение:
Раньше неделей называли воскресенье, это значит, что в этот день ничего не делали. Сейчас он называется воскресенье. Отсюда название ПН -1 день после недели.
СР- средний день или середина недели.
ВТ, ЧТ, ПТ- названы номерами этих дней недели.
СБ- означает окончание работы, отдых.
В наше время неделей называют весь период в 7 дней.
- Выясним, как хорошо вы ориентируетесь в днях недели, их последовательности..
Учитель задает вопросы, ученики дают полные устные ответы.
- Это последний день учебной недели. (СБ)
- В этот день по расписанию первый урок музыка. (ПТ)
- Первый день недели. (ПН)
- Сегодня вторник, а завтра будет. (СР)
- Выходной день. (ВС)
- Как называется четвертый день недели. (ЧТ)
- Второй день недели? (ВТ)
5. Как можно заглянуть в будущее.
- Календарь позволяет заглянуть и в прошлое и в будущее. Заглянем в будущее. (работа с календарем).
Каждый ученик работает с разным типом календаря.
-Найдите в календаре месяц май. Сколько дней будет в мае? (31)
- Найдите месяц март. На какой день недели выпадет праздник 8 марта? (ПТ)
- На какой день недели выпадет 1 сентября? (ВС).
6. Определение дня недели даты своего рождения в 2013 году.
В рабочих страницах Задание №3.
- Вы должны с помощью календаря определить, на какой день недели попадет ваш день рождения в 2013 году.
У каждого ученика в рабочих страницах указана дата его рождения, каждый должен найти эту дату в календаре, определить день недели своего дня рождения в 2013 году и записать рядом с датой.
Башкирова О.- 15.09.2000 (ВС)
Быкова С.- 16.09.2000 (ПН)
Королева В.- 31.08.2000(СБ)
Найданов Д.- 15.06.2000 (СБ)
Трунов В.- 18.01.1999 (ПТ)
Юматова Л.- 6.10.1999 (ВС)
























3.

16
с
е
н
т
я
б
р
я
-




































- Расскажите на какие дни недели попадают ваши дни рождения. (дети отвечают: - В этом году мой день рождения выпадет на . (день недели) 2 ученика)
7. Закончи предложение.
- В Задании 4 рабочих страниц нужно закончить предложения.
Я родился(лась) ..(число и месяц).
В этом году день рождения попадает на . (день недели).
Мне исполнится (сколько лет) лет.
Это будет скоро (не скоро).
В рабочих страницах пропечатан текст рассказа с пропусками, в которые ученики должны вписать данные своего дня рождения.
- Прочитайте рассказ. (читают 2 ученика).

7. Тест по обобщению знаний. (С пультами в программе Вотум)
- В последнем задании урока мы проверим ваши знания по теме «Календарь». Вы должны с помощью пульта выбрать правильный ответ на вопрос и нажать соответствующую кнопку на пульте и кнопку .
(ученики работают самостоятельно)
Ученики, которые не могут работать с пультами, тест выполняют в рабочих страницах Задание 5, подчеркивая правильный ответ.
- Как называется хранитель времени в течение года?
1) календарь 2) учебник
- Сколько месяцев в году?
1) 6 2) 12
- Как называется календарь, в котором нужно отрывать страницы?
1 ) отрывной 2) перекидной
- Какое время года наступает после лета?
1) зима 2) осень
- Этот день - середина недели.
1) воскресенье 2) среда
- Компьютер выставил вам оценки. Тесты в рабочих страницах проверим после урока.
Гимнастика для глаз “Весёлая неделька” - Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

III. Итог урока.
- Молодцы! Вы очень старались, были внимательными, выполняя задания. На уроке мы повторили дни недели, месяцы, определяли по календарю дни недели разных дат, работали с календарем погоды.
(детям в подарок карманные календари).


5. Игра «Дни недели».
Игра «Дни недели».
На доске появляется краткая запись дней недели
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
- Посмотрите на доску. Что обозначают надписи на доске? (название дней недели)
- Прочитайте их. (ученики по цепочке читают обозначения).
- Название каждого дня недели имеет значение:
Раньше неделей называли воскресенье, это значит, что в этот день ничего не делали. Отсюда название ПН -1 день после недели.
СР- средний день или середина недели.
ВТ, ЧТ, ПТ- названы номерами этих дней недели.
СБ- означает окончание работы, отдых.
В наше время неделей называют весь период в 7 дней.
- Выясним, как хорошо вы ориентируетесь в днях недели, их последовательности.
Учитель задает вопросы, ученики дают полные устные ответы.
- Это последний день учебной недели. (СБ)
- В этот день по расписанию первый урок музыка. (ПТ)
- Первый день недели. (ПН)
- Сегодня вторник, а завтра будет. (СР)
- Выходной день. (ВС)
- Как называется четвертый день недели. (ЧТ)
- Второй день недели? (ВТ)



Задание 5.Прочитай вопрос, подчеркни правильный ответ.

- Как называется хранитель времени в течении года?
1)
к
а
л
е
н
д
а
р
ь


2)
у
ч
е
б
н
и
к





- Сколько месяцев в году?
1)

6









2)
12











- Как называется календарь, в котором нужно отрыватьстраницы7
1)
о
т
р
ы
в
н
о
й



2)
п
е
р
е
к
и
д
н
о
й


- Какое время года наступает после лета?
1)

з
и
м
а






2)

о
с
е
н
ь






- Этот день - середина недели.
1)
в
о
с
к
р
е
с
е
н
ь
е

2)
с
р
е
д
а
















Гимнастика для глаз “Весёлая неделька” - Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали.
- Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!



Физминутка «Снеговик».


Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,
Шляпа
Нос
Метла.
На солнце припечет слегка-
Увы!- и нет снеговика.



15