Разработка открытого урока на тему Объемный рисунок по трафарету
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
По теме: Объемный рисунок по трафарет
13450 «Маляр»
(группа специального коррекционного обучения)
Разработал:
Мастер производственного обучения
по профессии «Маляр »
Пунтус Марина Владимировна
Черемхово, 2016
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при проведении урока производственного обучения по теме: «Объемный рисунок по трафарету»
В разработке представлены:
план урока производственного обучения;
вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
критерии оценки качества работы;
инструкционно-технологическая карта;
требования к качеству выполняемой работы;
оценочный лист оценки качества работы.
В процессе проведения урока мастер использует активные формы и методы проблемного обучения.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Урок совершенствование трудовых приемов и навыков начинается с представления темы и цели с помощью мультимедиа, а так же материал по актуализации ранее изученного материала. Применение мультимедиа способствует лучшему зрительному усвоению материала.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Маляр». Подбор материала делается с акцентом на учащихся со слабым развитием умственных способностей. Обучающиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним. Необходимо каждому из таких обучающихся оказывать индивидуальную помощь выявлять пробелы в знаниях и выполнять их теми или иными способами.
Урок состоит из трех этапов, приступая к рассмотрению которых, мастер четко обозначает цели, что способствует актуализации мыслительной деятельности обучающихся и нацеливает их на конечный результат.
Работая над планом урока производственного обучения, я старалась учесть следующие моменты: помочь обучающимся обобщить полученные знания , раскрыть их творческий потенциал и научить анализировать свою деятельность.
План урока.
Дата:
Группа М12-2
Тема программы: Малярные работы.
Тема урока: « Объемный рисунок по трафарету»
Тип урока : Урок совершенствования трудовых приемов навыков .
Цель урока :
Образовательная : Способствовать совершенствованию трудовых приемов и навыков обучающихся при объемной отделки по трафарету путем создания условий для углубления изучения материала.
Развивающая- развивать у обучающихся способность самостоятельно анализировать конечный результат своей работы путем сравнения с натуральными образцами, способствовать развитию речи путем дополнения ответов обучающихся.
Воспитательная- прививать любовь к избранной профессии на основе глубокой заинтересованности в результатах своего труда, умении рационально использовать рабочее время, воспитывать аккуратность, честность в работе.
Метод урока: Словесный, наглядный, практические упражнения обучающихся.
Метод изложения: Объяснение с практическим показом.
Методическая цель: Совершенствование организации учебного процесса, использование активных методов обучения, стимулирующих самостоятельность и творчество обучающихся при изучении темы: «Объемный рисунок по трафарету».
Материально- техническое оснащение:
Инструменты и приспособления: Трафареты, шпатель, кисти, хозяйственная губка, наждачная бумага, малярный скотч, канцелярский нож, ножницы, гипсовая шпаклевка, колеровочная паста, емкость для шпаклевки, акриловые краски, фломастеры.
Сырье: гипсовая шпаклевка, грунтовка.
Межпредметные связи:
Технология отделочных работ, материаловедение.
В завершение урока каждый обучающийся должен:
знать уметь
-технологию отделки по трафарету,
-технику безопасности;
-требования к качеству
Выполнять технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов объемный рисунок по трафарету.
Методическое обеспечение:
План урока производственного обучения
Инструкционно-технологические карты для обучающихся «Объемная отделка стен по трафарету», карточки – задания.
Материально-техническое оснащение урока:
ИКТ: Ноутбук, Презентация Power Point
Наглядные пособия:
образец готовой работы
инструкционно-технологические карты по теме урока.
Ход урока.
I.Организационная часть ( 5 минут):
приветствие обучающихся
проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
проверка готовности обучающихся к уроку.
проверка внешнего вида обучающихся;
психологический момент.
упражнение по настрою на день «Комплимент сегодняшнему дню»
обучающие встают лицом к окну, протягивают руки ладонями вперёд, делают глубокий вдох и выдох, повторяют слова за мастером:
- Доброе утро, сегодняшний день! У меня сегодня хорошее настроение, я готов выполнить любое задание, а вечером буду отдыхать.
Первые два вопроса мастер производственного обучения решает с помощью дежурного в группе, который докладывает об отсутствующих обучающихся на занятиях и возможных причинах отсутствия, а так же заранее проверяет и докладывает о соответствии внешнего вида обучающихся и их санитарной одежды требованиям санитарных норм.
Третий вопрос организационного момента - психологический. Я считаю, что он самый важный. Ведь именно от него зависит настроение ребят, желание идти на контакт с мастером и товарищами по группе, правильное восприятие информации и активного участия в творческом процессе. Именно поэтому на уроках производственного обучения стараюсь говорить легко, хвалить за аккуратный внешний вид, стараюсь подходить к любым проблемам с определенной долей доверия, а где и с юмором, соблюдая меру, чтобы не унизить человеческого достоинства ребят.
Вводный инструктаж (45 минут):
1.Сообщение темы урока ( Презентация к уроку Слайд №1)
2.Сообщение цели и мотивации урока ( Слайд №2)
Мотивация состоит из проблемных заданий, которые разрешаются по ходу урока.
Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему «Малярные работы» и тема нашего сегодняшнего урока – «Объемный рисунок по трафарету».
Познакомимся с технологией нанесения объемного рисунка по трафарету. Но перед тем как преступить к новому материалу мы должны вспомнить предыдущую тему.
И мы приступаем к Актуализации ранее изученного материала по теме «Выполнение трафаретов своими руками»
И сейчас вы ответите на следующие вопросы;
Слайд №3
Проверку теоретических знаний провожу путем фронтального опроса ( с помощью мультимедиа) Задание №1
Вопрос Ответ
1.Что такое трафарет?
2.Из чего изготавливают трафареты?
1.Трафарет – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива .
Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность.
4. Какие виды трафаретов бывают? Трафареты бывают одноцветные и многоцветные.
Одноцветные трафареты служат для набивки рисунка бордюров в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок.
Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок.
5.Как изготавливают трафарет? Вырезку производят острым ножом, ножницами на твердой доске. Не пропуская ни одной даже маленькой прорези.
6. Т.Б. при работе с ножом и ножницами Аккуратное обращение с канцелярским ножом, ножницами. Открывать нож, ножницы только во время работы, - по окончании работы убрать в положенное место. Передавать друг другу нож, ножницы в закрытом виде. Не отвлекаться самим и не отвлекать товарищей во время работы
Работа по карточкам. Задание 2. ( Слайд №4)
Давайте вспомним какие инструменты мы применяем при « Выполнение трафаретов своими руками». Предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде будут показаны инструменты, вы должны выбрать из них только те, которыми вы работали и объясните их назначение. Сделать акцент на Т.Б. при работе с инструментами.
Задание 3: . Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели). Вставить пропущенные слова. Карточки находятся у каждого обучающего
Слайд № 5 - Ответ на разминку
Трафареты в основном изготавливают из плотной бумаги, покрывая её с двух сторон олифой или лаком ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его слипание при хранении. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить их размокание и порчу. Водную краску аккуратно смывают водой, масляную - скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются прямыми трафаретами. Обратными трафаретами пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.
Формирование ориентировочной основы действия
Объяснение нового материала
Труд по обязанности – это работа,
А работа по склонности – это досуг Б.Шоу
Вам было дано задание подобрать материал из истории, «применение объемного трафарета».
И немного из Истории
Выступит обучающийся
В 1907 году Марком Аурелем Стейном в пещере Тысячи Будд , были найдены шелковые ткани с изображениями Будды, выполненными с помощью трафаретов.
В Финикийской культуре, а расцвет ее приходиться на первое тысячелетие до нашей эры, находятся подтверждения тому, что Финикийцы умели воспроизводить и тиражировать рисунки с помощью примитивного трафарета. Учеными также установлено и то, что трафаретами пользовались в др.Египте. Особенно для получения рельефных изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий.
Во времена XIX Династии, XIII век до нашей эры, строительства было много и художников для выполнения росписи не хватало. Поэтому применялась простая технология не требующая высочайшей квалификации исполнителя. Работник, отвечавший за покраску, сначала переводил с выполненного художником на папирусе или коже картона (рисунок в натуральную величину) изображение на стену с помощью трафарета. Рисунок накалывали по контуру, полученный трафарет накладывался на стену и через отверстия втирался угольный порошок. Этот способ
используют и сейчас и называют «метод припороха». Таким образом на поверхности оставался четкий след. Затем каменотес, углублял контур рисунка. Далее работник наносил внутрь абриса тонкий слой штукатурки и раскрашивал согласно картона.
Дальше продолжит следующий обучающий
Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.
Как и во все времена, трафареты сегодня применяются для декорирования стен, потолков и потолочных розеток, плафонов, полов будь то бетон, дерево, камень или пластик. Архитектурных элементов: дверей, молдингов, зеркал, лестниц, колонн, пилястр, каминов, стеновых панелей.
С помощью трафаретов могут быть оформлены и предметы мебели .
Эволюция финишных технологий в сочетании с трафаретными техниками открывает перед современными архитекторами, дизайнерами и декораторами возможности, ограниченные лишь фантазией. Инновации в области декорирования поверхностей включая объемный рисунок с помощью трафарета является огромной палитрой для творческого ума.
Нанесение объемного рисунка с помощью штукатурки - один из самых интересных этапов декорирования помещения.
Имеем в наличии оштукатуренную стену, на которой желаем изобразить нечто вроде панно или бордюра. Не красками, А именно штукатуркой!
Для того, чтобы представить, как выглядит объемный рисунок, сделанный с помощью трафарета можно вообразить себе резьбу по камню.
Мы плавно подходим к процессу нанесения « Объемного рисунка на стену»
Перед тем как приступить к самостоятельной работе Прежде всего, необходимо определиться, какой рисунок вы хотите. Будет ли это панно, украшающее стеновую нишу, бордюрная отделка или отдельные элементы, хаотично разбросанные по поверхности стены.
Вторым этапом будет увеличить и распечатать любой имеющийся у вас рисунок, с помощью компьютерных технологий.
Третьим этапом:
Соответственно нужно подготовить инструменты к работе: Слайд №6
Трафарет.
Аэрозольный клей или малярный скотч.
Сетка шлифовальная
Мелкозернистая или однородная декоративная штукатурка.
Шпатель.
II. Самостоятельная работа.
1.Распределение обучающихся по рабочим местам -
2. Выдача заданий, технологических карт.
3. Закрепление и развитие основных приемов действий.
После окончания работы вы должны сами оценить работу другого обучающегося который работает с вами в группе.
Предупреждение возможных ошибок в работе:
1. Потеки
2. Рваные линии рисунка
3. Заметный стык
Группа самостоятельно должны выполнить объемный рисунок по трафарету.
сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
распределение обучающихся по рабочим местам;
Показатели оценок организации работы обучающихся
- организация рабочего места;
- соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины
-соблюдение технологического процесса
- качество выполненной работы
- соблюдение технологического процесса
Критерии оценки качества работы
Плотное прилегание трафарета к стене;
Нанесение шпаклевки равномерно по трафарет;
Шпаклевку наносим не толстым слоем ;
Контур объемного рисунка, по трафарету( должен быть четким, без затёков и прерывистых линий);
Незаметность стыков трафаретов;
Рисунок, выполненный по трафарету, не должен иметь отклонений от намеченного направления и точно соответствовать эскизу .
Текущий инструктаж
Целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся:
Целевые обходы рабочих мест обучающихся провожу непосредственно на рабочих местах в несколько обходов.
При этом проверяю.
1). Соблюдение правил организации рабочего места и технологии выполнение объемного рисунка по трафарету на поверхности
2) Выполнение трудовых приемов обучающихся , ответы на их вопросы
3) Наблюдение за выполнением правил техники безопасности, оказание обучающимся необходимую помощь.
4) Контроль за правильностью выполнения объемного рисунка по трафарету на поверхности.
В процессе целевых обходов задаю обучающимся следующие вопросы
1.Чем будем крепить трафарет к поверхности? ( Малярным скотчем)
2. Каким инструментом наносим шпаклевку на трафарет ? ( шпателем металлически , шпатель резиновый)( гладилкой)
3.Какие правила техники безопасности вы будете соблюдать ( работать должны в спец одежде, рабочее месте не должно быть загромождено, при работе инструментом с острыми углами не поранить себя, не бросать инструмент под ногами )
4.Как убрать лишнюю шпаклевку?
5.В каком направлении будем вести шпатель при нанесении шпатлевки?
Для выполнения объемных рисунков с помощью трафарета можно использовать только однородную и мелкозернистую штукатурную смесь, так как крупные зерна в составе штукатурки не позволят снять трафарет без грубого нарушения линий рисунка.
Затем переходим к нанесению объемного рисунка на поверхность
У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическую работу. Инструкционная карта присутствует на протяжении всей работы для самоконтроля.
Во время работы мастер следит за организацией рабочего процесса, техникой безопасности. По окончании работы анализируются выполненные работы (разбор дефектов, способы их устранения).
Т.Б. при нанесении объемного рисунка по трафарету
Работы выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
при работе с металлическими шпателями быть
осторожным;
не загромождать рабочее место и проходы материалами;
не бросать инструменты под ногами;
при работе инструментом с острыми углами не поранить себя и вблизи находящихся товарищей;
при шлифовании поверхности работать строго в
защитных очках.
Приступаем к творческому процессу
Слайд №7
Размещаем трафарет на нашей поверхности в нужном положении. Для крепления трафарета на стене потребуется аэрозольный клей, в нашем случае он совершенно не нужен. Помним, что трафарет будет весь покрыт толстым слоем штукатурки, а снять его надо будет аккуратно и равномерно, поэтому мы сделали из скотча небольшую ручку (1), за которую потом будем тянуть.
Слайд №8
Крепим трафарет на место, можно переклеивать до полного удовлетворения композицией
Слайд №9
Берем шпатель и наносим шпаклевку на трафарет. Здесь есть два момента, на которые стоит обратить внимание. Первый момент – следите за толщиной слоя, , нужно шпаклевку наносить равномерно. Чтобы рельефный рисунок был четким и без разрывов, штукатурку нужно накладывать понемногу
Слайд№10
Снимаем трафарет. Как только процесс намазывания пришел к концу и слой штукатурки на трафарете достиг желаемой толщины и равномерности, сразу снимаем трафарет. Конечно же, не следует ждать высыхания штукатурки (на это уйдет несколько часов). Наша цель – срезать сырую субстанцию, чтоб на поверхности остался только трафаретный рисунок. Ничего сложного в этом действии нет, главное сделать это плавным уверенным движением и не сместить трафарет вправо-влево.
Слайд№11
Смотрим на результат в первом приближении. Скорее всего, вы увидите картину как на фото – неровные края, Однако наша цель сейчас – показать, как это получается у простых смертных, и что даже будучи далеко не профи можно получить замечательный результат. Поэтому продолжаем.
Слайд№12
Даем штукатурке окончательно высохнуть . Продолжаем мы при помощи шкурки (наждачной бумаги) средней шероховатости. С легким нажимом ошкуриваем все неровные края . Сделать это очень легко, засохшая шпатлевка – это не камень.
Объемный рисунок готов
Объемный рисунок нанесен, теперь следует подождать его полного высыхания, оставив на сутки в покое. После чего полет вашей фантазии по дальнейшей художественной интерпретации практически ничем не ограничен.
IV.Заключительный инструктаж( 11.10 – 11.40)
итоги дня, достижение целей урока
оценка качества каждого обучающегося по показателям
лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
ошибки в работе, слабые работы
подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Подведение итогов урока - это результаты взаимооценки.
Меня порадовала объективность ваших оценок. Оценки сообщены ,отметки выставлены. Но, чтобы сделать вывод мы должны проанализировать момент
Вопрос Ответ
1. Как вы считаете, работали ли вы сегодня над развитием способностей, которые так ценит сегодня работодатель и называются они общими компетенциями? Да.
2. Проявлять интерес к профессии, уметь самостоятельно анализировать, эффективно общаться – это сейчас самое главное Да.
3. На основании чего у вас утвердились осознания значимости будущей профессии. Если научусь, то буду хорошим профессионалом. Если буду качественно выполнять работу.
4. В какие моменты вы работали над общими компетенциями? Организовывали собственную деятельность, работали в команде
5. Вначале урока поставили цель. Мы её выполняли? Да
Задание на дом. Тема следующего урока – «Набивка рисунка по трафарету» составить набросок технологического процесса по теме. Л.Н.Мороз Маляр стр. 221
Спасибо за работу.
Уборка рабочих мест и инструмента
Мастер производственного обучения
М.В.ПунтусСамоанализ урока.
I. Тема урока: отделка по трафарету.
Форма проведенного урока традиционная.
От результатов полученных знаний и умений зависит формирование навыков по следующей теме: «Набивка рисунка по трафарету.»
III. Для решения таких дидактических задач как:
Повторение и закрепление,
Углубление и расширение ранее усвоенных знаний,
Формирование новых умений и навыков.
выбираю тип урока – формирование и совершенствование умений и навыков.
Организация учебной деятельности обучающихся на уроке этого типа предполагает повторение знаний полученных на уроках спецтехнологии, а также ввод их деятельности на межпредметный уровень
Вместе с актуализацией организовала контроль знаний полученных на теории знаний.
В зависимости от поставленных целей урока и специфики (урок производственного обучения) выбрала следующие методические подходы к построению урока.
На этапе вводного инструктажа применила информационные методы и репродуктивные. Сообщаю готовую информацию различными способами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
В основной части урока используются практические методы, где идет выработка умений и навыков. Сначала демонстрирую выполнение, затем обучающиеся выполняют это упражнение в соответствии с технологической картой.
В заключительной части урока я применила репродуктивные методы, когда обучающиеся сами выявляют дефекты и способы устранения их.
Для реализации принципа обучения – доступность и наглядность применены: презентация, раздаточный материал –технологическая карта, карточки-задания, оценочный лист.
Контроль знаний осуществлялся не только в начале урока, но и в заключении основного этапа урока. На заключительном инструктаже работы обучающихся оценивались не только мастером, но и самими обучающимися. Это ведет к совершенствованию умений самоанализа, умению распознать дефекты и искать пути их устранения. На этом этапе урока выявляется такой аспект развития образования, как стремление к объективному и своевременному контролю. Когда обучающиеся сами оценивают свои работы, проводя самооценку и самоконтроль, они совершенствуют свой выбор методов работы.
Домашнее задание было выдано с учетом самостоятельного применения полученных знаний на сегодняшнем уроке по теме : «Объемный рисунок по трафарету»
На эффективность проведения урока производственного обучения повлияли методы стимулирования учебно - познавательной деятельности.
С учетом особенностей обучающихся применены такие приемы, как психологические разгрузки, медитации.
Были созданы условия проведения урока:
Учебно – материальные : обучающиеся были обеспечены всеми необходимыми материалами.
Морально – психологические: доброжелательным отношением к обучающимся.
Гигиенические: чистые рабочие места, проветренное помещение.
На мой взгляд мне удалось решить поставленные задачи урока на уровне современных тенденций развития образования. Урок целей достиг.
Самоанализ урока.
Урок проводился в группе второго курса по профессии «Маляр» М-12-2.Посещаемость в группе хорошая, ребята, в основном, готовятся к урокам, поэтому имеют достаточные знания по изучаемому материалу. В группе ярко выделяются несколько человек со знаниями выше средних по группе: Богданов, Беловодченко, Гусев, Шевский, Устюжанин.
Тип урока – формирование и совершенствование умений и навыков при «Нанесение объемного рисунка по трафарету ».
Преподавателем была сформулирована триединая цель урока, которая реализована в течение его проведения. Обучающиеся познакомились с выполнением объемного рисунка по трафарету , отрабатывали коммуникативные навыки, навыки самоконтроля, развивали свою познавательную активность, расширяли технический кругозор. На протяжении всего урока воспитывалось уважительное отношение к профессии.
Изучение нового материала опиралось на знания, полученные обучающимися при изучении курсов физики и электротехники.
Разбивка урока на четко выраженные этапы с конкретными целями позволило малыми дозами донести до обучающихся базовые знания по изучаемой теме.
Применение на всех этапах урока мультимедийных и IT-технологий позволило обучающимся качественно освоить материал. Построение урока способствовало высокой степени активизации, вовлекало в работу всех без исключения обучающихся.
В процессе урока были достигнуты поставленные перед обучающимися задачи, урок достиг своей цели. В течение всего урока наблюдалась высокая активность обучающихся. Материал усвоен хорошо.
Всем выставлены оценки.
Приложение №2
Приложение №3
Трафареты в основном изготавливают из __________, покрывая её с двух сторон ___________ ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его _____________________. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить _________________________. Водную краску аккуратно __________________, масляную - скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются _____________________________. ________________ пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.
плотной бумаги
олифой или лаком
слипание при хранении
их размокание и порчу
смывают водой
прямыми трафаретами
Обратными трафаретами
Приложение 4
Инструкционная - технологическая карта: «Обемный рисунок по трафарету»
Последовательность операций Инструменты, материалы, приспособления Способ производства работ
Готовый трафарет прикрепляем к поверхности
Малярный скотч Прикрепить трафарет к поверхности малярным скотчем.
Приготовлении шпаклевочной массы.
Емкость для приготовления шпаклевки, шпатель Смешивание производят в емкости, последовательно добавляя воду
Нанесение шпатлевки на трафарет.
Снятие трафарета
Трафареты, шпатель для нанесения шпатлевки, салфетки, емкость для воды.
Трафарет
Трафарет прикладывают к стене, плотно прижимают рукой к поверхности, а другой рукой заполняют вырезанный рисунок на трафарете , шпаклевкой лежащей на поверхности шпателя и осторожно промазывая углы.
После нанесения шпатлевки трафарет снимают с поверхности, протирают салфеткой, затем промывают водой, просушивают .
Подправка рисунка
Ножик.
Подправляют рисунок от руки, т.е. без трафарета, уточняя контур рисунка
Приложение 5
Оценочный лист
Ф.И.О Повторение изученного материала Взаимоконтроль Соблюдение
технологической последовательности соблюдение техники безопасности Качество
выполненной работы Итоговая оценка
1. Арисов.С.П. 2. Карпович. А.В. 3.Прокопьев.Г .А. 4.Вишняковский. С.С. 5. Горохов.Д.Г. 6. Усманов.И.В. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Петрова И. В. «Общая технология отделочных строительных работ». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Ивлиев А. А. «Отделочные строительные работы». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
Ивлев А. А.; Калыгин А. А. «Отделочные работы». Иллюстрированное пособие. – М.; Проф. издательство, 2001 г.
Суржаненко А. Е. «Альфрейно-живописные работы» - М.: Высшая школа, 1996 г.
Сухаревская Е. Ю. «Технология интегрированного урока». Практическое пособие – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003 г.
Горбов А. М. «Краски, лаки, обои». – М.; ООО «Издательство АСТ»; Данецс: «Сталкер», 2002 г.
Чмырь В. Д. «Материаловедение для отделочников строителей». – М.: «Высшая школа», 1990 г.
Тучкова Т. У. «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя». – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
Раутова О. Б., Крылова О. Н. «Современные педагогические технологии в прерильном обучении». Учебное педагогическое пособие для учителей – СПб.: Каро, 2006 г.
Брун Цеховой В. А. «Евроремонт» практический справочник домашнего мастера. – М.: «Омега», 2005 г 11Завражин Н.Н. « Малярные работы высокой сложности» - М.: Издательский Центр «Академия»,2010 г.
12.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника», М.: Издательский центр «Академия», 1996 г.
13.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. Академия развития, 2004 г.
Интернет-сайты:
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;