Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «Светофор».
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Нижневартовск
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»
-1422405263515г. Нижневартовск
2014 год
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи
Основные цели создания и деятельности отрядов ЮИД
Основные задачи, решаемые в процессе работы отряда ЮИД
Нормативно правовая база программы
Методическое обеспечение программы
Основные направления работы отряда юных инспекторов движения являются
Юный инспектор движения обязан
Юный инспектор движения имеет право
Деятельность отряда юных инспекторов движения осуществляется в следующих направлениях
Работа с родителями
Кадровое обеспечение программы
Условия реализации программы
Положение об отрядах юных инспекторов движения
Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Светофор» (первый год обучения)
Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Светофор» (второй год обучения)
Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Светофор» (третий год обучения)
Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Светофор» (четвертый год обучения)
Требования к уровню подготовленности выпускников отряда ЮИД
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Словарь дорожных понятий и терминов.
Подвижные игры по правилам дорожного движения
Список литературы 3
5
6
6
6
6
7
7
7
8
8
9
9
9
10
11
13
14
15
16
18
19
21
29
31
Паспорт Программы
Наименование программы Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «Светофор».
Основание для разработки программы В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
Автор программы Михайлова Анна Ивановна – учитель начальных классов.
Юридический адрес учреждения 628611, Российская Федерация, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г.Нижневартовск,
Телефон Цель программы Привлечь учащихся к активной работе по пропаганде Правил дорожного движения
школьные и городские соревнования «Безопасное колесо»
выпуск «Уголка безопасности»
выступление агитбригад в школе и дошкольной группе.
Задачи программы 1. Предоставить обучающим базовое образование в рамках государственных стандартов.
2. Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
3. Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
4. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
5. Использовать материально-технический потенциал школы и другие её возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
6. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
Сроки реализации программы Четыре года
Место проведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»
Контроль за реализацией программы Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ).
Ожидаемые результаты Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
Пояснительная записка
Последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Решением этой проблемы занимаются различные ведомства, в том числе значительная роль отводится образовательным учреждениям. Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по городу Нижневартовску показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности жизни и здоровья и ребенка.
Статистика неумолимо свидетельствует: ежегодно в России на дорогах гибнет 23 тысячи человек, 2 тысячи из них дети в возрасте до 15 лет. В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдения их.
Эти данные показывают, насколько важной является проблема подготовки детей к безопасному участию в дорожно-транспортной среде. Только грамотное поведение юных пешеходов может служить гарантией их безопасности на дорогах.
Решение такой приоритетной задачи школы, как охрана здоровья детей, предполагает формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Наряду с основным курсом обучения учащихся правилам дорожного движения в образовательных учреждениях (на тематических классных часах) большое значение имеет деятельность детских объединений в этом направлении, например, отрядов «Юных инспекторов дорожного движения». В настоящее время их потенциал остается до конца нереализованным.
Чем разнообразнее формы работы учителя по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.
Активная, систематическая работа по формированию позитивного отношения детей и подростков к необходимости соблюдения правил дорожного движения проводится ГИБДД. Инспектора дорожного движения систематически встречаются с учителями и учениками школ города, проводят разъяснительную работу, организуют занятия по правилам дорожного движения. Итогом данной работы являются внутришкольные и городские конкурсы отрядов ЮИДД «Безопасное колесо»
В процессе обучения рекомендуется демонстрировать документальные и научно-популярные фильмы на тему «Безопасность дорожного движения», проводить экскурсии, КВН, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения велосипедистов.
Цель программы: привлечь учащихся к активной работе по пропаганде Правил дорожного движения
школьные и районные соревнования «Безопасное колесо»
выпуск «Уголка безопасности»
выступление агитбригад в школе и дошкольной группе.
Задачи:
1. Предоставить обучающим базовое образование а рамках государственных стандартов.
2. Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
3. Применять современные формы и методы обучения, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
4. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
5. Использовать материально-технический потенциал школы и другие её возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
6. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
Основные цели создания и деятельности отрядов ЮИД:
1. Активное содействие школе в воспитании подрастающего поколения.
2. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
3. Широкое привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.
4. ориентация школьников на профессии, необходимые в органах внутренних дел.
Основные задачи,
решаемые в процессе работы отряда ЮИД:
1. Углубленное изучение Правил дорожного движения.
2. Овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения.
3. Овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
5. Овладение техническими знаниями.
6. Организация работы с юными велосипедистами.
7. Организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школе, дошкольной группе.
8. Участие в конусах и соревнованиях
Нормативно правовая база программы
Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Конституция РФ (1993 г.)
Правила дорожного движения. Российской Федерации – Москва, Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.
Методическое обеспечение программы
1.CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного
3. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2007.
4. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007.
5 . Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
6. Азбука Пешехода, Москва 2007.
7. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие. Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
8. Тесты по ПДД для учащихся старших классов. Москва «Центр Пропаганды», 2007.
Основные направления работы
отряда юных инспекторов движения являются:
1. Совместная работа ОУ с отделом ГИБДД
1.1 Встреча сотрудников ОГИБДД с обучающимися МБОУ «СШ № 12» на классных часах.
1.2. Встреча сотрудников ОГИБДД с родителями обучающихся.
1.3. Совместное планирование деятельности МБОУ «СШ № 12» с ОГИБДД.
2. Организация работы отряда ЮИДД
2.1. План работы отряда ЮИДД
2.2. Выборы командира отряда. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.
2.3. Помощь первоклассникам в составлении маршрутов «Школа – дом».
2.4. Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дорога и дети».
2.5. Посвящение первоклассников в пешеходы.
2.6. Проведение зачетов на знание ПДД в 3 – 7 классах.
2.7. Викторина «Знатоки ПДД» (5 -7 классы).
2.8. Игра по станциям для учащихся 1-4 классов «Школа пешеходов».
2.9. Участие в конкурсе отрядов ЮИД «Безопасное колесо».
3. Работа с родителями (включенность родителей в реализацию программы)
3.1. Проведение родительских собраний по тематике ПДД
3.2. Составление и распространение памяток ребенок и дорога
3.3. Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
3.4. Совместные праздники, конкурсы
4. Методическая работа
4.1. Создание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.
4.2. Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков»
5. Закрепление знаний по ПДД
5.1. Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
5.2. Конкурс рисунков и стенгазет «Как вести себя на дороге»;
5.3. Игра «Безопасное колесо»;
5.4. Праздник «Мой друг – светофор»;
5.5. Посвящение первоклассников в пешеходы
5.6. Проведение уроков по ПДД
Юный инспектор движения обязан:
1. Дорожить честью, званием юного инспектора движения.
2. Изучить правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.
3. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.
4. Участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
5. Укреплять своё здоровье – систематически заниматься физической культурой и спортом.
Юный инспектор движения имеет право:
1. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
2. Овладевать знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности движения в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
4. Участвовать под руководством инспекторов ГИБДД в патрулировании улиц села.
Деятельность отряда юных инспекторов движения
осуществляется в следующих направлениях:
Информационная деятельность
1. Создание стендов «ЮИД в действии»
2. Выпуск стенгазеты «Уголок безопасности»
Основу пропагандистской деятельности составляет:
38519103663951. Организация разъяснительной работы по безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, тематических утренников.
2. Проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей,
3. Участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения ПДД.
Шефская деятельность:
-17716524765Организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения.
Разучивание песен и стихов.
Помощь учителям в проведении экскурсий «Азбука дорог».
Работа с родителями
Цель:
Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения
Общешкольные родительские собрания
Индивидуальная работа (встречи, беседы)
Внеклассные мероприятия «За безопасность всей семьей»
Кадровое обеспечение программы.
Директор МБОУ «СШ №12» Смирнова Ирина Васильевна - осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга).
Заместитель директора, курирующий работу классных руководителей в области ПДДЕременко Валентина Тимофеевна - планирование, контроль и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с целью и задачами МБОУ «СШ №12.
Классные руководителивыполняют следующие функции:
· Планирование и организация учебно– воспитательного процесса.
· Ведение занятий по ПДД.
· Подготовка и проведение праздников по данному направлению.
· Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
· Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.
· Отслеживание положительной динамики по реализации программы.
· Привлечение родителей к организации работы по данному направлению (использование возможностей).
· Ведение необходимой документации.
Михайлова Анна Ивановна - педагог, курирующий деятельность отряда ЮИДД
· Планирование работы отряда ЮИДД;
· Руководство работой отряда ЮИДД;
· Координация совместной деятельности с инспектором ГИБДД;
· Разработка экскурсий; составление графика экскурсий для учащихся школы;
· Ведение занятий по ПДД;
· Подготовка к конкурсам по данному направлению;
· Освещение деятельности отряда ЮИДД в школьных средствах массовой информации;
· Ведение необходимой документации;
· Отслеживание положительной динамики по реализации программы.
Условия реализации программы.
Место проведения (учебные комнаты, спортивный зал,).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства» и др.).
Положение
об отрядах юных инспекторов движения
1. Общие положения
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего возраста.
Основными задачами отрядов юных инспекторов движения являются:
· активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
· изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
· овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отряд юных инспекторов движения создается из числа школьников в общеобразовательной школе.
2. Основные направления работы юных инспекторов движения
1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожною движения.
3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасности движения.
5. Организация работы с юными велосипедистами.
3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
Отряд создается при наличии не менее 6 человек.
Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.
4. Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
· Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
· Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
· Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
· Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
· Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
5. Юный инспектор движения имеет право:
· Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
· Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
· Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
· Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на районные, областные слеты юных инспекторов движения.
889635121285
Календарно- тематическое планирование
занятий кружка «Светофор»
(первый год обучения)
№
п.п Теоретическая часть Кол-во часов Практическая часть Кол-во часов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка ЮИД в течение года. 2 Основные понятия и термины 2 Рисование различных понятий. Решение тестов 2
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения 2 Нарисовать участников дорожного движения 2
Дорожные знаки и дополнительные средства информации 4 Игра в домино
Рисование знаков 4
Правила движения пешехода 2 Рисование улицы с переходом 2
Где и как переходить улицу? 2 Занятие на переходе 2
Элементы улиц и дорог 2 Рисование эскиза 2
Регулируемый перекрёсток
4 Изучение, тренировка в подаче сигналов регулировщика, встреча с инспектором ГИБДД 4
Нерегулируемый перекрёсток 4 С помощью макета усвоить принцип проезда перекрёстков 4
Правила движения велосипедиста, мопедиста 2 Езда на велосипеде 4
Правила перевозки людей и груза на велосипеде и мототранспорте 2 Перевозка груза на велосипеде 2
Движение группы пешеходов и велосипедистов 2 Передвижение по схеме в коридоре 2
Некоторые технические требования к велосипеду и мопеду 2 Разборка и сборка велосипеда 2
Дорожная разметка 2 Рисование дорожной разметки 2
Итого: 34 34
Календарно- тематическое планирование
занятий кружка «Светофор»
(второй год обучения)
№
п.п
Теоретическая часть Кол-во часов Практическая часть Кол-во часов
На железной дороге 2 Решение тестов 2
Движение по загородной дороге 2 Решение тестов 2
Дорожные ловушки 4 Работа с тестами 4
Ожоги, обморожения 2 Оказание ПМП 2
Остановка кровотечения 2 Наложение повязки; оказание ПМП, наложение жгута 2
Транспортировка пострадавших 2 Оказание ПМП Транспортировка на практике 2
Травмы головы, грудной клетки, живота
Шок. Обморок. 4 Оказание ПМП при ЧМТ.
Повязки. 4
Переломы 4 Оказание ПМП. Наложение шины 4
Первичное реанимационное пособие 4 Оказание ПМП- ИВЛ «рот в рот», «рот в нос»; тройной приём Сафара 4
Виды и техника наложения повязок 4 Оказание ПМП практическое наложение повязок различных видов 4
Изучение основ страхования 2 Фигурное вождение велосипеда 4 Изучение трассы; практическое передвижение по трассе 2
Итого: 36 32
Календарно- тематическое планирование
занятий кружка «Светофор»
(третий год обучения)
№
п.п
Темы занятий Кол-во часов
Общие положения. Термины ПДД 2
Обязанности водителей и пешеходов 1
Группы дорожных знаков 2
Движение через ж\д пути. 1
Проезд перекрестков. 2
Встречный разъезд 1
Общие исключения для запрещающих знаков 1
Односторонне движение 1
Движения по полосам 1
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных 1
Движение в жилых зонах 1
Населенные пункты 1
Знаки, действующие в определенной зоне 1
Информационные знаки 2
Знаки сервиса 1
Пользование световыми приборами 1
Горизонтальная разметка 2
Навыки безопасной езды на велосипеде 12
Вертикальная разметка 2
Правила оказания первой помощи 12
Регулируемые перекрестки. 6
Нерегулируемые перекрестки 6
Светофорное регулирование. 4
Сигналы регулировщика 4
Итого: 68
Календарно- тематическое планирование
занятий кружка «Светофор»
(четвертый год обучения)
№
п.п Темы занятий Кол-во часов
1 Введение. Ознакомление с положениями ПДД.
Т/Б при проведений занятий кружка «ЮИД» 2
2 Ознакомление с положениями ПДД. Способы изучения ПДД. 2
3 Изучение общих положений ПДД. 2
4 Изучение общих положений ПДД 2
5 Права водителей транспортных средств.
Обязанности водителей транспортных средств. 2
6 Права и обязанности пешеходов. 2
7 Права и обязанности пассажиров. 2
8 Применение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. 2
9 Применение аварийной сигнализации. 2
10 Решение задач по билетам ГИБДД, 2
11 Расположение транспортных средств на дорогах. 2
12 Автомагистраль. Железная дорога.
Движение по автомагистралям и железным дорогам. 2
13 Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов.
Движение транспортных средств. 2
14 Буксировка транспортных средств. Учебная езда. 2
15 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки 2
16 Запрещающие знаки. Предписывающие знаки 2
17 Знаки приоритета. Информационные знаки. 2
18 Знаки сервиса. Знаки особых предписаний. Знаки дополнительной информации 2
19 Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка 2
20 Общие положения ПДД. Решение задач по билетам ГИБДД, 2
21 Общие обязанности и права водителей транспортных средств. 2
22 Применение звуковых и световых сигналов. Решение задач по билетам ГИБДД, 2
23 Общие обязанности и права пассажиров. Решение задач по билетам ГИБДД, 2
24 Применение сигналов светофора. Решение задач по билетам ГИБДД, 2
25 Применение сигналов регулировщика. Решение задач по билетам ГИБДД, 2
26 Общие обязанности и права пешеходов.
Общие обязанности и права пассажиров 2
27 Решение задач по билетам ГИБДД, Расположение транспортных средств на дорогах 2
28 Перевозка людей и грузов.
Решение задач по билетам ГИБДД. 2
29 Автомобильная аптечка. Её назначение.
Практическое занятие с использованием знания автомобильной аптечки 2
30 Оказание ПМП Ожоги, обморожения. Практическое занятие 2
31 Оказание ПМП. Виды кровотечений, их остановка. Наложение повязок, их виды 2
32 Правила наложения жгута. Транспортировка пострадавшего. Травмы головы и грудной клетки. Повязки. 2
33 ПДД для велосипедиста. Т/б при езде на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда 2
34 Фигурное вождение велосипеда. Заключительное занятие 2
Итого: 68
Требования к уровню подготовленности выпускников отряда ЮИД
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 1-го и 2-го класса должны знать:
· опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
· безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
· типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
· опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
· места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
· название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
· перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
· перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
· перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
· воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
· движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
· движения группы детей в сопровождении взрослых;
· этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
· безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.
1. Кого называют пешеходом?
2. Что такое транспорт?
3. Для чего предназначен тротуар?
4. Что такое перекресток?
5. Для чего служат ПДД?
6. Для чего служит проезжая часть?
7. Где надо переходить улицу?
8. Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
9. Где можно играть?
10. Как нужно вести себя на улице?
11. Кому дает команды пешеходный светофор?
12. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
13. Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
14. Зачем нужны дорожные знаки?
15. В каких местах устанавливается знак «Дети»?
16. Где можно кататься на велосипеде?
17. Почему опасно цепляться за автомобили?
18. Почему на санках нельзя кататься на улице?
19. Где нужно ожидать общественный транспорт?
20.Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
21.Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
1. Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
2. Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
3. Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
4. Для чего служит дорога?
5. Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
6. Для чего предназначен тротуар?
7. Для чего служит проезжая часть?
8. Для чего нужна обочина на дороге?
9. Какие транспортные средства вы знаете?
10. Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
11. Каковы особенности движения пешеходов?
12. Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
13. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
14. Как нужно идти по пешеходному переходу?
15. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
16. В каких местах можно переходить дорогу?
17. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
18. Кому дает команды пешеходный светофор?
19. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
20. Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
1. Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
2. Какие вы знаете элементы дороги?
3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним? '
4. Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны.?
5. Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
6. Зачем нужны обочина и кювет?
7. Как отличить главную дорогу от второстепенной?
8. Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
9. Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
1. Для чего нужны дорожные знаки?
2. Где и как устанавливаются дорожные знаки?
3. На какие группы делятся все дорожные знаки?
4. Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
5. Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
6. Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
7. Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
8. Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
5 класс.
1. Когда появились первые светофоры, и какими они были?
2. Что представляет собой светофор и его значение?
3. Что означает каждый из сигналов светофора?
4. Какие виды светофоров вы знаете?
5. Где устанавливают одно- и двухсекционные светофоры?
6. Как переходить дорогу по односекционвому светофору с желтым мигающим сигналом?
7. Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?
8. В каких направлениях и при каких сигналах светофора с дополнительными секциями может ехать велосипедист?
9. Что называется дорожно-транспортным происшествием?
10. Причины дорожно-транспортных происшествий.
11. Как регулируется движение пешеходов?
12. Какие «бытовые» привычки обычно дети переносят в поведение на проезжей части и нужно ли от них избавляться?
13. В каких местах пешеходы обязаны переходить улицу?
14. Как следует убедиться в безопасности, прежде чем перейти улицу?
15. Какие бывают пешеходные переходы?
16. Какие дорожные «ловушки» подстерегают ребят на пешеходном переходе?
Словарь дорожных понятий и терминов.
(область обеспечения безопасности дорожного движения)
Авария – любая неожиданная поломка, выход из строя или отказ в работе какого-либо узла или агрегата в целом во время движения транспортного средства. Часто аварию путают с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), но она не всегда приводит к ДТП.
Автогородок – специализированная учебная территория, предназначенная для организации и проведения теоретических и практических занятий по Правилам дорожного движения, - игровой комплекс представляющий собой сложную форму игрового пространства с общей площадью от 700 м2 до 1 га, с разными формами твердых покрытий для транспорта и пешеходов с разнообразными элементами озеленения. На территории располагается система транспортных дорог и пешеходных дорожек, несколько типов перекрестков в одном (двух) уровнях, оборудованных игровыми элементами дорожного движения.
Автомобильная дорога состоит из земляного полотна и «дорожной одежды». Дорожная одежда - многослойная конструкция, состоящая из покрытия и основания. Покрытие — верхний прочный слой, хорошо сопротивляющийся истирающим и ударным нагрузкам от колес автомобилей, а также воздействию природных факторов. Оно состоит из слоя износа и основного (несущего) слоя.
Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (ТС), погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению, т.е. за все возможные ДТП на дороге во время обучения несет ответственность педагог-инструктор, а не ученик (курсант). Водитель – человек, управляющий любым ТС, в.т.ч. и немеханическим (велосипедом, мопедом).
Время реакции водителя — это промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности до начала воздействия на тормозную педаль, рулевое колесо или другие органы управления автомобилем. Оно слагается из времени обнаружения объекта, представляющего опасность, времени, необходимого для оценки ситуации и принятия решения, и, наконец, времени, до начала двигательной реакции.
Время реакции водителя — психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации. Среднее время реакции на включение тормозов для мужчин - 0,57 c., женщин - 0,62 c. Время реакции водителей на сигнал торможения составляет 0,37 c у 2 % водителей; 0,61 c - у 50 %; 0,78 и более у 48 %.
Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Граница перекрестка — воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные начала закругления проезжей части.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Двустороннее движение – порядок, при котором транспортные средства движутся навстречу друг другу, разъезжаясь при этом левыми сторонами (бортами).
Дорога – 1) обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорога - 2) обустроенное место, используемое для движения транспортных средств и пешеходов по всей ширине. В городах дорога состоит из проезжей части и тротуаров, а вне городов – из проезжей части, обочин, кюветов и обрезов. Выпуклый профиль проезжей части обеспечивает сток воды
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Дорожная разметка – средством визуального ориентирования водителей и пешеходов, применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами. Дорожная разметка (маркировка) – маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Дорожные разметки появились в начале XX века на асфальтовых и бетонных дорогах.
Железнодорожный переезд – пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах (вне переездов), самовольно открывать шлагбаум или объезжать его. Движение через переезд в целях увеличения его пропускной способности в настоящее время разрешается по всей ширине проезжей части, хотя раньше разрешалось только в один ряд.
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.
Интенсивное движение — при котором все полосы проезжей части равномерно заняты движущимися, причем с небольшой скоростью, транспортными средствами.
Край проезжей части — вид дорожной горизонтальной разметки в виде широкой сплошной белой линии, отделяющей проезжую часть от обочины, как правило, с асфальтированным покрытием. Это единственная сплошная белая линия разметки, которую водителям разрешается пересекать как при съезде на обочину, так и при выезде с нее
Маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай, такси), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Механическое транспортное средство – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.23.1 – 5.26. При въезде установлен знак с названием «Начало населенного пункта», а на выезде знак «Конец населенного пункта», зачеркнутый наклонной красной полосой. Эти знаки могут иметь либо белый, либо синий фон.
Недостаточная видимость –видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Сумерки бывают утренние и вечерние, причем утренние намного опаснее, чем вечерние, потому что, если водитель ехал без отдыха всю ночь, то засыпает под утро, а если ехал весь день, то к вечеру не засыпает никогда! Такова статистика.
Немеханические транспортные средства, т.е. не имеющие двигателя (велосипед, гужевая повозка, прицепы и полуприцепы, и мопед), последний хотя и имеет двигатель, но небольшой и поэтому условно считается немеханическим
Обочина –элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Одностороннее движение – порядок, при котором все транспортные средства движутся в одном направлении по всей ширине дороги (встречный транспорт при этом исключен). Об этом водителя информирует знак «Дорога с односторонним движением».
Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Организованная перевозка группы детей — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включёнными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Остановка – 1) преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, вели это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Остановка - 2) преднамеренное прекращение движения транспортного средства на срок до 5 мин или на больший период времени, если это связано с посадкой-выгрузкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой грузов в отличие от вынужденной остановки. Дорожные знаки, естественно, запрещают преднамеренную остановку.
Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пассажирский транспорт – это транспортное средство, перевозящее пассажиров, например: поезд, самолёт, автобус, теплоход и т.д. Если же кроме пассажиров, им осуществляется перевозка грузов, то оно называется грузопассажирским.
Перекресток – 1) место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Перекресток- 2) место пересечения, примыкания или разветвления дорог в одном уровне. Пересечение дорог в разных уровнях (эстакада, тоннель) не является перекрестком и называется транспортной развязкой. Не считаются перекрестками выезда на дорогу с прилегающих территорий (дворов, стоянок, АЗС, предприятий).
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Таким образом, дорожные рабочие, обычно одетые в оранжевые жилеты, не являются пешеходами. Они выделены в особую группу с целью повышения ответственности водителей за возможные ДТП с этой категорией рабочих. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед или мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски
Пешеходный переход –участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пешеходная зона — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
Подземный пешеходный переход – тоннель для безопасного перехода пешеходов под проезжей частью или железнодорожными путями.
Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Правила дорожного движения – главный документ, регламентирующий права и обязанности всех участников дорожного движения, к которым относятся водители, пешеходы и пассажиры. Правила дорожного движения РФ устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Правостороннее движение – порядок, обязывающий водителей при движении придерживаться своего (правого) тротуара и разъезжаться левыми сторонами (бортами). Такой порядок движения установлен в России и многих европейских странах. При правостороннем движении руль расположен слева для обеспечения водителю обзора в начале обгона.
Преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном (в любом) направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, т.е. термин, применим не только к водителям, но также и к пешеходам.
Прилегающая территория – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЭС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Пригородные маршруты – это маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт, такой как: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, электротранспорт (электричка и др.).
Проблесковый маячок – электрическое устройство с питанием от аккумулятора, устанавливаемое на крыше спецтранспорта (пожарных автомобилей, скорой медицинской помощи и автомобиле полиции).
Проезжая часть – элемент дороги, используемый для движения безрельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы. Трамвайный путь также служит границей проезжей части. Проезжая часть состоит из полос движения. Ширина одной полосы в среднем 3 м, счет полосам идет от тротуара, справа налево, по ходу движения.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма — включает в себя два понятия: пропаганду безопасности дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Пропаганда безопасности дорожного движения — целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. Субъектами пропаганды являются подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также отряды юных инспекторов движения, дошкольные и иные образовательные учреждения.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — целенаправленная деятельность по своевременному выявлению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств. 2) конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и являющийся ее границей. Движение и остановка на разделительной полосе запрещены водителям и пешеходам. Ширина разделительной полосы связана с шириной проезжей части.
Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Ремни безопасности – наиболее эффективное средство по спасению жизни людей, находящихся в автомобиле при столкновениях (лобовых или касательных).
Светофор — электрическое устройство для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Различают два типа светофоров: обычные (трехсекционные) и необычные (с дополнительными секциями, в которых включаются зеленые стрелки). Движение в направлении дополнительной секции разрешается только при включенной стрелке.
Специальный транспорт — транспорт оперативных служб (пожарные автомобили, скорая помощь, автомобили полиции), выполняющий неотложное служебное задание (включен проблесковый маячок синего цвета на крыше и (или) звуковой сигнал (сирена). На водителей этого транспорта не распространяются действия дорожных знаков (кроме знака Опасность) и сигналы светофора.
Скорость – водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Территория перекрестка — это место наиболее интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, пересечение их путей.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство (автомобиль, поезд, трамвай и др. ТС) с момента эффективного нажатия на педаль тормоза (приведение в действие тормозного устройства) до полной остановки. Протяжённость тормозного пути зависит от скорости ТС, состояния проезжей части, дорожного покрытия, состояния протектора шин, массы транспортного средства, погодных условий.
Трамвай — маршрутный транспорт, обладающий значительными привилегиями по сравнению с другими видами маршрутного транспорта. На регулируемых перекрестках трамвай независимо от направления его дальнейшего движения всегда движется первым. Исключение составляет ситуация, когда включен светофор с основным красным сигналом и зеленой стрелкой в дополнительной секции. В этом случае он уступает дорогу. На нерегулируемом перекрестке трамвай также всегда идет первым, за исключением случая, когда находится на второстепенной дороге. Такая привилегия трамвая по сравнению с троллейбусом и автобусом объясняется его крайне ограниченной маневренностью, он привязан к рельсам.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи, автокраны, велосипеды, гужевые повозки).
Тротуар – элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном и предназначенный для движения только пешеходов.
Уступить дорогу (не создавать помех) – 1) требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Уступить дорогу - 2) требование, запрещающее начать, возобновить или продолжить движение, которое вынудит других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, резко изменять направление или скорость движения. Требование распространяется не только на водителей, но также и на пешеходов.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
ЮИД — добровольные объединения учащихся, которые создаются с целью совершенствования работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, оказания содействия изучении детьми младшего и среднего возраста Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Подвижные игры по правилам дорожного движения
Игра «Автобус»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры», В 6-7м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются к своим командам, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвращается на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра «Будь внимательным!»
Дети запоминают, где и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте, по сигналу: « Переход!» - шагаем, по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра «Грузовики»
Играющие держат в руках автомобильные рули — это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз- этот мешочек?
Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, название дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший, больше слов.
Игра «Кого назвали — тот и ловит»
Играющие располагаются по кругу. В центре — регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображением дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, тот есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.
Список литературы
Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
«Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
Жук Л.И. Защитим детство. - Оригинал маркет. 2001.- 127 с.
Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.