Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах.


Учитель физики: Андриешина Елена Николаевна
На уроке вводятся понятия «количества теплоты», «удельная теплоемкость» на основе приобретенных раннее знаний. На основе опытов из жизненной практики дается возможность учащимся сделать самостоятельно выводы о зависимости количества теплоты от других физических величин, характеризующих тепловой процесс. Интересными для учащихся являются задания о переводе фраз на язык «физики». Результатом учебных действий является развитие умений учащихся делать более общие выводы – закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Тема. Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах.
Цель: ввести понятие «количество теплоты», «удельная теплоемкость тела»; развивать умение делать выводы и получать знания из разных источников (таблица, формулы, опыт, рисунок), показать на опыте связь теории с практикой.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА.
Организационные моменты.
Проверка домашнего задания.
Что называют внутренней энергией тела?
Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?
Какие виды теплопередачи вы знаете?
Изучение нового материала.
Беседа.
Вследствие теплопередачи внутренняя энергия тела или увеличивается, или уменьшается. Это изменение в физике называют количеством теплоты.
Запись в тетради: количество теплоты – энергия тела, которую тело теряет или приобретает вследствие теплопередачи.
Задание 1. Необходимо перевести на язык «физики» следующие фразы:
- кастрюля нагрелась на огне = кастрюле передано определенное количество теплоты;
- песок пляжа нагрелся под лучами солнца = песок получил определенное количество теплоты;
- чай остыл в стакане = чай отдал определенное количество теплоты;
- утюг остыл = утюг выделил определенное количество теплоты.
Демонстрации:
Нагревание воды одинаковой массы.
Нагревание воды до разной температуры.
Нагревание води и подсолнечного масла одинаковой массы.
Вопрос классу.
Что требует больше энергии для нагревания на 1℃ - стакан воды или чайник воды?
Что выделит больше тепловой энергии – один нагретый кирпич или кирпичная печь, нагретая до такой температуры?
В каком случае будет необходимо больше энергии – при нагревании 1 кг воды на 1 ℃ или на 10 ℃?
В каком случае стакан кипятка выделит больше энергии – при остывании до 80℃ или до комнатной температуры?
Вывод: количество теплоты, необходимое для изменения температуры тела, зависит от рода вещества, с которого изготовлено тело, от массы тела и от изменения его температуры.
Q = cm(t2 – t1)
с - удельная теплоемкость тела; табличное значение.
Задание 2: Опишите физическую величину «удельная теплоемкость» по плану.
Название величины.
Обозначение.
Что показывает.
Формула для вычисления.
Единица измерения.
Что означает эта величина.
Вопрос классу. Работа с таблицей учебника.
Определить удельную теплоемкость алюминия, железа.
Что означает утверждение: «Удельная теплоемкость алюминия 920 Джкг×℃»?
У какого вещества массой 1 кг больше изменяется энергия молекул при изменении температуры на 1 ℃?
У какого из двух тел одинаковой массы (например, у серебра или меди) будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?
Что выделит больше энергии, остывая на 1 ℃ - 1 кг воды или 1 кг спирта?
Закон сохранения энергии в тепловых процессах:
Механическая и внутренняя энергии тел могут превращаться друг в друга.
При теплообмене в системе контактирующих тел количество теплоты сохраняется.
Энергия не исчезает и не создается из ничего. Она только превращается из одного вида в другой, при этом полное значение ее сохраняется.
Закрепление нового материала.
В два одинаковых стакана с кипятком опустили ложки: в первом случае - алюминиевую, а в другом – серебряную. Масса ложек одинакова. В каком стакане вода быстрее остынет?
Где в быту используется большая удельная теплоемкость воды?
Почему близость водоемов влияет на температуру воздуха?
Что необходимо знать, чтобы рассчитать количество теплоты, что выделит тело при охлаждении?
Итог урока. Лестница успеха.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § , дидакт. материал – решить