Урок по развитию устной речи Путешествие в зимний лес для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Урок по курсу « Живой мир » в 5 « Б» классе
для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
« Путешествие в зимний лес»
Подготовила: Зайцева О.Л
учитель, 1 категория
г. Нягань, 2017
Тема урока « Дикие животные зимой »
Цели: Формировать знания детей о диких животных зимой.
Задачи:
1. Обучающие:- закреплять знания детей об образе и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации; формировать умения различать и называть животных (белка, лиса ,заяц, медведь);2. Развивающие:— развивать речь детей при ответах на вопросы, пополнять активный словарь детей; 3. Воспитательные:- Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.
Ход урока
№ п/п Этапы Содержание Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
- А начнем урок с вопроса: Когда это бывает?
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий заяц серый
Обернулся зайцем белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Зимой.
2. Повторенией знаний о зиме. Что вы знаете о погоде зимой?
Погода: солнце, день, ночь, осадки, земля, вода, лиственные деревья,
хвойные деревья
( Дети составляют предложения по опорным картинкам)
Солнцесветит, но не греет.
День короткий, ночь длинная.
Часто идет снег.
Земля покрыта снегом.
Вода превратилась в лед.
Лиственные деревья стоят голые.
Хвойные деревья стоят зеленые.
3 Сообщение темы занятия. Сегодня к нам на урок пришел гость, отгадайте кто?
Меня не растили,
Из снега лепили,
вместо носа ловко
вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? ( Снеговик)
- Появляется Снеговик.
Ребята, Снеговик вас приглашает отправиться в Путешествие в зимниий лес. Да вот беда пока он к нам шел, потерял волшебную перчатку, а без нее мы не сможем попасть в зимний лес. Давайте поможем ее найти. А найти мы сможем, если выполним задание.
- Что это у вас на парте лежит? (Сосульки)
-Но это необычные сосульки, на них что-то написано?
-Прочитайте?
( январь, декабрь, февраль)
- Что это такое?
-Это зимние месяцы.
- Поставьте их в той последовательности, в которой они к нам приходят. ( 1,2,3)
Назовите первый , второй третий месяцы?
- Какой сейчас месяц?
- Какое сегодня число?
День недели?
Молодцы ребята. Вот мы и нашли волшебную перчатку. Но как мы отправимся в лес, в лесу холодно. Нужно тепло одеться. Давайте выберем зимнюю одежду для прогулки в лес.
Обведите карандашом зимнюю одежду.
- Скажите, во что мы оденемся?
Снеговик
У детей на партах сосульки.
Февраль.
У детей на партах картинки с зимней и летней одеждой
Шапка, шарф, варежки, куртка меховая , свитер
Зимние сапоги, штаны
4 Введение в тему
Слайд 7 Мы готовы, отправится в путешествие. А вот на чем, как вы думаете, мы можем отправиться?
Ребята, мы разложили не случайно сосульки с месяцами, они тоже волшебные. И эти сосульки сейчас превратятся в тройку лошадей, а зовут их: Декабрь, Январь и Февраль.
( Дети слушают песню « Три белых коня» )
Мы приехали в Волшебный Лес. А в лесу тишина почему-то нас никто не встречает.
Смотрите, кто это прилетел?
- У него в клюве письмо? Снегирь говорит это письмо от зверей леса. Давайте прочтем.
Дорогие ребята, помогите! Нас заколдовала злая Метелица. Превратила всех зверей леса в сугробы. Помогите нам.
Появляется Метелица под вой ветра.
( запись «Вой ветра»)
Да, я Метелица, если вы добрые ребята, дружные ребята, то вы можете расколдовать зверей, отгадав загадки и рассказав про каждого зверя.
Если согласны, то слушайте:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается
( Появляется картинка с зайцем)
Зайка замерз, и мы давайте вместе с ним погреемся. На лыжах, на санках, на машине, на вертолете…
Снегирь
Заяц.
Питается корой?
Шубка белая
Живет под кустом
5 Физминутка. -Зайка беленький сидит
-И ушами шевелит
-Зайке холодно сидеть
- Надо лапочки согреть.
-Зайке холодно стоять
- Надо зайке поскакать.
-Кто-то зайку напугал
-Зайка прыг и убежал -дети приседают, -руки над головой, как ушки у зайца
— встают, хлопают в ладоши
— дети прыгают на двух ногах
— приседают, закрывают ладонями лицо.
6 Работа по теме Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? Волк
Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее ...
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? Белка
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
- А почему мы его не сможем увидеть зимой в лесу?
- Кто еще из животных спит?
- А почему они спят?
Волк серый , питается мелкими и крупными зверями,
Живет в логове
Лиса рыжая. Питается мелкими грызунами
Живет в норе.
Белка серая.
Живет в дупле .Питается орехами и запасами .Медведь
коричневый, живет в берлоге, спит , пиается своим жиром.
7 Игра « Узнай птицу» Снеговик говорит: «Ребята а, ведь птиц тоже не видно в лесу. Метелица и их заколдовала, но вы ребята можете их вернуть в лес, если правильно назовете зимующих птиц и узнаете их.
(Дети читают названия птиц и соотносят с картинкой )Сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, скворец
- Каких птиц мы можем встретить в зимнем лесу?
-А какая птица лишняя? Дети выходят читают названия птиц и соотносят с картинкой.
Скворец.
8. Итог Ребята, Злая Метелица из-за вашей доброты к животным , сама стала доброй и превратилась в добрую Зимушку.
- Зимушка вас благодарит. Но у нее к вам просьба.
- Она просит не забывать подкармливать птиц зимой и в начале весны. Потому что для птиц голод страшнее холода. Нужно помочь всем животным пережить долгую зиму.
-А сейчас она с вами прощается. До новых встреч!
- Понравилось вам путешествие? И мне!
Снеговик вас благодарит за помощь зверям и птицам. И на память дарит
закладку со своим изображением.
Дети под песню « Три белых коня» Возвращаются в класс
9 Оценки