Сценарий к комбинированному уроку по истории Дагестана с использованием ИКТ- интерактивной доски, компьютера, магнитофона, картин.
Сценарий к комбинированному уроку по истории Дагестана с использованием ИКТ- интерактивной доски, компьютера, магнитофона, картин.Организационный момент.
Просмотр отрывка из фильма « Шамиль. Рай под тенью сабель»
Вопросы классу:-- О каких событиях рассказывает этот фильм?
--Что в этом отрывке стало вам подсказкой к такому ответу?
--В какие годы шла эта война?
--Что стало причинной противостояния горцев колонизации Россией Кавказа?
Назовите исторические лица России и Дагестана периода Кавказской войны ?Учитель: Герой этой войны навсегда остался в истории, как великий полководец, талантливый стратег и тактик ,большой патриот любимой Родины, человек безграничной храбрости. Больше 200 лет прошло с тех трагических, полных мужества и отваги, потерь и разочарований событий. До сих пор про него слагают стихи , поют песни, пишут картины, снимают фильмы.. Послушайте стихотворение Расула Гамзатова про имама Шамиля. Вывешивается картина Халил-бека Мусаясул « Имам Шамиль», «Имам Шамиль на Кавказе», «Пленение Шамиля».
Ученик читает стихотворение Р. Гамзатова « Имам Шамиль».
Группа «Иншад»- нашид про имама Шамиля.
А сейчас мы приглашаем окунуться в нашу далекую историю, увидеть своими глазами как осуществлялось управление в государстве, которое создал великий имам. Сценка «Диван – хана». Комната убрана в старинном стиле. На полу сидят двое стариков- алимов. Заходит Магомед-тагир, здоровается со стариками , садиться за маленький низкий столик.
—Салам алейкум!
-Салам алейкум ва рахматуллагьи ва баракату!
—Ва алейкум ва салам.
Шамиль.
—Уважаемый совет, давайте начнем работу. Мой брат , Магомед-тагир, что у нас сегодня?
Магомед-тагир.—Уважаемый имам, уважаемый совет. Вчера поступили деньги в казну байтулман из общества каралал 7 рублей закаата, 5 рублей хараджа, дом и участок без наследников шахида Гамзата из Гортколо, ружья и потроны , захваченные при нападении на русский отряд , 3 рубля штрафа, 24 рубля за выкуп двух русских солдат.
Шамиль.—Хорошо. И напомни всем , кто еще не выплатил закаат и харадж, чтобы не задерживали налог. Что еще?
Магомед –тагир.—Пришла печальная весть, имам. В бою с русскими 7 салтинцев – мюридов погибли в бою. Их семьи бедствуют. Одна семья осталась и без матери. В многих селах не осталось семян для посева.
Шамиль. – Окажите помощь из казны детям – сиротам, одиноким старикам, инвалидам-мюридам, женщинам , потерявшим на войне своих мужей. Отправьте людей купить семена в Чечню, потом раздайте их поровну нуждающимся.
(стук в дверь) Мюрид. –Ассаламу алейкум , уважаемый совет! Я привел к вам двух людей. Один-беглый русский солдат, а другой- молодой человек из Хунзаха, который просит принят его в муртазеки.
Шамиль.—Приведите русского солдата и пригласите толмача-переводчика.
Переводчик. – Что заставило вас прийти к нам? Как вас зовут? Из какого отряда?
Солдат. – Иванов Василий из 1 Апшеронского полка . Бежал к вам. Офицер замордовал. Зверь настоящий. Меня особо невзлюбил. Чуть что, кулаком по лицу. А вчера сквозь строй пропустил за то , что не стрелял в безоружного подростка и его слепую мать. А как стрелять- у меня дома такой же постреленок растет ?
Старик.—Нельзя ему верить , имам. Эти русские гяуры – лицемеры. Расстрелять его и все.
Шамиль. – Расстрелять его мы всегда успеем. Спросите его, кем он был до войны.
Солдат .—из крепостных я, из- под Брянщины .В солдаты рекрутом забрали. Я не хочу никого убивать.
Старик. Не верь ему, имам. Может он разведчик. Узнает о наших слабостях и убежит к своим.
Шамиль. – Подними рубашку! (красные полосы по телу) Нет, предатель себе такие раны не нанесет. Отправьте его в горы. Верните ему одежду и обувь. И выделите средства на питание.(Уходят)
Магомед-тагир. Пригласите второго парня.
Хунзахец. Ассаламу алейкум , уважаемые!
Шамиль.-- Ва алейкум ва салам , молодой человек.
Хунзахец. – Уважаемый имам, я хочу стать твоим мюридом. Возьмите меня в муртазеки.
Старик.—Кто твои родители? Из какой, сынок, ты семьи?
Хунзахец. –Отец мой погиб на Ахульго. Есть старая мать. Я ее единственный сын. Она сейчас болеет немного, но сама отпустила меня на войну с русскими.
Шамиль.—Ты храбрый парень, но я не могу принять в муртазеки единственного сына матери. Возвращайся ,сынок, к больной матери, заботься о ней- это сейчас важнее для нее.
Хунзахец.—Имам, пожалуйста, возьмите меня!
Магомед-тагир.—Нет , дорогой, иди домой, мы не принимаем в муртазеки единственных сыновей. Иди, иди!
Шамиль .—Уважаемый совет! Что пишут мухтасибы? Они мои уши и глаза.
Старик. Мухтасиб Алигаджи из Чоха пишет, что там и в Согратле много женщин молодых и вдов, которые не могут выйти замуж из-за высокого калыма.
Шамиль.—А куда смотрит наиб? В низаме написано, чтобы цена калыма не была высокой. Напишите наибу , мой друг Магомед-тагир, чтобы проконтролировал, выдал замуж молодых, да и вдов пусть пристроить вторыми женами, да и третьими можно , чтобы было кому о них позаботиться.
Старик. –Вчера в селе песню пела одна женщина. Правда –это была песня- плач.
Шамиль.—Я же запретил петь песни угрозой наказания за каждое слово. Кто посмел нарушить запрет? Приведите ко мне эту певицу.
Старик.—Это мать твоя , сынок. И пела она плач по Патимат- сестре твоей , погибшей на Ахульго.
Шамиль.—Мать бить нельзя. Значит я, ее сын, должен быть наказан. Позовите палача и принесите палку для наказания. Сколько слов было в той песне?
Старик.—Около ста.
Шамиль. – Сто ударов и мне. (палач бьет слабо)
Шамиль вскакивает и бьет сильно палача и говорит:
-- Бей вот так, иначе я так тебя побью! (бьет)
Шамиль . – Все теперь. Завтра , мои братья по вере, у нас пятница. Посвятим его поминанию Всевышнего Аллаха, а в субботу обсудим, как нам встретить русского сардара Воронцова. Он собирается идти на нас походом в сторону Анди. Мы должны хорошо подготовиться и встретить достойно врага. На сегодня все. Алх!амдулиллагь, Всевышный, веди нас прямым путем. Амин!
Вы посмотрели , ребята, мини- спектакль о работе Государственного совета имамата. Понравилось вам представление друзей ? Что особенно вы считаете, удалось в ней показать близко по теме? Вы вспомнили , закрепили некоторые понятия ,термины времен Кавказской войны. Предлагаю сыграть в небольшую викторину.
Вопросы викторины:
1. Как называлась казна имамата?
2. Как она пополнялась?.3. Что такое харадж и закаат? 4.Какую помощь оказывали сиротам, инвалидам и старикам?
4. Кто такие муртазеки и кого не брали в муртазеки?
5.Как называл Шамиль мухтасибов?
6. Какую плату получали мухтасибы за свою работу?
7. Что кроме песни запретил в имамате Шамиль?
8. Под каким названием вошла в историю экспедиция графа Воронцова в Дагестан, о которой говориться в мини-спектакле?
9. Когда завершилась Кавказская война?
10. Какое место называют последним оплотом Шамиля?
Подведение итогов урока, оценка за знания и за игру в спектакле.
-- Понравился ли вам урок? Что вы считаете удачным , интересным на сегодняшнем уроке? Что было не очень удачным?
Задание на дом: 1. Выучить стихотворение «Голова Хаджимурата», любой отрывок из книги М. Хамзаева «Имам Шамиль», составить свою викторину по теме «Кавказская война»-- по выбору одно задание выполнить.