Проект по основам безопасности жизнедеятельности Азбука безопасности

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2
г. Нижневартовск





Проект

«Азбука безопасности»





2011г.
СОДЕРЖАНИЕ

Цель проекта: Создание необходимых условий для формирования у воспитанников пришкольного лагеря культуры безопасной жизнедеятельности.

Задачи проекта:
Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;
Ознакомить с правилами пожарной безопасности;
Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности жизнедеятельности воспитанников.



Участники проекта:
Воспитанники пришкольного лагеря, педагоги гимназии, родители.

Принципы реализации проекта:
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и других видов безопасностей лежат принципы:
1.Принцип последовательности.
Реализация проекта должна проходить последовательно.
2. Принцип комплексности.
Характер проводимой работы проводится комплексно-целевым методом.
3. Принцип целостности и системности. Согласование целей и ожидаемых результатов.
4.Принцип обмена информацией. Тесная взаимосвязь между учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.














Обоснование актуальности проекта
(анализ современного состояния проблемы)
Раздел 1. Правила дорожного движения
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
неподчинение сигналам светофора (11,8%);
неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
игра на проезжей части (4,2%);
неумелое управление велосипедом (3,0%).
В течение учебного года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях:
«Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором, как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».
Отмечено, что дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП.
Эти данные подтверждаются результатами анкетирования, мониторинга, статистических данных по МОУ гимназии №2.
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №2 вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяет особое внимание. Специфика местонахождения образовательного учреждения вносит свои коррективы в организацию работы по предупреждению ДДТТ и определяет круг основных проблем. Контингент обучающихся составляют 2 группы детей:
-дети, проживающие в микрорайоне гимназии;
- дети, которые проживают вдали от гимназии.
Дети, проживающие внутри микрорайона гимназии, чувствуют себя в относительной безопасности, так как им не приходится ежедневно сталкиваться с проблемами перехода через дорогу, по пешеходному переходу (регулируемому или нерегулируемому). Другая группа детей ежедневно сталкивается с проблемами безопасности дорожного движения, подъезжая к гимназии на личном или общественном транспорте. Поэтому необученные школьники теоретическим и практическим основам безопасного поведения на дороге, могут растеряться, оказавшись в сложной ситуации на дороге.
Основным концептуальным положением данной подпрограммы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Вопросы обучения безопасному поведению на дорогах и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения, интеграция курса ОБЖ в части изучения ПДД и курса «Окружающий мир» в начальной школе являются составной частью реализации проекта.





















Раздел II.
Концептуальные основы проекта
Цель проекта:
Создание необходимых условий для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения
Задачи проекта:
Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения;
Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;
Вовлечь наибольшее число учащихся в изучение
правил дорожного движения;
Расширить социальное партнерство и
взаимодействие педагогического коллектива
с семьей, подразделениями ГИБДД


Раздел III.
Содержание проекта
Основные формы и методы профилактической работы:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с другими специалистами.
Мониторинг сформированности знаний и умений по применению ПДД.
Агитационная работа (отряд ЮИД).


Работа с учащимися:
Уроки с элементами ПДД (интеграция).
Проведение конкурсов, викторин, мероприятий по профилактике ПДД.
Проведение дидактических, ролевых игр по ПДД.
Беседы, конкурсы рисунков.
Занятия по ПДД в курсе ОБЖ.
Применение настольных игр по теме.
Организация выставок работ учащихся.
Разработка и внедрение системы домашних заданий по ПДД.
Составление маршрутов безопасного движения с определением зон риска, связанных с детским дорожно – транспортным травматизмом.



Работа с родителями
Родительские тематические собрания.
Индивидуальные беседы.
Разработка и распространение памяток для родителей.
Мониторинг (анкетирование, опросы и др.)
Организация и проведение семейных конкурсов по ПДД.
Привлечение родителей к отработке практических навыков по освоению учащимися ПДД.
Привлечение родителей к сопровождению учащихся к местам проведения массовых мероприятий.
Организация и проведение деловых игр, «круглых столов»
Организация дежурства родителей на опасных участках дороги.
Подбор материалов в классные уголки по ПДД
Изготовление пособий по ПДД
Помощь в устройстве площадки для проведения практических занятий по ПДД

Работа с другими специалистами
Участие инспекторов в конкурсах «Безопасное колесо».
Организация экскурсий, практических занятий, ролевых игр.
Консультации медицинских работников по проблеме.
Консультации психолога по проблеме.
Составление и утверждение плана совместной работы с ОГИБДД УВД по г. Нижневартовску по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.
Организация совместной работы со СМИ (газета «Самотлор – экспресс»).

Мониторинг сформированности умений и навыков
по применению ПДД
Зачеты с использование раздаточного материала;
Контрольные опросы по ПДД;
Тестовые задания;
Ранжирование причин дорожно – транспортных происшествий;
Оценка практических действий учащихся на дорогах;
Анкетирование;
Наблюдение классных руководителей.

Агитационная работа
Разработка и распространение памяток для учащихся;
Разработка и распространение памяток для родителей;
Проведение минуток по БД;
Выпуск информационных листков, плакатов;
Организация работы группы волонтеров ЮИД «Светофорчик».

Формы проведения обучения различные и выбираются в зависимости от сложности изучаемого вопроса, возрастных особенностей ребенка.
В целом, методика работы с учащимися включает не только формы, но и комплекс методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ученика в дорожном движении.
Ожидаемые результаты
получение теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения;
снижение количества нарушений правил дорожного движения обучающимися гимназии;
обеспечение целостного подхода к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма;
организация взаимодействия школы и семьи в целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, привлечение родителей к участию в общешкольных профилактических мероприятиях.




Раздел IV.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта основывается на совершенствовании методов профилактической работы, осуществлении связей с социальными инстанциями ближнего и дальнего социума, тесной связи с родителями учащихся, системой работы внеклассной воспитательной деятельности, социальной и психологической помощи. Основными исполнителями проекта являются заместители директора по воспитательной работе, по учебно-воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, совет старшеклассников, родители учащихся.
Организационное сопровождение проекта осуществляют руководители методических объединений классных руководителей во взаимодействии с методическими объединениями учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолого-педагогической службой школы.
Администрация школы объединяет усилия в целях обеспечения эффективного функционирования профилактической работы в целом.

4.1. Методическое обеспечение профилактической работы


4.2. Этапы реализации проекта (разработана на 5 лет)

Первый этап Организационный (2011- 2012 учебный год.)
Включает в себя разработку проекта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, налаживание системы социального партнерства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Второй этап Этап реализации (2012 -2016 учебный год.)
Связан с непосредственной профилактической работой. На этом этапе планируется организация и проведение различных мероприятий по отдельным планам, участие в городских конкурсах по безопасности дорожного движения.

Третий этап Завершающий (2015 - 2016 учебный год.)
Предполагает провести контроль и анализ реализации проекта, достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Раздел V.
Основные мероприятия по реализации проекта

Мероприятие
Срок
Ответственные
Результат

Работа с педагогическими кадрами


1
Обмен опытом по проблеме, проведение инструктажей
Ежегодно, март, инструктажи по плану
Грязнов В.С.
Преподаватель – организатор ОБЖ

Повышение компетентности педагогов по проблеме

2
Психологический тренинг для учителей «Педагогика сотрудничества – основа профилактической работы по ПДД»
Ежегодно,
апрель
Салдаева С.А.,
педагог - психолог
Использование рекомендаций на уроках

3
Выступление медицинского работника на МО
Ежегодно, ноябрь
Школьный фельдшер
Информирование педагогов

4
Выступление социального педагога на МО
Ежегодно, ноябрь
Социальный педагог
Информирование педагогов

5
Обзор литературы и новинок передового педагогического опыта по проблеме ДДТТ
Ежегодно, декабрь
Заведующая библиотекой
Информирование педагогов, создание картотеки статей

6
Консультации для педагогов по проблеме
По запросу
Грязнов В.С.

Повышение компетентности педагогов

7
Создание методических рекомендаций для педагогов в работе с учащимися по профилактике ДДТТ
Ежегодно, сентябрь
Зам. директора по ВР, психолог, фельдшер школы
Использование рекомендаций в работе

8
Обучение учителей эффективным информационно-коммуникативным технологиям и внедрение полученных знаний в профилактическую работу.
Ежегодно, по плану
Преподаватель информатики
Повышение профессиональной грамотности и компетентности

9
Информирование о новейших достижениях передового педагогического опыта
Ежегодно, май
Библиотекарь
Информирование учащихся

Диагностика с целью выявления уровня сформированности практических и теоретических навыков по ПДД у обучающихся


1
Зачеты с использованием раздаточного материала


Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Классные руководители


Информационный банк
Корректировка программы работы по ПДД

2
Контрольные опросы по ПДД

Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД

3
Тестовые задания

Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД

4
Ранжирование причин дорожно – транспортных происшествий

Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД

5
Оценка практических действий учащихся на дорогах

Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД

6
Анкетирование
Ежегодно, по плану
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД

7
Наблюдение классных руководителей
Ежегодно, по плану
Классные руководители
Корректировка программы работы по ПДД


Обучение детей безопасному поведению на улицах города


1
Уроки с применением интегрированного подхода
Согласно календар
но-тематическому планированию
Учителя-предметники
Знания по ПДД

2
Работа кружков по ПДД, отряда ЮИД
По плану
Руководители кружка, отряда ЮИД
Дополнительное образование школьников по проблеме

3
Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо», играх разного уровня
Ежегодно, в течение года
Грязнов В.С.
Политова Т.А.
педагог-организатор
Участие в конкурсах

4
Составление маршрутов безопасного движения с определением зон риска, связанных с детским дорожно-транспортным травматизмом
Ежегодно, сентябрь
Классные руководители
1-11 классов
Определение наиболее безопасного пути следования ребенка к месту обучения и обратно

5
Занятия по ПДД в курсе ОБЖ
Согласно календарно-тематическому планированию
Грязнов В.С.
Информирование учащихся (правила поведения на дорогах)

6
Практический урок «Пассажир и дорога»
Ежегодно, май
Классные руководители
1-11 классов
Обобщение и закрепление навыков поведения на дорогах города, в общественном транспорте

7
Практическое занятие «Перекрестки и их виды»
Ежегодно, декабрь
Грязнов В.С.
Классные руководители
5-7 классов
Закрепление знаний и навыков поведения на регулируемом и нерегулируемом перекрестках

8
Практическое занятие «Разметка дорог и улиц»
Ежегодно,
февраль
Классные руководители
8-9 классов
Знакомство с разметкой дорог

9
Практическое занятие «Дружим мы со знаками»
Ежегодно, ноябрь

Классные руководители
1-4 классов
Закрепление знаний дорожных знаков

10
Заседание круглого стола «Разбор ДТП с микрорайона (по материалам ГИБДД с приглашением инспектора)
Ежегодно,
по мере необходимости
Классные руководители
1-11 классов
Обучение практическим действиям в сложившейся ситуации (решение задач)

11
Викторина «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах»
Ежегодно,
январь
Классные руководители
4-5 классов
Отработка навыков безопасного поведения на дорогах


12
Диспут «Осторожно, плохая погода»
Ежегодно, декабрь
Грязнов В.С.
Классные руководители
1-4 классов
Информирование учащихся о правилах поведения в период гололедицы и снегопада


13
Игра – эстафета «Школа светофорных наук»
Ежегодно, сентябрь
Классные руководители
1-3 классов
Закрепление знаний сигналов светофора


14
Классный час «Улица полна неожиданностей»
Ежегодно, ноябрь
Классные руководители
1-11 классов
Закрепление правил безопасного поведения на дорогах и во дворах во время каникул


15
Классный час «Как вести себя на улице»
Ежегодно, март
Классные руководители
1-11 классов
Отработка навыков безопасного поведения на улице


16
Интеллектуально-творческая игра по ПДД «Крестики-нолики»
Ежегодно, март
Классные руководители 5-7 классов, педагог-организатор Политова Т.А.
Привитие интереса к изучению правил дорожного движения через игровую деятельность


17
Ролевая игра «Светофор»
Ежегодно, апрель
Классные руководители 8-9 классов, педагог-организатор Политова Т.А.
Поддерживать познавательный интерес к изучению ПДД через игру


18
Познавательная игра «Путешествие в страну дорожных знаков»
Ежегодно, сентябрь
Классные руководители
1 классов
Формирование устойчивого интереса к изучению дорожных знаков

19
Тренинг – практикум «Красный, желтый, зеленый»
Ежегодно, декабрь
Классные руководители
4 классов
Закрепление знаний сигналов светофора


20
Викторина «Дорожные знаки»
Ежегодно,
апрель
Классные руководители 1-4 классов
Изучение дорожных знаков

21
Урок-практикум «Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами»
Ежегодно, май
Классные руководители
1-11 классов
Знакомство, повторение правил безопасного вождения велосипеда на дорогах


Формирование информационного пространства гимназии
по профилактике ДДТТ


1
Оформление предметной папки по ПДД
Ежегодно
Грязнов В.С.

Оформленное образовательное пространство школы

2
Оформление предметных информационных стендов
Ежегодно,
в течение года
Грязнов В.С.
Классные руководители
Информирование школьников

3
Пополнение библиотечного фонда современной литературой по проблеме
Ежегодно,
в течение года
Зав. библиотекой
Усачева Т.А.
Доступ и возможность выбора литературы

4
Создание школьной методики, использование системы ИНТЕРНЕТ
Ежегодно,
в течение года
Директор,
Зав. Библиотекой
Усачева Т.А.
Доступ к информационным системам

5
Создание странички по ПДД на сайте гимназии
2011 уч. год
Грязнов В.С.

Информирование общественности по проблеме

6
Проведение минуток по безопасности дорожного движения

По плану, ежегодно
Грязнов В.С.

Классные руководители
Формирование навыков по проблеме

7
Выпуск информационных листков, плакатов
По плану, ежегодно
Пресс-центр (редакторы газеты «Вести из гимназии»)
Информирование общественности по проблеме

8
Изготовление поделок «Знаки дорожного движения достойны уважения»
По плану работы объединения ДО
Руководитель ИЗО - кружка
Развитие творческих навыков

9
Выпуск памяток для младших школьников
В течение года
Руководитель ИЗО - кружка
Развитие творческих навыков

10
Работы группы волонтеров ЮИД «Светофорчик».
Ежегодно, по плану
Грязнов В.С.
Политова Т.А.
Распространение знаний по проблеме


Работа с родителями школьников


1
Ознакомление с результатами работы по формированию культуры поведения на дорогах и в транспорте
Ежегодно, в течение года
Классные руководители, учителя – предметники
Информированность родителей

2
Сообщения на родительских собраниях «Улица полна неожиданностей»
Раз в четверть
Классные руководители
Информированность родителей

3
Лекторий «Безопасность ребенка в Ваших руках»
Ежегодно, ноябрь
Грязнов В.С.


Повышение компетентности родителей по проблеме

4
Семейный конкурс по ПДД «Мы – грамотные пешеходы»
Ежегодно, февраль
Грязнов В.С.
Классные руководители начальной школы
Информационный банк

5
Деловая игра «Участники дорожного движения»
Ежегодно, по особому плану
Грязнов В.С.

Формирование навыков по проблеме

6
Родительские тематические собрания

По плану работы гимназии
Классные руководители
Формирование навыков по проблеме

7
Разработка и распространение памяток для родителей
Ежегодно,
по плану
Классные руководители начального звена, учителя ИЗО
Формирование навыков по проблеме

8
Индивидуальные беседы
Ежегодно,
по плану
Классные руководители
Формирование навыков по проблеме


9
Привлечение родителей к сопровождению учащихся к местам проведения массовых мероприятий
Ежегодно, по плану
Классные руководители
1-11 классов
Формирование навыков по проблеме

10
Подбор материалов в классные уголки по ПДД

Ежегодно,
по плану
Классные руководители
1-11 классов
Пополнение классной методической копилки


11
Изготовление пособий по ПДД

В течение года
Учителя технологии, ИЗО
Пополнение школьной методической копилки

12
Дискуссия «Как уберечь ребенка от происшествия на дороге»
Ежегодно, апрель
Классные руководители
1-11 классов
Информирование о детском травматизме

13
Беседы психолога «Психофизические особенности школьников»
Ежегодно, октябрь
Психолог гимназии
Повышение компетентности в сфере психофизиологических особенностей детей

14
Рекомендации по организации летнего отдыха для детей
Ежегодно, май
Инспектор ГИБДД, социальный педагог, представитель центра «Кардея»
Информирование о правилах поведения на дорогах во время летнего путешествия




приложения
Финансовый план реализации проекта
и развитие материально-технической базы.

Финансирование проекта осуществляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, а также из внебюджетных источников.
Основные направления совершенствования материально – технической базы:
Оформление разметочного городка на 1 этаже;
Оформление кабинета по ПДД;
Изготовление информационных стендов, макетов, дорожных знаков;
Изготовление формы (отличительных знаков) для участников агитбригады «Светофорчик»;
Приобретение агитационных материалов, плакатов по ПДД;
Пополнение медиатеки по данной проблеме и др.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




Рисунок 7Рисунок 2а (1)Рисунок 3C:\Documents and Settings\teacher\Рабочий стол\Дорожн. азбука\а (1).jpgСхема 3 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915