Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе на тему «Украсим матрёшке сарафан». Пластилинография.


Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе на тему «Украсим матрёшке сарафан». Пластилинография.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей.Цель: Знакомство с историей создания русской матрёшки.Задачи:- Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.- Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.- Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.- Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.- Воспитывать интерес к народной игрушке- Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.
Материал для работы:
- Силуэты матрёшек, вырезанные из плотного разноцветного картона с нарисованными лицами.- Набор цветного пластилина.- Стека- Салфетка- Игрушка – матрёшка, сделанная из папье-маше высотой 50 сантиметров.
Ход занятия.
1. Организационная часть.Дети сидят полукругом. Стук в дверь.Воспитатель: Кто к нам пришёл в гости? Сейчас посмотрим…Вносит огромную матрёшку.
- Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала?Дети: Матрёшка!Воспитатель: А я знаю загадку про матрёшку , слушайте внимательноСловно репка, она крутобока,А под алым платочком на насСмотрит весело, бойко, широкоПарой чёрных смородинок-глаз.Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан цветочек,Упирается рука в деревянные бока.А внутри секреты есть:Может три, а может шесть.Разрумянилась немножкоНаша русская (матрёшка)
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. А вот ещё загадку послушайте Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружкуВсе они живут друг в дружкеА всего одна игрушка.
Рассказ воспитателя: Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.-Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают шкуркой?Дети: Чтобы поверхность была гладкой и было легче расписывать.-Совершенно верно, и покрывают лаком.Наиболее известна семёновская матрёшка-это прародительница современных матрёшек.
Были и загорские матрёшки и полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрёшку.
Дети: Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.Воспитатель: А какие узоры вы видите?Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.Воспитатель: Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.Физкультурная минутка.Хлопают в ладошкиДружные матрёшки,На ногах сапожки, Топают матрёшки.Влево, вправо наклонись,Всем знакомым поклонись,Девчонки озорныеМатрёшки расписные.В сарафанах ваших пёстрыхВы похожи словно сёстры.Ладушки, ладушкиВесёлые матрёшки.Движения выполняются по содержанию.2. Практическая часть.Воспитатель: Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные?
Дети: У них не украшен сарафан и платочек.Воспитатель: Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд? Дети с радостью соглашаются.- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?Дети: Цветочки и ягодки, листики.Воспитатель: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую - красного.Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе.Во время работы матрёшка «ходит» и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка. Гимнастика для уставших пальчиков.Долго, долго мы лепили,(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)Наши пальцы утомили,(встряхивание кистями рук)Пусть немножко отдохнут,(поглаживание каждого пальчика по - очереди)И опять лепить начнут.Дружно руки разведём(развели руки в стороны)И опять лепить начнём.(хлопают в ладоши)3. Заключительная часть.Дети делают выставку из поделок, матрёшка их хвалит.
Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки , мы украсим нашу групповую комнату и будем любоваться ими, а сейчас распрощаемся с нашей гостьей. До свидания, матрёшка, приходи ещё!Дети машут руками и прощаются.Воспитатель:- Какие игрушки были популярны в народе?- Какие матрёшки в России самые известные?- Какие костюмы носили матрёшки?- Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?Матрёшка на окошкеПод ярким сарафаном.И вся семья в матрёшкеКак в доме деревянном.Открой – увидишь чудо:Матрёшенька – детёныш.А там ещё! Откуда?А там опять…Найдёныш!Умыты ручки, ножкиУ каждой у матрёшки.Поглажены одёжки,Почищены сапожки…Поют матрёшки в хоре.Живут не зная горя,И дружно, и счастливо,И весело на диво!В. Приходько.