Методические рекомендации «Особенности формирования словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Методические рекомендации по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ литературы и изучение проблемы, экспериментальные данные показали необходимость разработки методических рекомендаций по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Цель: предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1.Расширить и систематизировать словарь прилагательных детей на основе лексических тем.
2.Активизировать номинативный и предикативный словарь прилагательных по заданным темам.
3.Упражнять в словообразовании, употреблении прилагательных в словосочетаниях и предложениях.
Исходя из результатов нашего исследования, нами были подобраны различные упражнения и дидактические игры.
Все приведенные здесь упражнения и игры помогут обогатить речь ребенка именами прилагательными, что сделает ее гораздо более богатой и образной. К тому же в процессе всех этих упражнений у него постепенно выработается привычка внимательно присматриваться к предметам, отмечать характерные их признаки, что окажет неоценимую помощь по преодолению имеющихся нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, ,контингента и возраста детей.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Лалаевой Р.И.[22], Ефименкова Л.Н.[11,12]Кузнецова Е.В., Тихонова В.А[21], Теремкова Н.Э. [26], Швайко Г.С.[52],
Примерные задания и упражнения:
Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор?», «Какой огурец?», «Какой мяч» и т.д.(Лалаева)
Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение . Используя пары картинок.
Груша сладкая, а лимон … . Огурец овальный, а помидор … .
Лента узкая , а река … . Дерево высокое , а куст … .
Молоко жидкое, а сметана … .
Отгадывание загадок:
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
Желтый, овальный, кислый. Что это?
Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?(Лалаева)
Упражнение «Закончи предложение» (Краузе Е.Н.)[20].
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар...
Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха...
Сахар сладкий, а горчица...
Дерево высокое, а куст...
Дедушка старый, а внук...
Суп горячий, а компот...
Сажа черная, а снег...
Лев смелый, а заяц...
Упражнение «Сравни!» (Краузе Е.Н.)[20].
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
Ответы на вопросы о признаках предметов:
Какие по цвету? (Огурец и помидор)
Какие по вкусу? (Лимон и малина)
Какие по величине? (Дом и конура)
Какие по толщине? (Столб и карандаш)
Какие по высоте? (Дерево и куст)
Какие по длине? (Пальцы и ногти)ЛАЛАЕВА
Кроссворд «Фрукты»
Дети слушают описание фруктов и вписывают угаданные слова в кроссворд. Если слова вписаны правильно, то по вертикали получается слово «вишня».
В м
И ШН
Я 1.Сочная, синяя ягода, внутри косточка.(Слива)
2.Ягод на веточке много, они сочные, зеленые, сладкие .(Виноград)
3.Желтая, сладкая, сочная. (Груша)
4.Желтый, овальный, кислый. (Лимон)
5.Красное (желтое, зеленое), сочное, сладкое. (Яблоко)ЕФАнова 12. Рассказать ребенку, что и как готовят из фруктов .Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Скажи, как по другому называется сок (варенье) из яблок?
(Яблочный сок, яблочное варенье)
Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье) и т.д.
Упражнение « Из чего – какой ?»
Обведи пунктирные линии и назови из каких овощей и что приготовила мама. Какой? (какая?, какое?) это сок (салат, пюре, запеканка)?( Морковный сок. Овощной салат . И т.д.)
Взрослый предлагает ребенку послушать и выполнить задания.
Нарисуй в верхнем правом квадратике морковь. В нижнем левом — репу.
В среднем (центральном) — банан. И т.д.
Соедини линиями каждый овощ (фрукт) с: кляксой соответствующего цвета; соответствующей формой.
Назови каждый фрукт (овощ), его цвет и форму. (Помидор красный, круглый. И т.д.)
Упражнение «Лабиринт»
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел?
(Белочка нашла зеленый дубовый лист. И т.д.)
Упражнение «Из чего — какой»
Рассмотри и назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать: «новый», «новая», «новое»?
Закончи предложения.Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) ....
Сиденье, обшитое кожей (какое?) ....
Колесо из резины (какое?) — ....
Игра «Чей,чья, чье, чьи?»
Шарф (чей) – мамин, папин, … .Шапка (чья?) – тетина, дядина, … .Пальто (чье?) – бабушкино, дедушкино, … .Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины, … .Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»У щуки голова – щучья, хвост - … , плавник - … , туловище - … .
Образование притяжательных прилагательных.
Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.
Берлога медведя. — ... Дупло белки. — ...
Логово волка. —… Морда лисы. — ...
Хвост зайца. — ... (Кузнецова, Тихонова)
Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.
Прыгучая, пушистая, рыженькая ... — Какая белочка?
Маленький, круглый, колючий ... — Какой ежик?
Большой, старый, развесистый ... — Какой дуб?
Красная, спелая, душистая ... — Какая земляника?
Красная, пятиконечная ... — Какая звезда?
Стройная, зеленая, колючая ... — Какая елочка?
Детский, приключенческий, интересный ... — Какой фильм?
Чистый, свежий, морозный ... — Какой воздух?
Теплый, мелкий, моросящий ... — Какой дождик?
Поставить вопрос к этим словам.
О б р а з е ц : березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая
— к а к а я ?Ветер ... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).
Друг ... (преданный, верный, надежный, большой, любимый). *
Настроение ... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).
Поведение ... (хорошее, примерное, отличное).
Погода ... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).
Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам вафельное,
полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова?
Вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. (Полотенце.)
Рыжий, красный, зверь опасный. (Огонь.)
Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признаками,отвечая на вопросы.
Осень.
Незаметно прошло ( к а к о е ? ) ... лето. Дни стали (какие?) ... . Небо (какое?) ..., .... Его покрывают (какие?) тучи. Как сквозь сито, сеет (к а кой?) дождь.
Июль.
Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (к а к а я?) ... черника,
(к а к а я?) ... смородина, (к а к а я?) ... малина. В эту пору можно найти (какой?) ... подосиновик, (какой?) ... рыжик и (какую?) ...сыроежку.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко.
Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:
К а к о й по форме, ц в е т у , на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
К а к а я по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
К а к о е по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)
Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
Л о г о п е д . Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.
Затем логопед дает задания ученикам:
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)
2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: к а к о й ? к а к а я ? какое?
Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед дает задания ученикам:
1) Подберите слова, близкие по значению данным. аккуратный (чистый, опрятный); робкий (трусливый, боязливый, пугливый); грустный (печальный, скучный, невеселый); душистый (ароматный, пахучий); жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый); интересный (занятный, увлекательный); красивый (прекрасный, очаровательный, прелестный); красный (румяный, алый); смелый (храбрый, отважный, бесстрашный)
2) К словам-признакам подберите слова-признаки, противоположные по значению.
О б р а з е ц : добрый — злой.
умный, смелый, ленивый, маленький, грязный, лживый, холодный, узкий, близкий, высокий, большой (Ефименкова) Игра «Чудесный мешочек»
Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Посылка»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.Дидактическая игра «Осенний лес»
Приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков. Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.)
Значит, в какой лес мы приехали? (В осенний.)
Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.)
Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т.д.
Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам)
— Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)
Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.)
Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.)
Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.)
Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)
Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)
Что это? (Помидор.)
Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)
Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор — круглый. Огурец — зеленый, а помидор — красный.)Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.)(Рассматривают еще две пары овощей.)
Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке. (Каждый ребенок находит карточку.)
Какой овощ растет на этой грядке? (Свекла.)
Почему так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.)
Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.
— Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)
Составление рассказов
Логопед загадывает загадку: На сучках висят шары. Посинели от жары.
— Как вы думаете, что это? (Слива.)
Логопед составляет описательный рассказ о сливе.
— Это — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.
Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах и овощах по картинно-графическому плану (см.приложение)
Фрагмент занятия по теме «Дикие животные»
- Рассказать ребенку о том , чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т.д.)
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов- признаков ).
Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.Заяц (какой?) — ....Лиса (какая?) — ….
Волк (какой?) – …. Лось (какой?) – … .Упражнение «Скажи наоборот»
Закончи предложения.
Лось большой, а заяц ....
У волка хвост длинный, а у медведя ....
Белка слабая, а волк ....
Лиса хищное животное, а заяц ....
Фрагмент занятия по теме «Весна»
Рассмотри картинки с изображениями зимы и весны. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой по образцу: Зимой солце тусклое, а весной яркое.
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
Назови как можно больше слов-признаков.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная.
Солнце (какое?) - … .Почки (какие?) - … .Листья (какие?) - … .Фрагмент занятия по теме «Транспорт».
- Познакомить детей с видами транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.
-Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков)
Машины (какие бывают?) — легковые, грузовые, спортивные.... Самолеты (какие бывают?) — ....
Поезда (какие бывают?) — ....
-Упражнение «Назови одним словом»
Закончи предложения.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) двухколесный.
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)....
Если у машины четыре колеса, она (какая?)....
Если у лодки четыре весла, она (какая?) … .Овладение речью играет большую роль в общем развитии детей, при формировании их психических процессов, а также в познании окружающего мира действенным путем. Становление речи у детей с интеллектуальной недостаточностью идет с большим запозданием. Многие дошкольники с нарушением интеллекта произносят первые слова в 2-3 года или даже позже. Это в основном имена существительные – названия предметов ближайшего окружения и глаголы, связанные с часто выполняемыми действиями. В младшем школьном возрасте это затрудняет участие детей в беседе, еще более сложным оказывается рассказ по картинке. Отклонение от нормы имеет место и в процессе усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью словарного запаса родного языка. Словарь учащихся младших классов довольно беден и состоит в основном из имен существительных и глаголов, большей частью бесприставочных. Часто слова, которыми располагают дети, используются в приближенных, неспецифических значениях. Как показали проведенные исследования дети с интеллектуальной недостаточностью очень редко используют прилагательные и называют ошибочные признаки того или иного объекта. В частности, дети недостаточно дифференцируют слова, обозначающие в какой-то мере сходные качества. Эта особенность речи детей с нарушением интеллекта связана с особенностями протекания процессов их мышления. Недостаточно точно воспринимая и осмысливая явления окружающей действительности, они не испытывают необходимости в дифференцированных названиях и ограничиваются словами, имеющими расплывчатое значение.