Приобщение детей к культурным традициям своего народа в детском саду
Приобщение детей к культурным традициям своего народа в детском саду «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний"- писал академик Д.Лихачев*. У каждого народа есть свои народные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Традиции – это самое ценное, что есть в культуре каждого народа. Очень важно, чтобы дети с самых ранних лет знали, что такое Отечество, Родина, родная земля. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, детям надо рассказывать о людях родной земли, о природной основе нашего бытия, о том месте, где человек родился и живет, о тех традициях, которые почитаются. Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда традиции прошлого, нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Неоценимую помощь в сохранении того огромного культурного опыта, который накоплен и оставлен нам в наследство, оказывают различные музеи. Знакомство детей с музейными экспонатами может оказать огромное влияние на их общее и культурное развитие, особенно, если музей создается руками самих детей, родителей и других родственников, педагогов.
Педагогическому коллективу нашего учреждения идея создания музея пришла давно, еще в 2000 году. В течение нескольких лет в экспериментальном режиме мы разрабатывали проблему «Приобщения детей дошкольного возраста к истокам традиционной русской культуры».
Работал в этом направлении весь коллектив детского сада. Родители и жители сел Садовое и Ахмат. В течение нескольких лет в экспериментальном режиме мы разрабатывали проблему приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.
Родители поддержали нашу инициативу.
За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта.
За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта. Первоначально отдельные предметы были представлены в небольшом объеме в игровой комнате старшей группы детского сада. Но постепенно коллекция увеличивалась, причем, появились очень интересные экспонаты, требующие специального расположения. Поэтому было принято решение систематизировать весь материал и собрать его в отдельной комнате -музее. Так появилась комната-музей русского быта «Горница».
Почти все предметы музея (посуда, утварь, одежда, игрушки и др.) являются подлинными, они собраны семьями педагогов и воспитанников, узнав о нашем музее, некоторые жители села сами приносили старинные предметы быта.Помимо экспонатов, в музее есть интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Так знакомясь с русской печью на макете почти в натуральную величину, дети имеют возможность «разжечь» в печи огонь, используя натуральные поленья. Могут с помощью ухвата поставить в печь настоящую кринку, «приготовить» обед. Устроить чаепитие за самоваром. При разработке экспозиции музея мы также стремились к тому, чтобы она не только была полезна для детей с точки зрения познания. Для нас было очень важно, чтобы экспонаты музея могли мобильно использоваться и быть доступны для посетителей. Ведь основные посетители музея – дети, а значит, они должны все потрогать, пощупать и внимательно рассмотреть.Проведение экскурсийЗнакомство с нашим музеем мы начинаем в младшем дошкольном возрасте. Как показывает опыт, малышей целесообразно постепенно вводить в пространство музея. Причем, это лучше делать не в самом начале учебного года, а в середине (март, апрель). А до первого посещения музея младших дошкольников можно познакомить с отдельными экспонатами музея. И тогда, оказавшись в музее впервые, малыши будут чувствовать себя более уверенно. Народная культура сама интегративна. Однако, как показывает опыт, дети лучше усваивают материал, если знакомство с предметами быта и изделиями народного творчества происходит в разных видах деятельности: познавательной, музыкальной, изобразительной, двигательной. Ещё один наиболее эффективный прием – включение детей в практическую деятельность после полученной информации. Так, например, знакомясь с традиционной посудой, дети продолжают «готовить» в такой посуде, узнают о традиционных русских рецептах и т.д. Знакомясь с народным костюмом, дети раскрашивают и рисуют его элементы, конструируют отдельные элементы, например, головные уборы, рассматривают иллюстрации, играют в народные игры.Знакомство с отдельными экспонатами музея может осуществлять не только педагог, но и, например, персонаж сказок.Занятия со старшими дошкольниками проводятся в помещении музея. Занятия проводит экскурсовод Лукашева Тамара Павловна. Она недавно работает в нашем детском саду (с сентября 2014г), но уже освоилась с ролью экскурсовода. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих друзей, детей младшей группы, родителей и гостей. Меняется содержание экскурсий для старших дошкольников: усложняются задачи, формы и методы. Ребята участвуют в беседах и традиционных праздниках. Информационная часть состоит только из фактов, абсолютно новых для детей. Основанная же часть экскурсии строится в форме диалога взрослых и детей. Музей привлекает детей. Старшие дошкольники готовы уже к знакомству с пространством музея. Они легко включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий дети всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы, высказать свою точку зрения. Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, в случае необходимости задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали. Педагоги учат детей умению выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны. Старшим дошкольникам важно также объяснить разницу между музеем образовательного учреждения и профессиональными музеями, познакомить их с правилами поведения в музеях.Работа с детьми в музее предусматривает тесное сотрудничество педагогов детского сада. Ими совместно определяется тематика занятия в музее, доступное детям того или иного возраста содержание. Посещение музея, знакомство с подлинными экспонатами, высокохудожественными произведениями изобразительного искусства оказывают огромное влияние на развитие детей. Их собственные работы по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду становятся более содержательными, яркими и оригинальными. Мы уверены, что ребенку с раннего детства важно знать, где он живет, кто его предки, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев и складывается любовь к Родине.Известный писатель Эрих Мария Ремарк писал: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад с. Садовое» Лукашева Тамара Павловна