Сплочение классного коллектива через классную и внеклассную деятельность в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Сплочение классного коллектива через классную и внеклассную деятельность.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений очень сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, традициями, которыми придерживается их семья и т.д.
Основной деятельностью классного руководителя и воспитателя будет являться миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех».
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
К такой деятельности, конечно же, относятся:
Совместные выходы (со своим классом совместно с воспитателем мы осуществили такие выходы, как: прогулка в парк, неоднократное посещение библиотеки «Родничок», посещение праздников, театральных выступлений, проводившиеся в ДК им. Наймушина, просмотр мультфильмов, посещение экзотариума и т.д.), то есть все, то что полезно и интересно детям, где у них появилась возможность всем вместе, что-то обсудить, чем-то заинтересоваться или восхититься, то что больше смогло объединить детей, в этом, конечно же, помогает эта неформальная обстановка, где подросток открывается с другой стороны, показывает себя не таким, какой он есть в школе.
Все эти выходы с учащимися, это очень хорошо, и хотелось бы, я думаю всем педагогам выходить с ребятами на все эти мероприятия почаще, но многое из этого не всегда, получается, осуществлять, так как есть ограничение в материальных средствах. Не все родители могут позволить какие-либо выходы своему ребенку.
Но классный руководитель и воспитатель имеет возможность и в школе сплотить свой класс.
В этом нам помогают традиции класса (в нашем классе, это поздравление именинников, для которых мы устраиваем небольшой праздник с играми, поздравлениями, подарками и угощением). Это и все общешкольные мероприятия, такие как: литературно-музыкальная гостиная, турслёты, ярмарки, тематические недели, подготовки и участие в мероприятиях, например, День Учителя, Новый год, масленица, колядки, 23 февраля, 8 марта и т.д.. Коллективное выполнение газет к каким-либо праздникам. Совместное времяпрепровождения на переменах, во время прогулки и мн.др. Во всем этом учащиеся нашего класса принимают участие с большим желанием.
Так же к сплочению классного коллектива относятся классные и воспитательные часы (мной с этой целью были проведены классные часы на темы: «Я и окружающие», «Учитесь дружить», « Улыбка и хорошее настроение", Мое место в обществе» и т.д.). Во время, которых обсуждаются с ребятами, казалось бы обыденные вещи, но они смотрят и видят их при обсуждении в коллективе и с педагогом совсем уже по другому, и приходят совершенно к другим выводам. На классных и воспитательных часах можно проводить и различные игры с ребятами на сплочение, соревнования, конкурсы, викторины. Но меня заинтересовала очень распространенная сейчас форма работы, такая как тренинги.
Тренинг-это форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Я в своей деятельности уже начала использовать данный вид формы, которая стала мне интересна и моим учащимся.
Для тренинга, лучше, если в упражнениях класс участвует целиком, не разбиваясь на подгруппы. Но на практике, часто все же возникает необходимость класс разделить. В этом случае подгруппы выделяются случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.
Особенность тренинга развития сплоченности школьного коллектива
Мы имеем дело с учебным (школьным коллективом), здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.
Предлагаю и нам с вами сыграть в одну из таких деловых игр.
Занятие
Развитие коммуникативных способностей. Направленное на Невербальное общениеРазминка (нужно 5 человек).
Упражнение «Построимся»
Описание упражнения
Учитель предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?»
В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту.
Во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.
Психологический смысл упражнения. Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Разминка.
Упражнение «Найди и коснись» ( 1 человек)
Описание упражнения
Учитель предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей.
Например, найдите и коснитесь чего- либо:
-Горячего
- руки ответственного человека
-вещи, длина которой примерно 30 см
-того, что весит полкилограмма
-плеча доброго человека.
Психологический смысл упражнения
Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим. Сензитивность – это чувство, ощущение.
Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. комплекс неполноценности).
Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.
Вывод.
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя и воспитателя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни.