Методическая разработка на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации специалистов)
Самарский институт повышения квалификации работников образования
СИПКРО
Проект
по курсам повышения квалификации программы ДОТ
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБУ школы № 32 г. о. Тольятти
Шахова Елена Анатольевна
Тольятти 2014
Оглавление
Введение 2-6
Система заданий, формирующая познавательные УУД на уроках русского языка 7-9
Дидактические материалы 10-18
Заключение 19
Источники 20
Введение
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.Проблемы формирования орфографической и пунктуационной грамотности беспокоят не одно поколение педагогов. Прежде чем начать разговор о формировании УУД на уроках русского языка, хочу предложить выдержку из работы Г.Г. Граник «Психологические закономерности формирования орфографической грамотности». Он с группой ученых выдвинул следующую гипотезу: «Основным психологическим механизмом орфографически грамотного письма является упреждение и удержание правилосообразных морфемных блоков или “сросшихся” в блок частей различных морфем. Блоки для пишущего выступают как целостные образования, мгновенно им опознаваемые. Фундамент процесса, приводящего к становлению психологического механизма грамотности, должен строиться на фонемно-морфемных правилах, на основе которых вырабатываются умственные приемы, в качестве таких блоков выступают отдельные морфемы или части различных морфем. Тренировочные задания должны сопровождаться упражнениями, в ходе выполнения которых усиленно работают все анализаторы. Усиленная работа анализаторов, во-первых, поможет накоплению в памяти различных блоков, во-вторых, - запоминанию традиционных написаний». Именно в этом направлении работаю сама, опираюсь на теоретическую основу работ Г.Граника, Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Забуга И. С. и др.
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.
Система заданий, формирующая познавательные УУД на уроках русского языка.
Как же наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных действий?
Главное направление моей работы - предупреждение. Работа ведется на всех этапах учебной деятельности при использовании таких методов, как: а) словесные; б) наглядные; в) практические. Рассмотрим формы учебной деятельности, развивающие познавательные УУД:
- Самостоятельное формулирование познавательной цели - компетентность в решении проблем формирую через проблемно-диалогический метод преподавания (по Е.Л. Мельниковой), заменяя урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Открытие знаний происходит на всех этапах урока. Например, повторение изученного:
– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по городу Прилагательное. Но для этого нам необходимо получить карту, ответив на следующие вопросы:
А) На какие группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи? (постоянные и непостоянные);
Б) Почему они так называются?
В) Назовите морфологические признаки существительного, числительного, а прилагательного? (род, число, падеж).
Г) Эти морфологические признаки прилагательного являются постоянными или непостоянными?(во время беседы на интерактивной доске выстраивается алгоритм):
Морфологические признаки прилагательного
Постоянные непостоянные род число падеж
- Чего мы еще не знаем? (есть ли другие непостоянные морфологические признаки; какие являются постоянными). Какая перед нами будет стоять задача? (формулируется задача);
- Поиск и выделение необходимой информации – 1. Фрагмент урока: -Выделите в тексте новую для себя информацию. Что отличает эту часть речи от наречия? (непостоянные морфологические признаки) - Подготовьте в паре план устного ответа на тему: «Категория состояния как часть речи». - «Ты мне – я тебе!» (учащиеся по плану проговаривают новый материал);
2. Задание «Ловушка» - учащимся предлагается выполнить такое задание, которое позволит выделить основную информацию, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
3. Задание «Опора» - учениками оформляется новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.).
- Структурирование знаний - Запишем тему урока: «Способы образования имен прилагательных». На какие вопросы надо ответить, чтобы подготовиться к изучению данной темы урока? Работая в группе, сформулируйте и запишите свои вопросы.- Готовы? Сравним ваши вопросы с вопросами учебника. Беседа по вопросам стр. 116
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме – 1. Творческое домашнее задание (синквейн, стихотворение, грамматическая сказка, акростих); 2. Задание «Веселый перекресток» - ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа(***- самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ** - ответ с использованием опоры: план, схема, алгоритм; * - пересказ материала учебника);3. Задание «Всезнайка» - учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);
4. Свободный диктант - целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Читаю текст целиком, а затем по частям (по абзацу). Ученики свободно записывают прочитанное. Синонимический ряд приветствуется, текст диктанта берется изучебник только в первом полугодии 5 класса. Далее вся работа только на слух. Это хорошо помогает в работе с грамматическим строем языка и готовит к изложению. А это ГИА, если работать в системе, то результаты высокие.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий – На всех этапах слово рассматривается с помощью орфографического разбора. На начальном этапе изучения предлагается пошаговый алгоритм применения правила.
Фундамент процесса строится на фонемно-морфемных правилах. В каждом слове обязательно графически обозначается изучаемая (имеющаяся) орфограмма с обязательным проговариванием применяемого правила: в слове «бездонный» пишу приставку -без-, потому что корень дон начинается со звонкой согласной - д; также пишу две буквы -нн, т.к. одна входит в корень дон, другая – суффикс. На первый взгляд, кажется, что уходит очень много времени (мнение большинства педагогов), с чем не соглашусь. Если вы, взяв 5 класс (а еще лучше сотрудничайте с учителем начальной школы), начнете эту работу, будете требовать обозначение, комментарий, в домашней работе не ограничитесь простым подчеркиванием пропущенной буквы, а в классе потребуете комментария во всех видах заданий, на всех этапах учебной деятельности, то ваш пятиклассник, погрузившись с вами вместе в эту систему работы, очень скоро будет принимать это как должное. Его не надо будет принуждать зубрить, вовлекать в работу, т.к. к нему рано или поздно придет осознание потребности этих знаний. Результат не заставит себя ждать, но только помните – система.
- Рефлексия – 1. листы самооценки, запись ключевых слов изучаемой темы, оценка куратора группы, бонусные карточки; 2. Задание «Эксперимент» - ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке.
- Смысловое чтение - Задание «Ловушка», прием тезирования.
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности- Задания «Опора» и «Всезнайка», кластер «Древо познания»; «Броуновское движение» - класс поделен на группы и двигается по классу с целью сбора информации.
Дидактические материалы.
Примеры типовых заданий, нацеленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Задание №1
Урок по теме «Словосочетание»
На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Задание:
1) соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;
2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова;
3) сформулируйте тему урока.
Задание № 2 «Слепая таблица».
Тема урока: «Сказуемое».
Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.
В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:
Предложение Вопрос к сказуемому Чем выражено сказуемое
Ненависть – плохой советчик.
Народные сказки о животных довольно поучительные.
Птицы деловито расхаживают по скалам.
Сказка – это произведение устного народного творчества.
Тест 1. Познавательные УУД
Школа _____ класс_____фамилия, имя___________________________________________
Задание 1. По какой записи можно «узнать» инопланетянина, а по какой – иностранца, изучающего русский язык?
шорек рыбка
кузявыйшорек золотая рыбка
шорексяпал рыбка уплыть
Как ты это определил?_________________________________________________________
Исправь всё, что нужно, во 2-м столбике и запиши получившийся вариант
_____________________________________________________________
Задание 2. Ты хочешь узнать историю слова «неделя», укажи в списке книг те, в которых можно найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно посмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Орфографический словарь
Словарь синонимов
Толковый словарь
Этимологический словарь
Варданьян Э.Д. Путешествие в слово
Успенский Л. Слово о словах
Задание 3. Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?
Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.
А. Понедельник – один из дней недели.
Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»
В. В понедельник положено начинать все новые дела
Задание 4. Прочитай и сравни два текста.
- Кто тебя просил трогать мои вещи? - сказал вошедший в комнату Володя. - А где флакончик? Непременно ты...
- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?
- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.
И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.
- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да ещё и смеётся, этакий несносный мальчишка!
Не толкайся!
Убирайся!
Я тебе говорю, не толкайся!
(По JI.H.Толстому «Отрочество»)
- Прекрасно, - сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. - «Тиха украинская ночь...» - это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблёв.
Одно из её любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и моё любимое место! Я его, ещё когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, всё равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на тёплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но всё-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковь, как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке передо мною, а наверху звёзды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики...
(В.Ю. Драгунский «Тиха украинская ночь»)
Из словаря иностранных слов:
Диалог (от греч. dialogos:«fliia» - через, сквозь, «логос» - слово, речь) - общение через слово, с помощью слова, разговор двух или нескольких лиц.Монолог (от греч. monologos: «монос» — один, «логос» — речь) — развёрнутое высказывание одного лица.
В каком стиле написаны эти тексты?
_____________________________________________________________
Как ты думаешь, какой из них написан в форме диалога, а какой - в форме монолога? (При ответе на этот вопрос используй определения в рамке).__________________________
Какой художественной цели служат диалог и монолог в данных художественных произведениях? ____________________________________________________
Какие признаки письменной диалогической и монологической речи можно наблюдать на примере этих текстов?__________________________________________________________
Задание 5. Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.
Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.
_____________________________________________________________
Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.
_____________________________________________________________
Задание 6. Прочитай текст.
«Ты воображаешь лучше, чем соображаешь». Почему Кораблёв так сказал? Может быть, потому, что я хвастал своей лепкой? Это было обидно. Катька – вот кто воображает! Или Кораблев иначе понимает это слово? Я решил, что спрошу у него, если он придёт ещё раз. Но он, не пришёл, и только через год или два я узнал, что воображать – это значит не только «задаваться».
(В.А. Каверин «Два капитана»)
Назови причину, по которой Саня Григорьев не понял сразу, в каком значении Кораблёв употребил слово воображать?________________________________________________________
Что могло явиться следствием этого непонимания? __________________________________________________________________
Задание 7. Прочитай текст. Найти ответ тебе поможет фрагмент песенки из передачи «Радионяня».
При – или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы напишем при этом.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при-
___________________
Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-.
_____________________________________________________________Задание 8. Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложносочинённые предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, или, да. Представь предложения в виде схем в колонке №3.
1 Между тем затрубили рога… …Алёша от них не отставал
2 Долго они так скакали… …охотники пустились скакать во всю прыть
3 Ему это показалось смешно… … серая кошка опять умывалась лапками
4 Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами… …он из учтивости не сказал ни слова
5 Отворилась боковая дверь… … нам наделать множество хлопот
6 Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей… …нам наделать множество хлопот
Верные ответы и ключи к оцениванию.Тест 1. Познавательные УУД (45 мин)
Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.
Верные ответы.
1 столбик – инопланетянин, 2 столбик – иностранец.
Иностранец не мог связать слова по смыслу и грамматически.
Ключи оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания
1 – правильно «узнал», но не смог объяснить почему.
2 – правильно «узнал», объяснил, исправил предложенные варианты.
Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Верный ответы: 3, 4
Ключ оценивания:
0—не справился с заданием
1 – указал только один верный ответ
2- указал ответ 3, 4
Задание 3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Ключ оценивания
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);
1 - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.
Задание 4 проверяет умение сравнивать и группировать факты и явления.
Верные ответы:
Стиль художественный
1 текст-диалог, 2 – монолог
Раскрыть характер героев
Признаки диалогической и монологической речи: реплики героев пишутся с новой строки, перед каждой репликой ставится тире.
Ключ оценивания:
0 – 4 – по числу верных ответов
Задание 5 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.
Верные ответы:
Признаки: глубина, синева
Предметы: нос, старик, карандаш, девушка
Действия: полёт, чтение, пение
Ключи оценивания:
0 – не справился с задание
1 – указал не менее двух групп, но не сумел объяснить почему.
2- указал не менее трёх групп, но не сумел объяснить, почему
3- распределил слова по трём группам, правильно ответил на поставленный вопрос.
Задание 6 проверяет умение определять причины явлений и событий
Верные ответы:
Многозначное слово воображать (1 – представлять, 2- задаваться)
Ключи оценивания:
0 – не справился с заданием, или не приступил к выполнению.
1 – указал причину, но не указал следствие
2 – справился с заданием полностью.
Задание 7 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Верные ответы:
Пре- высшая степень признака или близка к приставке пере-. При- присоединение, приближение.
Правописание е или и в приставках зависит от их значения.
Ключ оценивания:
0 – 2 – по числу верных ответов
Задание 8 проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Верные ответы:
и
но
но
а
да (или и)
или
Ключ оценивания:
0 – 6 – по числу верных ответов
4.Заключение
Таким образом, при использовании системы упражнений, формирующих познавательные УУД учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
· строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии;
· владеть общим приемом решения задач.
Все перечисленные виды работ, которые я провожу с детьми, вызываюту них познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.
Источники.
Ступницкая М. Диагностика уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков учащихся.
Пособий по проектированию и диагностике УУД А.Г. Асмолова.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
Ю. Михеева Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012. – http://www.ug.ru/method_article/260 – [Дата обращения – 05.11.2013]
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/05/sredstva-formirovaniya-universalnykhhttp://bershadskiy.ru/http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htmhttp://standart.edu.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9http://www.mind-map.ru/