Воспитание нравственных понятий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями через уроки чтения
Фёдорова Марина Ивановна
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
учитель начальных классов
Воспитание нравственных понятий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями через уроки чтения
Своеобразие нравственного воспитания в специальной коррекционной школе определяется особенностями аномального развития школьников с интеллектуальными нарушениями, а именно: особенностями познавательной деятельности; особенностями эмоционально-волевой сферы; особенностями формирования характера. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не обладают достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Они не могут сравнить своё поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Всё это нередко приводит к нарушению норм поведения, к безнравственным поступкам.
Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Практика показывает, что в процессе обучения в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей ребёнок с интеллектуальными нарушениями и нравственно развивается. Важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. [1]
У учащихся начальных классов формирую чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня, чувство справедливости, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты и пр. Чтобы поступать в соответствии с нравственными нормами, ребёнку прежде всего необходимо с ними познакомиться, усвоить и принять, т. е. знать их.
Неоценимое значение для этого имеют уроки чтения. На уроках обучающиеся усваивают нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие и т. д. Художественное произведение – это специфический текст, позволяющий не только через ум, но и через ощущения различать прекрасное и безобразное, хорошее в природе и жизни [2, с. 138]. Подвести ребёнка к осмыслению и оценке своих поступков, качеств, усвоить и закрепить знание нравственных норм, позволяет художественное произведение. Автор художественного произведения обращает внимание читателя на тех моментах и явлениях, которых сам читатель раньше не замечал или не задумывался над ними. Центром многих художественных произведений является человек, его чувства и эмоции, отношения с окружающей средой. Поэтому необходимо: вместе с детьми прояснить и закрепить их первичные читательские впечатления; помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объективной логикой и структурой поведения. [3] Зная возможности своих учеников, помогаю правильно понять и объяснить нравственные понятия, применить их в жизни.
На уроках чтения использую следующие приёмы:
Одним из важных приёмов является словарная работа. В ходе словарной работы обучающиеся знакомятся с толкованием новых слов (работа с толковым словарём), находят противоположные по смыслу слова, понятия-синонимы, различают смысловые оттенки слов (продолжение семантического ряда). Трудность в подборе антонимов к понятиям возникает у детей, если оно не ассоциируется с имеющимися переживаниями и отношениями. Например: алчность, нужда. Использование игровых моментов помогает заинтересовать учеников, стимулирует их творческую деятельность. Например: нахождение понятия по его толкованию. Учащиеся пытаются угадать нравственное понятие по его определению, которое даётся либо самим учителем, либо группой учеников.
Работа над текстом начинается с постановки вопросов. Данный приём направлен на уточнение представлений учащихся о нормах нравственности, нравственных качеств человека. Он активизирует познавательную деятельность учеников, заставляет их задуматься, осмыслить материал и подготовить ответ. Приём постановки вопросов позволяет привести в систему информацию школьника о своих переживаниях, выделить из неё главное для формирования нравственных понятий. Он направлен на выявление позиции автора, на осознание причинно-следственных связей и позволяет выработать собственное отношение к прочитанному тексту. Основными требованиями к использованию данного приёма в начальных классах являются: тщательная подготовка вопросов, их логическая последовательность; конкретная, чёткая, краткая формулировка вопросов, требующих воспроизведения ощущений; полный, развернутый ответ учеников по содержанию поставленного вопроса.
На уроках применяю приём – сопоставление образов героев, их поступков. Используя данный приём, прошу сравнить образы героев одного произведения или сопоставить обсуждаемый персонаж с другими героями, взятыми из различных литературных произведений и художественных фильмов. Выполняя данную работу, ребята выражают собственное отношение к героям, их поступкам, пытаются представить себя на месте героев.
Другой приём: самостоятельного завершения произведения. При чтении какого-либо рассказа учащимся предлагается в кульминационный момент предложить свой вариант завершения произведения. Обучающиеся предлагают варианты ответов с последующими обсуждениями. Данный приём позволяет решать несколько задач: уточнение, усвоение нравственных понятий; активное использование нравственных понятий в своей речи. Кроме того применение данного приёма способствует развитию взаимовыручки, поддержки школьников по отношению друг к другу.
Огромное воспитательное значение имеет стиль отношений, который складывается на уроках между учителем и детьми. Стиль отношений педагога к детям создаёт благоприятный или неблагоприятный микроклимат на уроках, существенно влияет на течение учебной деятельности школьника, часто определяет настроение ученика, заставляет его радоваться, огорчаться, испытывать страх, гордость. Вот почему так важно, чтобы на уроках отношения между учителем и учениками строились по типу нравственных отношений, чтобы эти отношения были господствующими и среди детей. На каждом уроке предъявляю требования, направленные на формирование взаимоотношений между детьми, на то, чтобы научить их интересоваться успехами друг друга, сотрудничать, приходить на помощь, правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих товарищей.
Таким образом, при нравственном воспитании школьников с интеллектуальными нарушениями встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием их личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка. В основе воспитания как самое первое и главное условие успеха должен лежать сердечный, доброжелательный подход к ребенку.
Список литературы
Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. - Красноярск, 2006.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения Москва: Директ-Медиа, 2008. - 613 с.
Доронина Л. Г. Воспитание духовности на уроках словесности. // Школа духовности, 2000. – № 4.
Заголовок 815