Выступление на семинаре педагогов на тему Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Введение.
В неоконченной статье «Вроде методического плана клубной работы» А.С.Макаренко писал: «Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат…Бить на красоту, значит бить наверняка», поскольку «стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре»
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств обучающегося, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.
Эстетическая воспитанность предполагает:
1 . эмоциональное отношение ко всему окружающему;
2. осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
3. наличие эстетических и нравственных суждений;
4. стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Оно формируется под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Цель эстетического воспитания как одного из основных направлений воспитания в Общеобразовательной Организации – обучить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающегося, на формирование его убеждений и чувств.
Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями – неотъемлемая часть единого образовательного процесса При создании надлежащих педагогических условий дети с нарушением интеллекта значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, с нормальным физическим и психическим здоровьем.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие обучающихся с нарушениями интеллекта, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства детей с нарушениями интеллекта, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчётливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.
В процессе эстетического воспитания у обучающихся детей с нарушениями, удаётся сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства таких детей, их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие обучающиеся дети с нарушением интеллекта, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.
С учётом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития обучающихся с нарушением интеллекта, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт детей с нарушениями интеллекта, эстетическими впечатлениями; воспитывать у таких детей сенсорную культуру, развивать эстетический вкус; приучать к нравственно- эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у детей эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства и окружающую обстановку.4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с нарушением интеллекта художественных навыков.
Работа по эстетическому воспитанию детей с нарушением интеллекта имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающихся с нарушением интеллекта во многом осложняют решение указанных выше задач.
Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный уровень содержания эстетического воспитания,
во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям детей с нарушениями интеллекта, форм, методов и средств воспитания и обучения.
в-третьих, коррекционно- направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий, специфика, которых обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
Прежде всего, согласно исследованиям, у обучающихся с нарушениями интеллекта, отмечается значительное своеобразие восприятия. Оно характеризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу.
.
В процессе эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта решаются прямые и косвенные задачи.
К прямым задачам относят: развитие способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки.
Обучающийся с нарушением интеллекта должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной форме.
В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающих представления о красоте и доброте.
Замедленная восприимчивость обучающихся с нарушениями интеллекта, сочетается со значительным суждением объёма воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают меньше предметов, чем нормальные дети, т.е. участок окружающего пространства, включающий многие предметы, детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребёнок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то дети с нарушением интеллекта долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.
Ещё одна особенность восприятия детей с нарушением интеллекта – недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, обучающиеся с нарушениями интеллекта не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У обучающихся с нарушениями интеллекта, нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами, не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощёнными и нередко искажёнными. Всё это накладывает значительный отпечаток на приём и переработку эстетических впечатлений.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации).
Так, например, обучающиеся с нарушениями интеллекта младших классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий (т.е. когда один предмет загораживает другой), слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные оттенки. Так, обучающиеся 1 класса часто не различают близкие по спектру цвета, такие как красный и оранжевый, синий и фиолетовый; все объекты, окрашенные в слабо выраженные оттенки цветов (бледно-розовый, бледно-зелёный, бледно-голубой), они считают одинаковыми и называют белыми. К старшим классам дифференциация цветов и цветовых оттенков становится более точной, но строение объекта, составляющее его части продолжают восприниматься недостаточно чётко. Кроме того, дети зачастую допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей обучающиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображённого.
Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Приучая, например, детей к штриховке рисунка, педагог в одном случае предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом - штриховать так, чтобы получились «пушистая травка», «острые стебельки».
Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, педагог неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.
Как ни важно непосредственное общение ребенка с прекрасным, одного этого недостаточно. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего нравственного человека.
Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание воспитанника, привлекая его к практическим действиям.
Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.
К числу таких способов относятся:
способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);
способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);
способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);
способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнении и продуктивном творчестве.
Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, творческими действиями.
Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед воспитанником с нарушением интеллекта, реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание обучающихся с нарушением интеллекта, вносит в их жизнь новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
С учётом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации процесса обучения и воспитания в условиях общеобразовательной организации. Среди них наиболее актуальными являются понятие о «социализации» как процессе вхождения обучающегося с нарушениями интеллекта, в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том, что «ребёнок усваивает только тот опыт, который им был воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:
Усвоение обучающегося с нарушением интеллекта- социального опыта, форм, способов, моделей поведения.
Воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности обучающегося с нарушениями интеллекта в социальной среде.
Однако дети с нарушениями интеллекта, развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
в условиях «социального сиротства»;
в ситуации ограниченной социальной активности;
в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Всё это затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие факторы:
обучающиеся с нарушениями интеллекта имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
Часто, ребенок с нарушением интеллекта не может найти в окружающей обстановке предметы определенного цвета, не умеет дифференцировать звуки и т. д. Это объясняется тем, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет использовать анализаторы для восприятия действительности, его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир.
Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие при поступлении в I класс, значительно отстает от нормы.
Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых, осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития, как в школе, так и в семье.
односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и не желание признать свою вину.
поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться; эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.
неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющими обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других.
«…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать…»;
иждивенческая позиция ( «нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
«перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все перечисленные выше факторы – своего рода защита ребёнка от мира взрослых, неумелая попытка обучающегося с интеллектуальными нарушениями, противостоять тем ситуациях, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильной организации образовательного процесса, можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка с нарушениями интеллекта.
Всестороннее развитие личности ребенка - основная цель семьи и школы. В ее основе лежат реальные требования жизни. Всестороннее развитие личности означает развитие ее физических и духовных сил, творческих способностей и дарований, способствует преодолению существенных различий между физическим и умственным трудом. Одной из составляющих частей такого развития является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание направлено на развитие эстетических чувств, художественных вкусов и разносторонних творческих способностей. Оно осуществляется как на уроке, при изучении любого предмета, так и вне уроков, и помогает воспринимать прекрасное в искусстве, в труде, в природе и повседневной жизни в семье.
«Формы организации эстетического воспитания»
В практике применяются три формы организации такой работы:
массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, соревнования и т. п.)
групповая (занятия кружков, секций, команд…)
индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению и т.п.)
Одной из форм, является занятие обучающегося с нарушением интеллекта, по изготовлению поделок из различных материалов.

Богат и разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков красок, рисунков и причудливых форм, созданных волшебницей-природой в растительном мире!
В поле, в лесу – везде, куда ни глянь, - благодатный природный материал, превращающийся в умелых руках в красивые поделки. Бери то, что не повредит самой природе, фантазируй, создавай всё, что твоей душе угодно. Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитать у ребёнка умение видеть её красоту.
Лучшей формой привлечения детей с нарушениями интеллекта к творческой деятельности становятся – занятия кружка по изготовлению поделок из различных материалов, такие занятия развивают у детей художественный вкус, тягу к художественному ремеслу, к познанию красоты окружающего мира.
Только при правильно организованных занятиях можно добиться желаемых результатов. На занятии решается не только одна задача, направленная на эстетическое воспитание, но и ряд других задач:
- воспитание положительных качеств личности воспитанника (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.)
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде.
Обучение – структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь чётко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умение действовать по заранее составленному плану. Также, можно использовать аппликационные работы, для развития пространственных представлений, так как дети с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева, около и другие.
При изготовлении изделий из бумаги способом аппликации осуществляются межпредметные связи и с уроками по изобразительной деятельности: у детей развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, соразмерности частей; формируется умение составить композицию узора на различном фоне. При лепке из пластилина, изготовлении поделок из природного материала также устанавливается связь с этими уроками: здесь внимание уделяется умению выполнять изделие по рисунку, самостоятельно осуществлять собственный замысел.
Проводя занятие, нельзя ориентироваться (в отношении темпа работы или её сложности) на небольшую группу более сильных воспитанников, иначе остальные не сумеют за это время довести свою работу до конца либо допустят в спешке много ошибок. Воспитанники успешно и ранее других выполнившие задание, могут продолжить его, например, украсить своё изделие аппликацией и т.п.
Вместе с тем нельзя слишком опекать таких детей, часто подсказывать им, давать готовые решения. Педагог должен быть ориентирован на использование их потенциальных возможностей, понимать, что воспитанник с нарушениями интеллекта может усвоить сегодня, а на что он будет способен завтра. В этом плане важно соблюдать принцип систематичности и последовательности, постепенно усложняя учебный материал, что способствует развитию самостоятельности учащихся.
Также, радостные переживания детей вызывает введение на занятиях элементов игры.
Исследования педагогов-психологов показали, что игра влияет на формирование личности воспитанника с нарушениями интеллекта и является такой деятельностью, благодаря которой в психике таких детей, да и не только, происходят значительные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности воспитанник, не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.
Можно использовать, как игровые моменты, так и занятия в игровой форме.
Например, занятия в игровой форме: «В гости к старичку-лесовичку», «В мастерскую Деда Мороза», «К нам в гости пришёл Незнайка» и т.д.
На любом этапе занятия должны проводится игровые моменты.
Например, на первом этапе занятия, организационном начале, используются игры «Молчанка», «Каждой вещи - своё место», «Чего не хватает?» и т.д.При повторении правил техники безопасности: «Можно – нельзя», «Дополни предложение», «Что перепутал Незнайка?» и т.д.
В зависимости от темы занятия должны использоваться коррекционные упражнения на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
Большое внимание для детей с нарушением интеллекта, деятельность которых характеризуется отвлекаемостью, несобранностью, общей неорганизованностью, первым условием, является создание для этого необходимой организации рабочего места.
«Средства эстетического воспитания»
К средствам эстетического воспитания относятся:
1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда;
2) организация творческой и исполнительской деятельности обучающихся.
3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные игрушки, цветы – всё это формирует эстетический вкус воспитанника. Однако, лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать обучающихся с нарушениями интеллекта в активную работу по благоустройству и оформлению помещений – классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т.п.
Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы воспитанники следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьёзные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.
Много внимания, следует уделять выработке у обучающихся - хорошей выправки, правильной осанки, умению красиво ходить, спокойно и правильно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми. Все это входит в культуру поведения обучающегося, которая основана на правилах вежливости.
Вежливость — это уважение к людям. В поведении обучающихся, в их отношении к людям должно всегда быть уважение и предупредительность.
Огромное значение в воспитании эстетики поведения имеют уроки физкультуры, ритмики, продуманная система работы воспитателя в группе и учителя в классе.
Некоторые формы внеклассной работы, например участие детей в драматических коллективах, также помогают решению этой задачи. Педагог должен вырабатывать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве, развивать нетерпимое отношение к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. В этом плане используются различные формы и методы. Педагог должен совместно со своими воспитанникам, посещать различные мероприятия и кружки, участвовать в экскурсиях в музеи, дать им возможность ездить в туристические поездки в соседние города. А после выставок и прочих мероприятиях важно устроить обсуждение увиденного и услышанного, обратить внимание воспитанников на художественную или историческую ценность экспонатов, их красоту и совершенство. Продолжением таких экскурсий может быть коллекционирование репродукций картин знаменитых художников, буклетов и альбомов о посещенных городах, о знаменитых людях - героях войны и труда
Обучающиеся среднего и старшего школьного возраста могут активно участвовать в проведении и подготовке праздников и памятных дат в классе и школе. Это дни рождения своих одноклассников, праздники 8 марта и 23 февраля. Особенно любимы всеми новогодние праздники. Подготовка к ним, украшение елки, покупка подарков, сценки, спектакли, выступления детей, изготовление игрушек, костюмов для бал -маскарада создают прекрасные возможности для эстетического воспитания.
Одни воспитанники освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринужденную и естественную манеру поведения.
Говоря об эстетике быта, нельзя обойти вопрос о тоне и стиле отношений, которые складываются в школе. Жизнерадостный, мажорный тон, спокойный, деловитый стиль работы в жизни коллектива должны быть в каждой школе. По отношениям взрослых между собой, по их отношению к обучающимся, обучающиеся с нарушениями интеллекта, прежде всего, судят об эстетике поведения. Формирование поведения, основанного на понимании красоты человеческих отношений, является венцом эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Основной вид деятельности обучающегося с нарушениями интеллекта — Процесс Обучения, во время которого тоже необходимо осуществлять эстетическое воспитание. Красивый чертеж, четкое расположение записи при решении арифметических задач содействуют эстетическому воспитанию. География и естествознание раскрывают перед обучающимися, красоту природы, этот богатейший источник духовного обогащения человека. Замечательные ландшафты, красота природных явлений (гроза, дождь, разлив рек, ледоход, листопад и др.) сбор полевых цветов и составление из них букетов, гербариев — все это эстетически воспитывает обучающихся с интеллектуальными нарушениями, воздействует на его эмоции, расширяет его кругозор.
Но красота природы не воспринимается обучающимся с интеллектуальными нарушениями, если с ним не проводить специальной работы. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его. Осуществляя экскурсию или прогулку по лесу, или в саду, в городском парке, в поле, на озере, педагог должен обратить внимание обучающихся, видеть и слышать красоту природы. Надо обращать их внимание на окраску листьев и цветов, на окружающий животный мир: бабочек, муравьев, птиц; учить слышать шум леса, шелест травы, пение птиц, различать птиц по голосам. Нужно показывать обучающимся с нарушениями интеллекта, смену времен года и объяснять, что при этом происходит с растениями и животными. Это приучает их к любознательности, наблюдательности, к осознанию необходимости охранять и беречь природу.
В средних и старших звеньях, обучающийся должен не только видеть красоту окружающей природы, но и стремиться познать логические законы ее развития. Учитель должен суметь объяснить, как зарождается дерево, как растет хлебный колос на поле, как вырастить цветок на клумбе или огурец на грядке, что нужно делать, чтобы помочь птицам зимой, как построить скворечник или сделать кормушку, почему надо делать проруби зимой на реках и озерах (чтобы не задохнулась рыба) и другие природоохранные работы.Для обучающихся с нарушениями интеллекта, очень полезно организовать наблюдения за одним и тем же уголком природы (деревом, лужайкой) в разные времена года, чтобы дети сами сделали вывод об изменениях, которые происходят в связи со сменой времен года. Наблюдения в разное время суток также обогащают детей впечатлениями и дают пищу для их суждений о красоте природы. Наблюдения природы воспитывают у детей любовь и бережное отношение к ней.
Прививать на уроках географии и естествознания любовь к природе — одна из задач работы учителя. Уроки рисования, черчения, ручного труда учат таких обучающихся к познанию красоты сочетания форм, линий, красок. Свое восприятие красоты дети воплощают в рисунках, аппликациях, изделиях из глины, пластилина, дерева, бумаги. В этом раскрываются их творческие способности, формируются пространственные представления, чувство материала и формы.
Занятия рисованием, ручным трудом и черчением развивают наблюдательность детей, также адаптированной программой обучения детей с нарушениями интеллекта в специальных школах предусмотрены беседы, расширяющие художественный кругозор детей в области изобразительного искусства.
Беседы об искусстве должны вызывать у обучающихся с нарушениями интеллекта, интерес к творчеству художников, обогащать представления об искусстве, расширять круг интересов детей с нарушениями интеллекта, помогать понять те чувства и настроения, которые переданы художником в картине. Все это значительно расширяет коррекционные возможности обучения педагогом детей с нарушением интеллекта обучающихся в школе.
Пение также имеет большое значение в общей системе эстетического воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. На уроке пения во время слушания музыкальных произведений у детей вырабатываются навыки пения, развивается музыкальный слух, музыкальная память. На этой основе формируется чувство любви к музыке, вырабатывается музыкальный вкус.Музыка и пение помогают коррекции дефекта ребенка с нарушением интеллекта, положительно влияют на его нервную систему, общий жизненный тонус, настроение. Пение способствует улучшению познавательной деятельности обучающегося, повышает его понимание, развивает речь.
Занятия в хоре сплачивают детей, воспитывают организованность и дисциплинированность.
«Какое это могучее педагогическое средство — хоровое пение!.. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... Вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств, сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце». И хотя круг возможных знаний, умений и навыков в этой области для детей с нарушением интеллекта, значительно уже, чем для обучающихся с хорошим здоровьем, некоторое развитие они все же получают.
Также обучение детей с нарушениями интеллекта, предполагает ознакомление их с ритмом, и динамикой, регистрами и с музыкальными произведениями, различными по характеру и жанру.
Литературное чтение помогает детям понять художественный образ, выраженный словами, познать красоту русского языка, обогатить речь красивыми, образными выражениями.
На уроках литературного чтения и русского языка обучающиеся должны овладеть начатками выразительного и смыслового чтения. Эти уроки прививают любовь к книге, учат красоте человеческих отношений.
Результаты эстетического воспитания больше всего видны в творческой деятельности обучающегося с нарушениями интеллекта.
Здоровый воспитанник очень активен, проявляет большой интерес к творчеству и часто большую изобретательность в этих занятиях.
Наблюдая за умственно отсталым обучающимся, приходится видеть совершенно иную картину: он « почти не способен к творчеству». Известно, что представления обучающегося с нарушением интеллекта об окружающем мире крайне бедны, восприятия неточны и не дифференциированны, поэтому основы для творчества почти нет. Среди детей с нарушениями интеллекта есть неплохие исполнители, но не творцы.
Творчество предполагает и наличие довольно развитого воображения, а каково оно у обучающегося с нарушением интеллекта, на это в литературе ответа пока еще нет. Можно только сказать, что качественно оно должно быть другим, отличным от воображения нормального здорового воспитанника ОО. Поэтому творческой деятельностью обучающегося с нарушениями интеллекта, необходимо систематически руководить, здесь также можно задействовать содействие родителей.
Задачи родителей в этом плане - воспитывать и развивать такие чувства, как коллективизм, дружба, доброжелательность, уважение к внутреннему духовному миру человека. Обучающийся с нарушениями интеллекта, должен уметь переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление, печаль, тревога, стыд, гнев, возмущение, смущение, угрызения совести и др.Конечно, родителям подчас трудно отвечать на многочисленные детские вопросы. Ну что же, неплохо, если им для этого понадобится лишний раз заглянуть в книгу, многое прочесть, над многим задуматься. Это надо для того, чтобы дети уважали своих родителей, чтобы не упал родительский авторитет. А вопросы бывают самые разные: «Почему за одну ночь деревцо зацвело?», «Ночью оно спит или не спит?», «Больно ли дереву, когда срезают ветку?», «Почему дерево стареет и умирает?» и др. Чем больше дети с ОВЗ будут задавать вопросов и получать на них правильные ответы, тем глубже у них будет желание к познанию, тем лучше они будут обучаться в школе.Педагоги давно заметили, что если ребенок предоставлен самому себе, если старшие не ведут с ним бесед, не читают ему книг, не рассказывают сказок, у ребенка слабо развивается пытливость, любознательность, мышление. Придя в школу, такой ребенок часто не понимает смысла самых простых слов и выражений, язык его беден, интерес притуплен. Он не знает окружающей жизни, не понимает явлений природы, легко поддается различным домыслам и слухам, верит небылицам, не знает, откуда берутся хлеб, молоко, сахар и т. д.
Очень правильно поступают те родители, которые 2-3 раза в неделю читают вслух и обсуждают с детьми художественные произведения, обращая внимание на поэтическое описание природы, лирические отступления, красоту языка, на характеристику героев. Чтение стихов приучает детей к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. Детям надо чаще слышать стихи С. Маршака, С. Михалкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Твардовского, А. Барто, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева и др.
Немаловажное значение в работе имеют Информационно – Коммуникативные Технологии, позволяющие усовершенствовать процесс обучения. Представленные современные технологии находят своё отражение в эстетическом воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта, в формах и методах воспитания и обучения.                     
В современном образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогам  выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Использование современных технологий в работе позволяет грамотно организовать работу и достичь хороших результатов.
Эстетическое воспитание занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: искусство, быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.
Эстетическое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта, является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.
Воздействие эстетических явлений искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В образовательной программе Обучающей Организации закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература.
Педагог, помимо обучения детей изобразительным навыками и умениям, может (и должен) воспитывать в детях осознанное отношение к красоте, создаёт ситуацию, в которой нравственные черты личности воспитанника имеют возможность быть выявлены и реализованы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.
В этом процессе огромную роль играет школа. Внеклассная работа дает прекрасные возможности для реализации задач эстетического воспитания обучающихся с нарушениями интеллекта.
Внеклассные мероприятия по эстетическому воспитанию обучающихся, вызывают неподдельный интерес и отклик в каждом воспитаннике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству в жизни. Таким образом, при познании эстетики через внеклассные мероприятия. При правильной организации и подаче их воспитаннику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Список литературы
1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1992. - 302 с.
2.Буров А.И. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования. - М.: Просвещение, 2009. - 291 с.
3.Ванслова Е.Г. Раздвигаем границы эстетического образования //Искусство. - 2008. - №2. С. 28-29.
4. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.:АРКТИ,2006.

БУ ДПО РК «Калмыцкий Республиканский Институт Повышения Квалификации Работников Образования»
Доклад по теме:
«Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Доклад читал:
учитель КОУ РК «ЭКШИ»
Горяева Е.Ю.
г. Элиста
2016г.
Содержание:
Введение стр. 1
Эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Задачи эстетического воспитания стр. 2-5
Формы организации эстетического воспитания» стр. 5-6
«Средства эстетического воспитания» стр. 7-11
Заключение стр. 12-13
Список литературы стр. 14
Содержание стр. 16