«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность»
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность»
(Из опыта работы кружка «Ловкие пальчики»)
Когда к нам из первой младшей группы приходят дети, то многие еще не могут внятно говорить, слабо развиты ручки. И мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных, мыслительных и творческих процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог со стажем, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, лепить, клеить, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
2 слайд
И для развития пальчиков мы стараемся создавать все условия. Внесены в развивающую среду различные виды мозаик, конструкторов, пазлы разных размеров, обводки, раскраски, трафареты, проводим пальчиковые игры. Наши дети очень охотно играли в эти игры. Потом я заметила, что, повзрослев, они всё меньше пользуются этими играми, ведь такие есть и дома. Передо мной встала проблема: каким же интересным видом деятельности увлечь наших детей?
Привлекательными для моего внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Но у меня возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это творчество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия.
3 слайд
Я сама – человек увлеченный изготовлением поделок в нетрадиционной технике исполнения. Меня привлекает все необычное, выполненное руками, и не устаю постигать новые приемы в изготовлении поделок. Мне захотелось свои знания, умения передать детям.
И вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь с детьми художественно-продуктивной деятельностью, которую реализую через дополнительное образование «Ловкие пальчики» - основной идеей которой является деятельность для развития пальцев рук с использованием нетрадиционных техник аппликации:
• «Салфеточная мозаика» - создание изображения из цветных шариков;
• «Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.
А также работа с бумагой (оригами), вышивание, рисование нитью.
4 слайд
Цель моей работы: развитие творческих способностей через нетрадиционные продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
- развивать эстетическое восприятие и воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность;
- формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, тканью, нитками, бумажными салфетками;
- развивать мелкую моторику рук, координации движений;
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
И вот что говорили о творчестве великие люди:
«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом деле несет удовлетворение». С. Моэм.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить». В.А.Сухомлинский
«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.
5 слайд
Предметно-продуктивная деятельность - это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок (на уровне своих возможностей) создаёт красивый, выразительный реальный привлекательный продукт (игрушка, сувенир, подарок) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат.
6 слайд
Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.
7 Слайд «Вышивка»
Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства соответствует своя форма творчества».
Следующим, чем были увлечены мои дети – это вышивка.
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, картинки, познакомились с разными видами и способами вышивания. Вышивкой занимались индивидуально не только девочки, но и мальчики. Сначала дети овладели швом «вперед иголка», а затем «тамбурным швом». Результаты работы порадовали всех. Из детских работ устраивали выставки, которыми украшали группу. Родители не ожидали, что дети могут выполнить такую трудоёмкую работу. Увидев результат труда своих детей, они оценили их по достоинству.
8 слайд Принципы
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
В основу продуктивной деятельности положены следующие принципы:
•принцип авторства;
•принцип эмоциональной увлечённости;
•принцип вариативности;
•принцип «если не похвалишь ты, то кто?»;
принцип личностного общения;
•принцип «я тоже хочу это делать».
9 Слайд «Перспективы»
Для совершенствования работы я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу кружка «Ловкие пальчики»;
- продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности (техника пейт-арт, выжигание)
- продолжить работу над развитием мелкой моторики;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
В заключении хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми принесла и мне положительные эмоции, когда я увидела результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа! Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.