Развитие креативного мышления личности младших школьников
Развитие креативного мышления личности младших школьников была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр и театральные постановки, способные приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать креативное отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Всё вышеперечисленное является одной из самых главных задач начальной школы по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения [1].
Сложность в решении проблем в системе начального образования обуславливается тем, что возможности театрального творчества используются в начальной школе не в полную меру, огромные общеразвивающие возможности театрального искусства, особенно развитие креативного мышления остаются невостребованными, всё это происходит на фоне устойчивого падения интереса младших школьников к театру и театральным постановкам.
Развитие креативного мышления, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному "добыванию", умению применять их в своей практической деятельности. Также креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач. Благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.
Противоречие заключается в необходимости внедрения стандартов второго поколения, направленных на достижение и формирование креативного мышления и методами и средствами его реализации.
Проблема: поиск систематизированной работы по развитию креативного мышления, удовлетворяющие требования федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Решение данной проблемы мы видим в реализации программы "Театр и мы", которая была разработана в результате исследования на тему: "Развитие креативного мышления младших школьников средствами театральных постановок".
Программа "Театр и мы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основная его цель - гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, необходимым компонентом которого является развитие креативного мышления. Данная программа может быть использована как форма внеурочной деятельности в качестве 10 часов учебной нагрузке в виде кружка.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует недостаточное количество учебно-методических пособий, обеспечивающих развитие креативного мышления средствами театральных постановок в начальной школе.
Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, развить его креативное мышление, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Одной из особенностью работы в детском театре является задания этюдного тренажа.
Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства [2]. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Чтобы доказать эффективность программы «Театр и мы» была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению креативного мышления младших школьников, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированности креативного мышления учащихся четвертых классов, который показал, что у большинства детей креативное мышление находится на довольно низком уровне.
В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 4% всех испытуемых имеют высокий уровень креативного мышления, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Они отлично проявляют внутренние и внешние качества личности в исполнении своей роли, у них активная и выразительная мимика, жесты, точные движения, четкая и понятная речь, с сохранением авторского текста. Преобладающий тип мышления креативность (творческое). Количество слов в ассоциативном ряду 29-33. Параметры (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) в пределах 36- 40 баллов.
Средний уровень креативного мышления имеют 50%. Дети, принадлежащие данной группе хорошо проявляют внутренние и внешние качества личности в исполнении своей роли, активная, но у них невыразительная мимика, жесты, точные движения, четкая и понятная речь, воспроизводят текст с помощью помощника (суфлера). Преобладающие типы мышления словесно-логическое, абстрактно - символическое. Количество слов в ассоциативном ряду 21-28, повторов мало. Параметры (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) в пределах 26- 35 баллов.
Низкий уровень показали 45%. У детей представленное решение образа неполное, мимика, жесты, движения неточные, невнятная речь, без сохранения авторского текста. Преобладающий тип мышления наглядно-образный, предметно-действенный. Количество слов в ассоциативном ряду 0-20. Параметры (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) в пределах 0- 25 баллов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень креативного мышления, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию креативности с использованием сценических этюдов.
Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию креативного мышления младших школьников.
В результате проделанной работы на контрольном этапе эксперимента было установлено, что 14% всех испытуемых имеют высокий уровень креативного мышления, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Средний уровень креативного мышления имеют 54% респондентов. Низкий уровень показали 32% испытуемых.
Сравнение результатов уровня развития креативного мышления до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы (таблица 14). В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития креативного мышления: количество детей с высоким уровнем увеличилось с 0% (0 чел.) до 10% (1 чел.), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 55% детей (6 чел.) до 45% детей (5 чел.), количество детей с низким уровнем развития креативного мышления остался без изменений 45% детей (5 человек).
В экспериментальной группе, проводились занятия театрального кружка "Театр и мы" с использованием сценических этюдов, произошли существенные изменения в уровне развития креативного мышления. Высокий уровень развития креативного мышления с 10% детей (1 чел.) увеличился до 18% (2 чел.), средний уровень увеличился с 45% детей (5 чел.) до 64% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательных интересов вырос с 10% детей (1 чел.) до 18% детей (2 чел.).
Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.
После проведения формирующего эксперимента уровень развития креативного мышления детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень развития креативного мышления значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы изменился незначительно.
Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число активных ребят. Около половины детей стали активно участвовать в жизни класса и школы. Проведённый эксперимент позволяет заключить, что развитие креативного мышления формируется под влиянием педагога во время проведения занятий театрального кружка, основным элементом которого является сценический этюд.
Таким образом, анализ полученных данных достоверно показывает, что используя сценические этюды на занятиях театрального кружка в начальной школе, является эффективным средством развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста.
Анализ результатов исследования показал, что программа "Театр и мы" улучшила результаты экспериментальной группы на 27%.
Мы пришли к выводам, что использование сценических этюдов при работе над театральными постановками в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития креативного мышления.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 130 с.
2. http://vslovare.ru/slovo/kreativnost