Развитие креативного мышления обучающихся в процессе инновационной творческой деятельности по изготовлению декоративного изделия на основе современной технологии обработки природных материалов.


Тема:
Развитие креативного мышления обучающихся в процессе инновационной творческой деятельности по изготовлению декоративного изделия на основе современной технологии обработки природных материалов.
Цель исследования – изучение проблемы креативного мышления обучающихся в процессе инновационной творческой деятельности на уроках технологии. Задачи:
Исследовать уровень креативности учащихся.
Определить уровень оригинальности, уникальности, гибкости учащихся при выполнении творческих заданий.
Определить области технологии, где наиболее ярко выявляется уровень креативности учащихся.
Объект исследования – учебный процесс на уроках технологии в 5-8 классах основной школы.
Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся 5-8 класса в учебном процессе.
Методы исследования - эксперимент, включающий анализ продуктов деятельности испытуемых; наблюдение за процессом выполнения творческих заданий.
Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.
   Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
    Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.
     Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт  учащихся, актуальные  потребности  каждого ученика. В  связи  с  этим  остро  встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной.
     На протяжении  20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон. Так, идеи творческой активности личности нашли отражение в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других педагогов. В ряде исследований (например, в работах В.Д. Богоявленской, С.Н. Бондаренко)  обоснованы условия зарождения творческой активности в процессе обучения в школе, разработаны  методы развития творческого начала личности, а так же показано, что существуют широкие и в то же время малоиспользуемые возможности различных видов деятельности в развитии творческой активности школьников
Креативность: (созидательный, творческий) -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Креативность вне творчества невозможна. Креативность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности.
Творчество – первостепенно и фундаментально. Впрочем, в продукте креативного мышления оно подвластно материальной цели. Результат креативного мышления можно рассматривать как картину, которую мы обрамим в предварительно подобранную раму, которая будет находиться в предварительно выбранном месте, в определённом музее, и будет вызывать восхищение у посетителей, которые были выбраны заранее.Бесспорно, единение творческого мышления и креативного мышления помогает достичь наибольших результатов в любой сфере деятельности. Равным образом возможно параллельно развивать данные два типа мышления.
Креативное мышление является противоположностью шаблонности – узость выбора во время поиска вероятных решений, одинаково предвзято относиться к разным проблемам. Благодаря креативности появляются необычные мысли, находятся новые решения прежних проблем, отходят в сторону избитые неинтересные идеи, исчезает привычный взгляд на вещи. Многочисленные исследования показали, что не все обладатели высокого IQ владеют креативностью.
Безусловно, существуют люди, которые обладают подобным талантом с детства. В основном, они открыты и инициативны. По меньшей мере, такая личность исключительна и обладает творческой натурой.
Большинство тестов подтверждают, что все дети чрезвычайно креативны. Но с годами у них формируется шаблонность мышления, которая сводит к нулю способность к нестандартному типу мышления.
Следовательно, главным заданием развития креативного мышления является отход от повседневного поведения.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [2] Основными показателями творческих креативных способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
Виды креативности, области её применения.
П. Торренс (Torrance, 1974b) выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла». Х. Гарднер (Gardner, 1988) описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»:
Краткая характеристика основных подходов к исследованию креативности и творческого мышления
Тейлор (Taylor, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов:
1) гештальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;2) инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;
3) эстетические, или экспрессивные, делающие упор на самовыражение творца;
4) психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и Сверх-Я);
5) проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому типу относится и определение Гилфордом креативности как дивергентного мышления;
6) определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленных типов, в том числе и весьма расплывчатые.
Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Правомерным следует признать подход к проблеме зарубежных психологов, которые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под последней понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества.
Креативное мышление является противоположностью шаблонности – узость выбора во время поиска вероятных решений, одинаково предвзято относиться к разным проблемам. Благодаря креативности появляются необычные мысли, находятся новые решения прежних проблем, отходят в сторону избитые неинтересные идеи, исчезает привычный взгляд на вещи. Многочисленные исследования показали, что не все обладатели высокого IQ владеют креативностью.
Безусловно, существуют люди, которые обладают подобным талантом с детства. В основном, они открыты и инициативны. По меньшей мере, такая личность исключительна и обладает творческой натурой.
Большинство тестов подтверждают, что все дети чрезвычайно креативны. Но с годами у них формируется шаблонность мышления, которая сводит к нулю способность к нестандартному типу мышления.
Следовательно, главным заданием развития креативного мышления является отход от повседневного поведения.
Условия, влияющие на развитие творческих способностей

Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним барьерам относятся:
стереотипы
излишняя ориентация на одобрение
заниженная самооценка
недостаточный уровень саморегуляции.
К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:
критика
стресс
дефицит времени
Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.
В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.
Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести следующие:
Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим
Не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своемуУважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением
Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
Безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом.
не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать.
Творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка.
Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам.
Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление.
Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса.
Использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.
Развитие творческих способностей на уроках технологии
 
   В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 25 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.
        Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче.
Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Тема «Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.                                                                                                                       
Работая по программе «Технология» я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.
 Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:
 1)творчеству нужно и можно учить;
2) творческое начало не является природным качеством ума;
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:
-   развиваю творческую активность учащихся;
-        включаю учащихся в творческую деятельность;
-        вношу проблемность в учебный процесс;
-        развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:
1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3)принцип приоритета творческой деятельности;
4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;
 В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,– какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
 
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетипичных задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе мальчиков, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).
Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от …….(имя мальчика)». В нем уч-ся придумывают только свои модели, изделия и т.п. Для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается прием  «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?
 
 
В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
 
 
 При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
В своей работе опираюсь на разделы «Декоративное творчество», «Технология обработки древесины и пластмасс» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей.
На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.
Например, при выборе модели деревянной машины в 5-м классе, я предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –простая модель с простейшими элементами отделки; средний уровень – модель из нескольких деталей; высокий уровень –модель машины из множества различных дополнительных деталей- это и бампер и фары и гусеничный ход, внесение более сложных элементов отделки: выпиливание ,выжигание, покраска.
Если у ребенка при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при выполнении изделия, воспитывается привычка к сознательному выполнению правил техники безопасности.
К каждой теме составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.
Примеры.  При изучении темы «Общие сведения о пластмассах» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему использования вторичного сырья ( пластмассы) творчески. Учащиеся не просто пишут схему, а придумывают различные утилитарные изделия из вторичного сырья (например: стаканчики для рассады, декорированные вазочки, салфетницы, карандашницы, декоративные рыбы и др.)           
 В 6-ом классе при изучении темы «Декоративно- прикладная обработка древесины» даю учащимся задание не просто составить коллекцию видов отделки древесины , а выполнить творческую работу «Русская изба». Учащиеся выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены в стиле прорезной резьбы, контурной и геометрической резьбы росписи по дереву, и т.д..). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Эти проекты занимают призовые места на научно- практической конференции учащихся.Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.
В 5 классах предлагаю представить коллекцию пород деревьев не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.
 
 При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, например: как получают пластиковые бутылки, или как производят полиэтилен, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Креативное мышление очень хорошо формируется в разделах « Декоративно- прикладное творчество. Здесь дается полная свобода фантазии и креативного мышления.
Это и лепка несуществующих животных при работе с глиной и домики сказочных героев, выполненные из различных материалов, с описанием их жильцов, роспись стекла в этнических стилях, роспись тканей, мозаичные работы в разных стилях.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция разметки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по разметке ставлю перед учениками проблему: предлагаю самостоятельно разложить трафареты на фанере с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет ученикам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек и мальчиков навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.
Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
В своё тематическое планирование в 5-8 классах я ввела изготовление игрушек, разных по степени сложности. Занятия проводятся в конце ноября, на них они изготавливают сувениры к Новому году (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, игрушка-символ года и т.п.). По данным игрушкам я разработала инструкционные карты, где отсутствует описание технологии изготовления. В них даны трафареты, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления игрушек. Эти игрушки небольших размеров их также можно объединять в композиции, или дарить своим близким. Работа над игрушками очень увлекает учащихся, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У многих исчезает робость, появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении игрушек, дети самостоятельно вносят изменения в игрушку, проявляют фантазию.
После того, как учащиеся изготовили сувениры, мы устраиваем в классе выставку сделанных работ, Я всегда задаю детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые игрушки?». Мы их не находим, т.к. каждая созданная игрушка индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на заготовке. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в каких-либо изменений). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие, удачные варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-конструктор и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед учащимися задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу. Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по изготовлению кормушки для птиц, придумать сказку «Как получают бумагу», составить рассказ о применении древесины по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления, а особенно -креативности.
 Ежегодно, в конце года в нашем городе, в выставочном зале проходит мероприятие «Протвинская капель». На нём учащиеся представляют итоги работы за учебный год, все работы оцениваются компетентным жюри. 
Изучив данную тему, я нашла очень много методик по определению креативности учащихся , в следуюшем учебном году я поставлю себе цель : провести тестирование и обобщить свой опыт по этой теме.
    Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.