Статья Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения как компонент индивидуального развития младших школьников.
Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения как компонент индивидуального развития младших школьников.
«Литература дает нам огромный, обширнейший, глубочайший,
опыт жизнидает понимание жизни, всех её сложностей,
понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты-
красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств.
Она делает это с такой художественной убедительностью,
что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и
есть в человеке».
(Д.С.Лихачёв)
Не секрет, что наша страна, которая когда-то считалась самой читающей страной в мире, давно и прочно сдала свои позиции. Современные дети относительно мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. В этой связи большое значение придаётся урокам литературного чтения, приоритетной целью которого в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Например, таких как:
Быстрота- способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
В каждом ребёнке есть творческий потенциал нужно только помочь ему раскрыться. Яркость урока, его эмоциональность, разнообразие заданий – вот те направления, которые должны вызвать интерес у младших школьников к урокам литературного чтения.
Любой этап урока можно сделать интересным для учащихся, если педагогу подойти творчески к подбору заданий для урока.
1.Каждое прочитанное произведение на уроке мы анализируем. Обычно мы делаем это через систему вопросов. Эта технология традиционна и репродуктивна. Вопросы и задания детям задает учитель и в процессе анализа приводит к тому, что сам видит в тексте. Ученики работают над текстом, ищут в нем ответы на вопросы, выполняют задания, вдумываются,
всматриваются в картины, которые им представляются, рассказывают о них. Часто я даю задание ребятам самим составить систему вопросов и предложить их своим одноклассникам. Второй вариант – составить вопросы по тексту.
При организации процесса обучения важно учитывать, что прием анализа - это средство постижения художественного произведения, поэтому выбор его определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Только в процессе решения этой задачи
прием выполнит свою вторую функцию - станет средством формирования аналитических умений, приобретения читательского опыта.
2. Составление структурных схем.
Эта работа позволяет более точно и ярко представить себе действия или образы.
Пример: М.Ю.Лермонтов «Утес».
В результате аналитической деятельности возникает следующая схема:
ТУЧКА УТЁС
золотая великан
умчалась морщина
весело играя старый
в пустыне стоит одиноко
тихонько плачет
Можно дать следующее задание: нарисуйте эти персонажи в соответствии с составленной схемой.
3.Составление картинного плана.
Пример: А.С.Пушкин «Зимнее утро».
а) Предложить нарисовать ученикам рисунки, соответствующие этапам стихотворения. (Эту работу можно сделать, разделившись на группы).
б) Словесное рисование- это описание с помощью слов читательского образа, который возник в голове у ребенка на основе прочитанного текста.
Пример: - Как ты себе представляешь главного героя этого рассказа?
После прочтения стихотворения о природе: - Какую картину ты увидел?
4. Дидактические игры развивают фантазию и воображение учащихся. Увлекают и заставляют думать каждого ученика.
Пример:
а) В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др. Ученики фантазируют, как изменится содержание.
б) Восстановление текста. Небольшой текст разрезается на мелкие кусочки и перемешивается. Группа детей восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если добавить кусочки из других текстов. Такие задания использую на уроках развития речи.
в) Составление кроссвордов по тексту.
5. Подбор пословиц и поговорок к основной мысли произведения или к его главным героям. Выбирая, ту или иную пословицу ребята объясняют свой выбор, подкрепляя его словами из текста или опираясь на поступки и характер героев произведения. Часто приводят пословицы и поговорки которые не записаны на доске учителем, тем самым, проявляя своё творческое мышление.
6. Творческие пересказы.
Работа над пересказом с изменением лица рассказчика. Творческие пересказы обеспечивают не только развитие определённых читательских качеств ученика, но и способствует постижению смысла литературного произведения. Каждому ученику хочется хотя бы на какое – то время стать главным героем произведения.
7. Учимся составлять аннотации.
Аннотация – краткая характеристика содержания книги. Пользоваться аннотацией и составлять её – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВ СЕРЬЁЗНОГО ЧИТАТЕЛЯ. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. На уроках внеклассного чтения ребята представляют аннотации прочитанных ими книг, советуя прочитать их своим одноклассникам. После урока происходит обмен понравившимися книгами.
8.Составление диафильма, мультфильма:
Большой интерес вызывает у детей такая работа как составление диафильмов или мультфильмов по произведению. После обсуждения частей текста, ребята делятся на творческие группы и каждая из групп, приступает к рисованию своего кадра, стараясь передать рисунком главную мысль доставшейся части произведения. Затем на доске соединяем кадры в единое целое.
План работы:
Разделим текст на части.
В каждой части определяем количество кадров и что на них рисуем.
Изображаем картинку графически.
Соединяем полученные рисунки, получаем диафильм (мультфильм)
9. Чтение по ролям даёт большой простор для проявления творчества ученика. Ребята сами определяют, с какой интонацией нужно прочитать свои слова, сами расставляют логические паузы.
10.Большой интерес у детей вызывает инсценирование произведения.
Это может проходить в виде экспромта на уроке, либо дети, разбиваясь на творческие группы, готовятcя дома. При этом они сами обдумывают костюмы и постановку произведения.
Участвуя в городском семинаре на тему: «Развитие творческого мышления младших школьников – путь к успешному самоопределению и самореализации будущего гражданина РФ», мы с ребятами в сотрудничестве с 4-а классом подготовили и показали весенний праздник «Прощай, Масленица”! Дети с большим энтузиазмом участвовали в репетициях, вносили свои творческие идеи относительно костюмов, подбирали заклички, частушки, приметы, игры. На исполнительницу роли Весны дети объявили конкурс, выдвинув требования - красота, здоровье, румяность, плодородие сравнили с пышностью. И претендентка была найдена. Со своей ролью она справилась успешно!
11. Проба пера.
Ещё в первом классе с помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма»:
Ша-ша-ша-
Моет мама малыша.
Та-та-та-
У нас в доме чистота.
Затем, эта работа несколько усложняется.
С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение. Например: продолжите эти строки:
1.Ночной порой в глуши лесной 2.Мальчик стричься не желает,
Медведь к дуплу пробрался Мальчик с кресла уползает
Вот стихи, которые написали дети моего класса:
Про медведя. Медведь.
Ночной порой в глуши лесной Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался. Медведь к дуплу пробрался.
Сунул лапу он в дупло - Чтоб мёда съесть ведро
Не нашёл там ничего, Он пчёл не побоялся!
Но почувствовал уколы, (Данила Брехов)
А уколы - это пчёлы!
(Ксения Щукина)
Медведь.
Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался.
И лапой он собрался уж мёду своровать-
Как пчёлка его – хвать!
(Варвара Ванюкова)
Такие задания помогают выявить дете, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению.
Некоторые ученики возле своих текстов рисуют героев стихотворения ( что несомненно способствует развитию воображения).
Придумывают ребята и свои личные произведения. Это небольшие стихи, загадки, рассказы, сказки, заклички и т.д. Эту работу начинаю проводить с первого класса, как только мы приступаем к изучению темы «Устное народное творчество».
Например, эти загадки ребята придумали о мышке:
Анастасия Надежко Дмитрий Пронин
Глазки- бусинки, В подполье, в каморке
Хвостик прутиком. Живет она в норке.
От кота его трясёт, Серая малышка
В своей норке сыр грызёт. Кто же это? (мышка)
.
Данила Брехов
Вот пропажу ищет Мишка. Екатерина Лыскова
Сыр грызёт шалунья(мышка)
Он серый и пушистый
С.Засим И любит молоко.
Серая, в норке живёт, Лапки розовые,
Сало и сыр любит, Хвост длинный
А котов ненавидит!! Отгадайте, кто?
12Составление тематических стенгазет.
Работа над созданием газеты даёт большой размах для развития творческого детского потенциала. Ребята сами подыскивают материал для газеты, фотографии, иллюстрации. Совместная работа не только развивает творчество, но и сплачивает детский коллектив.
Литературное словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Лучшим стимулом для развития творчества учащихся является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны
учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к их разностороннему развитию и способностям. Таким образом, применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует творческой активности младших школьников.
15