Статья «Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.»
Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.
Жиркова Марина Владимировна,
Учитель математики
МБОУ ООШ№34.
Исключительно важной для нашей современной школы является проблема развития творческого мышления учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. В современный период активизации творческой деятельности всех слоев общества проблема усиления творческого мышления в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как элементы творческой деятельности будут формироваться в школе, во многом зависит будущее этого человека в обществе.
Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны творчества. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у учащихся способностей к полноценности аргументации.
Математический стиль мышления, по характеристике А. Я. Хинчина, определяется следующими особенностями:
1) доведенное до предела доминирование логической схемы рассуждения;
2) лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший из ведущих к данной цели логический путь;
3) четкая разбивка хода рассуждений на случаи и подслучаи;
4) скрупулезная точность символики.
Указанные черты стиля математического мышления способствуют поднятию общей культуры мышления школьников, развитию их интеллектуального потенциала.
На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями.
Для решения поставленных задач используется комплекс методов:
. общенаучные методы теоретического исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация; классификация; синтез; аналогия);
. эмпирические методы (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение);
. экспериментальные методы (констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты);
. специальные методы обработки результатов (математико-статистические).
Креативное мышление на уроках математики у детей с ограниченными возможностями также как и у здоровых детей, развивается при решении нестандартных задач. Какая задача называется нестандартной? Понятие “нестандартная задача” является относительным. Задача называется нестандартной, если при ее решении трудно сказать на какой теоретический материал она опирается, если неизвестно каким способом она решается. В ходе решения таких задач необходимо сначала провести поиск плана решения задачи, определить теоретический материал, который дает ключ к решению задачи. Решать такие задачи интересно и увлекательно. Одна и та же задача может быть стандартной и нестандартной, в зависимости от того, знаком решающий задачу со способами решения задач такого типа или нет. Как же помочь учащимся научиться решать нестандартные задачи? Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу нет, так как нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Научить учащихся решать задачи (в том числе и нестандартные) можно только в том случае, если у учащихся будет желание их решать, то есть если задачи будут содержательными и интересными с точки зрения ученика. К тому же дети с ограниченными возможностями, а также дети, имеющие хронические соматические заболевания отличаются: одни - избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Другие - высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Третьи, учащиеся с инертной и слабой нервной системой, отличаются неустойчивым, плохо переключаемым и распределяемым вниманием. Поэтому учитель должен уметь находить интересные для учащихся задачи и своевременно предлагать их. Приведем примеры.
1.“В комнате стоят стулья и табуретки. У каждой табуретки три ножки, у каждого стула четыре ножки. Когда на всех стульях и табуретках сидят люди, в комнате 39 “ног”. Сколько стульев и табуреток в комнате.
2. Сосуд имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Как, не делая никаких измерений и не имея других емкостей, наполнить водой ровно половину объема этого сосуда?
3. В оранжерее было срезано 360 гвоздик. Причем красных на 80 больше, чем белых, а розовых на 160 штук меньше, чем красных. Какое наибольшее число одинаковых букетов можно составить из этого количества цветов? Сколько и каких цветов было в каждом букете?
4. Какой знак надо поставить между 7 и 8, чтобы получилось число больше 7, но меньшее 8?
5. Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 р. Спрашивается: сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5р. за аршин, а черное 3р.?
6. Какими двумя цифрами заканчивается число 13! ?
7. Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещает хор, если в классе нет учащихся, которые не посещают хор или лыжную секцию?
Как эффективным образом направить усилия ученика, затрудняющегося самостоятельно начать или продолжить решение задачи? Мы считаем, что не следует идти по самому легкому в этом случае пути познакомить ученика с готовым решением. Не следует и подсказывать, к какому разделу школьного курса математики относится предложенная задача, какие известные учащимся свойства и теоремы нужно применить при решении. Решение нестандартной задачи очень сложный процесс, для успешного осуществления которого учащийся должен уметь думать, догадываться. Необходимо также хорошее знание фактического материала, владение общими подходами к решению задач, опыт в решении нестандартных задач. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект, особенно для детей с ограниченными возможностями. Если ребенок с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, которого не обучают креативному мышлению. Таким детям будет легче адаптироваться в современном мире.
15