Печатная статья Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
Енина Вера Васильевна МКОУ «Углянская ООШ» Верхнехавского района учитель начальных классов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Учащие начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру возрастает. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописание и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый – методист А.В.Текучев (Методика русского языка в средней школе). М. 1970. – с.435.
Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Как известно, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительских слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна.
Для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы, разные по степени сложности.
Работа со словарными словами проводится, начиная с периода обучения грамоте. В этот период очень эффективны игровые методы обучения. Именно, дидактические игры позволяют сделать смену ведущих видов деятельности от игровой к учебной менее ощутимой для ребенка.
Игры «Найди пару», «Слоговое лото», «Собери слово из рассыпавшихся букв» и другие.
Проводится слого-звуковой анализ трудных слов. Дети складывают слова из букв разрезной азбуки и затем записывают их.
Во втором полугодии (первый класс) проводится систематическая работа над усвоением слов с непроверяемым написанием. С этой целью используются различные виды работ:
1.Задания для работы со словарем:
а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, перо); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
б) выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки;
в) выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко, морковь; платок, сахар, стакан, капуста);
г) выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).
2. Выборочный диктант. Учитель читает вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемым написанием, а учащиеся только записывают слова на данное правило. ( Мальчик чистит ботинки. Москва – всем городам мать.) В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста записывают слова с безударной гласной, а в другой- непроверяемыми.
3. Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:
Смотр готовности войск-
Сообщение по телефону, телеграфу-
Килограмм- это тысяча
4. Ответы на вопросы (вопросы могут быть записаны на доске).
Кто учит детей? (Учитель). Кто готовит уроки? (Ученик). Кто верный друг человека? (Собака).
5.Составление небольших рассказов на темы: «Учебные вещи», «Наш класс» и т.д.
6. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда» и т.д.
7. Дописывание предложений:
Главный город нашей страны-(Москва).
8. Диктант по памяти:
Записать слова по памяти, обозначающие животных, птиц, людей.
9.Подбор однокоренных слов - других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинять обучению непроверяемым написаниям.
Пример: яблоко, записать к нему слово прилагательное- (яблочное)
10. Творческий диктант. Такой вид работы обеспечивает большую самостоятельность. Проверку можно проводить по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки Ученики обмениваются тетрадями, подчеркивая карандашом неверное написание.
Пример: Четвертый день недели (Четверг)
Комната для занятий в школе. (Класс)
Более глубокому усвоению слов с непроверяемым написанием способствуют и наглядные пособия, которые имеются в кабинете:
а) картинные словари (демонстрационные и раздаточные); б)различные слоговые карточки для игр «Угадай слово », «Где начало слова?» и другие.
Использование выше перечисленных упражнений творческого характера вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствуют быстрому и прочному их усвоению.

Литература
Агафонов В.В. «Неправильные правила для словарных слов и не только»
«Словарные слова в образах и картинках». Пособие в 2-х частях для логопеда.
Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием словарных слов»
Яковлева В.И. «Слово о словарном слове». – М., 1989г.
15