Обобщающий урок 6 класс «Русь Древняя» в форме игры «Крестики-нолики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дятьковская средняя общеобразовательная школа №3 Брянской области
Учитель:Шилова Ольга Николаевна
Тема урока: «Русь Древняя» в форме игры «Крестики-нолики» 6 класс
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Форма урока: Игра «Крестики-нолики»
Цели и задачи:
Повторить, обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения темы: «Древняя Русь»
Развивать память, мышление, речь, воображение и внимание
Воспитывать любознательность и интерес к истории
Оборудование:
Игровое поле, карта «Киевская Русь», карточки.
Правила игры:
Класс разбивается на две команды: одна - «крестики», другая «нолики» .Вопросом определяется право первого хода.
Команда, ответившая первой на вопрос, выбирает себе любой из 6 квадратов на игровом поле.
Учитель объясняет задание, скрытое за выбранным квадратом.
На обдумывание ответа дается время.
Команда, правильно выполнившая задание, ставит свой знак в выбранном квадрате.
Право следующего хода передается команде-победительнице.
Если команда «крестиков» не справилась с заданием, то это задание может выполнить команда «ноликов».
В конце урока победившая команда награждается призами, игроки, получившие жетоны, получают оценки.
Игровое поле:
«Ты мне, я тебе» Угадай имя Найди соответствие
Найди ошибку Термины Кому принадлежат эти слова
Конкурс «Ты мне, я тебе»
(Домашнее задание: Команды задают друг другу вопросы по пройденной теме) 2) «Угадай имя»
1) Обагренный кровию невинных князей, знаменитых храбростью, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самим его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Веселое местоположение., судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами – с греческим Херсоном (Херсонес), Тавридою (Крымской п-ов), с Болгарией, с Константинополем-пленили его, и сей князь сказал: да будет Киев материю городов российских. (Олег)
2) Дружина его-пользуясь, может быть, слабостию князя престарелого также хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже… вышел из области их, но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей дружины возвратиться к древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили на его пути и сказали ему: «Князь, мы все заплатили тебе, для чего же опять идешь к нам?» (Игорь)
3) … захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем…Предание нарекло ее Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…(Ольга)
4) Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом. Имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, знак его благородства, в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином… (Святослав)
5) «Он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь выслал мятежных варягов из России, отражая набеги хищных соседей, расширил пределы государства на западе, старался просветить Россию, основал новые города, любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских, был нежным отцом народа бедного.» Поражал всех своей сказочной щедростью, велел приходить на княжеский двор всякому нищему и бедному и брать все, что надобно. (Владимир Красное Солнышко)
6) Отличался христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ ему любезный. Хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу, снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость.… Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей (Владимир Мономах)
3) «Найди соответствие»
Изготовить для каждой команды по 15 карточек. На карточках разместить даты, события тексты, имена исторических деятелей: ведущий, перемешав карточки, отдает командам. Побеждает та команда, которая первой найдет соответствия между именами исторических деятелей и датами, событиями, относящимися к их деятельности.
Содержания карточек:
Владимир Мономах
1) Приходи князь, в Киев, если не придешь, то знай, что много зла сделается - пойдут на бояр и монастыри
2) 1113-1125 гг.
3) 1113г.
4) Закон ,запрещающий брать слишком высокие % за дани.
Ярослав Мудрый
1) 1019-1054 гг.
2) 1051 г.
3) Основатель русского законодательства
4) Завершил борьбу с печенегами
. Игорь
1) 912-945
2) 945
3) Предотвратил распад государства: обложил данью древлян, с печенегами заключил мир.
4) Воевал с Византией 941-944
4) «найди ошибку»
1) Однажды, когда Святослав направлялся из Киева в Византию, кочевники напали на отряд князя. В схватке с воинами печенежского хана Мала Святослав погиб. Хан же приказал сделать чашу из черепа князя, а украшения для нее отлить из нательного креста Святослава.
2) Ярослав продолжил политику отца. Он усилил пограничную охрану от кочевников-печенегов, создавая города, крепости на южной границе (Юрьев, Ярославль). В 1031 году Ярослав разгромил печенегов. Большое внимание уделял развитию культуры: в Ярославле, названном в честь князя, был построен Софийский собор, митрополитом Руси впервые стал русский человек Макарий. Ярослав разработал свод законов известный, как Устав Ярослава.
5) «Термины»
(участвуют капитаны команд)
Капитаны выходят и становятся у доски. Учитель диктует определения, капитаны должны написать термин, которому соответствует это определение.
1) Укрепленные поселки (городища)
2) Объезд киевскими князьями с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)
3) Определенные размеры дани (уроки)
4) Розовые кирпичи, из которых построили Софийский собор (плинфы)
5) Укрепленные дворы княжеских приказчиков, куда племенные старейшины свозили дань (погосты)
6) Письменный свод законов (Русская правда)
7) Название общины в Древней Руси (вервь)
8) Сельские жители, которые несли повинности в пользу князя (смерды)
9) Люди, взявшие купу (в долг) (закупы)
10) Люди, поступившие на службу по «ряду» (договору) (рядовичи)
11) Так называли в Киевской Руси рабов (холоп)
12) Так называли человека, который правил в Древней Руси (князь)
13) Войско князя (дружина)
14) Народное собрание на Руси (вече)
6) «Кому принадлежат эти слова?»
Кто и по какому поводу мог сказать следующие слова:
1) «Не губи града, дадим тебе дань, какую хочешь» (греческие послы во время похода в 907г)
2) «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода» ( Олег Аскольду и Диру в 882, когда Олег хитростью смог захватить Киев)
3) «Отроки (младшая дружина) Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, княже, с нами за данью, да и ты добудешь и мы» (княжеские воины уговаривали Игоря повторно взять дань у древлян)
4) «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул, и нас чуть было не взяли печенеги» (киевляне Святославу, когда Киеву угрожали печенеги)
5) «Имейте любовь между собой, потом что все вы братья.… Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добились ее трудом своим великим…» (Ярослав Мудрый своим сыновьям наказывал, умирая, т.к. сам заботился о мире)
6) «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его» (Древляне со своим князем Малом, когда Игорь и его дружина вернулись к древлянам, чтобы вновь собрать дань и разделить ее в узком кругу)
7) « Приходи князь, в Киев, если не придешь, то знай, что много зла сделается - пойдут на бояр и монастыри (В 1113 году киевское боярство обратилось к Владимиру Мономаху -переяславскому князю и пригласило его на великокняжеский престол)
8) «Мертвые срама не имут» (Святослав 20 июля 971г. перед своими воинами, ведя их в бой с Византией,)7.Обобщение и выводы урока