Урок по обществознанию (9-11 класс) по теме: Смертная казнь за или против

Разработка урока по обществознанию в 9-11м классе "Смертная казнь.За и против"



 Актуальность темы.
Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас.
Важно отметить, что среди учащихся есть такие, чьи родственники неоднократно судимы, в том числе и за совершение тяжких преступлений, поэтому их субъективная оценка этой проблемы особенно ценна.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: МОРАТОРИЙ, ГУМАНИЗМ, ПРЕВЕНЦИЯ, ДИЛЕММА.
Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.
Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Продолжать формировать у учащихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.
РАЗВИВАЮЩАЯ
Развивать у учащихся навыки решения практических задач, практической работы с Уголовным кодексом РФ, Конституцией РФ, законами, нормативными документами.
Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
Развивать гуманистическое мировоззрение.
План изучения новой темы.
Формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
ПЛАН.
ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ. (Орг. момент).
“SINE IRA ET STUDIO” (практикум с весами).
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. (Исторический экскурс).
ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (опрос общественного мнения).
ЗАПОВЕДЬ № 1.
ПОСПОРИМ С БУЛГАКОВЫМ (работа с документом, логическая операция сравнения).
ДИЛЕММА (сравнение смертной казни и пожизненного заключения).
ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ! (рефлексия).
Ход урока.
Пункт плана № 1. “ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ”
Учитель:В городе Гордии Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.
Тема нашего урока звучит так : “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Грамотна ли эта запись? (учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения)
Записывая тему урока в тетрадь, подумайте, почему вопрос о постановке одной запятой иногда подобен загадке Гордиева узла. (Учащиеся записывают тему в тетрадь, сохраняя исходную пунктуацию, и отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от сметной казни).
Пункт плана № 2. “SINE IRA ET STUDIO” (практикум с весами)
Учитель: на сегодняшнем уроке речь пойдет о справедливости и гуманности, о правосудии и законности. Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами (учитель показывает изображение на доске). Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?
Перед каждым из вас весы. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов по одной фасоли. Если вы отвечаете “да”, кладите фасоль на левую чашу, если “нет” - на правую чашу. Начнем:
вопрос о смертной казни – это простой вопрос? (предполагаемый ответ – нет)
можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти? (нет)
преступность будет существовать вечно? (да)
легко ли победить преступность? (нет)
вы согласны, что волна преступности захлестнула страну? (да)
вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная? (да)
если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство? (да)
нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”? (нет предполагаемого ответа)
вы способны испытывать чувство сострадания к убийце? (нет предполагаемого ответа)
вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить? (нет)
Пункт плана № 3. “ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ”
Учитель: конечно, чтобы объективно судить, нужны знания. Сейчас прозвучит историческая справка на тему: “ История применения смертной казни в России”. Вам нужно не только внимательно слушать своих товарищей, но и выполнить задания теста.
Ученики получают тест и просматривают его
У доски выступают двое сильных учеников, используя ленту времени.
1 ученик:
В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).
Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.
А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.
Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.
А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.
При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.
Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.
2 ученик:
Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.
При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае.
Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.
Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.
За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.
Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы).
К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой.
Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.
Ученики сдают тесты для проверки.
Учитель: а что же в XX векебольшевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. И даже Сталин – в 1947 году, заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.
Выдающийся криминалист А. Ф Кистяковский, книга которого “Исследования о смертной казни” в 2000 году была опубликована в Туле, сказал так: “ Ни один вопрос уголовного права не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь”.
Учитель: Я пыталась посчитать, сколько раз в России отменяли и вводили смертную казнь, но сбилась со счета. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.
Примечание. На стенде картины В. И Сурикова “Утро стрелецкой казни”, И.Е. Репина “Святой Николай Мирликийский, спасающий трех невинных от казни”, гравюра “Ленский расстрел”, И.И.Бродский “Расстрел 26 бакинских комиссаров” и др.
Но почему же эта проблема особенно остро встала сейчас?
(Ученики отвечают, что в 1996 году в нашей стране введён мораторий на применение смертной казни, такова юридическая норма Совета Европы).
Учитель: что же такое МОРАТОРИЙ? (ученик по словарю иностранных слов зачитывает определение, а ученики записывают его в тетрадь).
Учитель:Почему в последнее время количество сторонников отмены моратория возросло? (дети высказывают своё мнение).
Учитель:Депутаты Тульской областной Думы обратились к Президенту России с призывом отменить мораторий.
Давайте прочитаем текст этого документа. Что является причиной такого обращения? (дети высказывают своё мнение, опираясь на текст документа)
Пункт плана № 4. ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (итоги опроса общественного мнения)
Учитель: Действительно ли треть населения России – за увеличение статей Уголовного кодекса по применению смертной казни? Правда ли, что за полную и немедленную отмену смертной казни наберется не более 15 % опрошенных? Мы провели свой мини – опрос. Каковы его результаты?
Ученик 9 класса Мягких Рустам (приводится ответ, который мы услышали на уроке): 21 февраля 2007 года 8 учеников нашего класса в течение 30 минут проводили на улицах города Киреевска опрос общественного мнения. Главная задача опроса – выяснить отношение наших земляков к проблеме отмены смертной казни. Всего мы успели опросить 137 человек. Отказались отвечать, ссылаясь на различные причины -10 человек. Смертную казнь как высшую меру наказания одобрили 92 человека. Против смертной казни высказались 35 человек, в основном верующие.
Учитель: ответьте на весах:
легко ли дать на этот вопрос однозначный ответ? (предполагаемый ответ- нет)
одобряет ли Библия смертную казнь? (нет)
Пункт плана № 5.“ЗАПОВЕДЬ № 1”.
Учитель: Действительно, церковь решительно выступает против смертной казни. Послушайте историю из жизни одного особо почитаемого в России святого.
Звучит церковное многоголосие. На экране телевизора появляется слайд картины И.Е.Репина “Святой Николай Мирликийский спасает трех невинных от казни”.
Учитель: Однажды правитель за денежное вознаграждение отправил на казнь трёх невиновных. Посмотрите, один их них – седой старец, другой – юноша, третий – мужчина средних лет. Вот уже палач занес свой меч над головой осужденного и в последнее мгновение появился Николай Чудотворец и справедливость восторжествовала. Невинные были спасены, а правитель раскаялся.
Ученик показывает одноклассникам икону Николая Чудотворца.
Учитель:посмотрите в глаза Святого, задумайтесь о вечном. (Минуту звучит церковное многоголосие – релаксационная пауза)
Учитель: Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провел в тюрьме США 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки. Здесь достаточно напомнить нашумевшее в свое время дело Чикатило.
Взвешиваем на весах ответы:
можно ли застраховаться от судебных ошибок? (нет);
можно ли исправить ошибку, если смертная казнь приведена в исполнение? (нет);
вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных? (нет предполагаемого ответа);
считаете ли вы, что смертная казнь - гуманное наказание? (нет предполагаемого ответа).
Пункт плана № 6. “ПОСПОРИМ С БУЛГАКОВЫМ”
Учитель: сейчас вы познакомитесь с одним из мнений о смертной казни. Автор этого высказывания – Сергей Николаевич Булгаков. Согласимся ли мы, что смертная казнь и убийство – это оно и тоже? Кто этот человек?
Ученик  делает сообщение.
Сергей Николаевич Булгаков - русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Родился в семье потомственного священника в 1871 году. Учиться начал в Орловской духовной семинарии а завершил образование в Московском университете. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы. Октябрьская революция и гражданская война глубоко затронули душу этого человека. В 1922 отец Сергий включен в составленные по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. Булгаков эмигрировал в Чехословакию, а затем во Францию.
В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном фашистами Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Умер отец Сергий в 1944, так и не дождавшись победы.
Вопросы и задания направлены на:
атрибуцию источника;
Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете?
Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является Булгаков?
логический анализ его информации;
Какие прилагательные использует автор высказывания, говоря о смертной казни?
Что Булгаков называет самым главным грехом?
локализацию содержащихся в нем сведений в пространстве и времени
Когда, по вашему мнению, и где могли быть написаны или сказаны эти слова?
критический анализ источника
Работа с таблицей 
аксиологический (ценностный) анализ Текста
Можно ли не зная биографии Булгакова, предположить, кем мог быть этот человек?
К кому могли быть обращены эти слова?
Можно ли точку зрения Булгакова считать объективной?
праксеологический анализ источника
О чем вы задумались, читая эти слова?
Согласны ли вы со словами Булгакова?
В чем, на ваш взгляд, видел призвание своей жизни С.Н.Булгаков?
Учитель: перед вами в таблице линии сравнения. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Варианты выводов, сделанных учениками:
Со словами С. Н. Булгакова трудно согласиться. Ни одна линия сравнения не показывает, что убийство и смертная казнь –это одно и тоже.
Несмотря на объективность данных таблицы, фактически, приведение приговора в исполнение – это убийство. Пусть не изощренное и справедливое, но все же убийство. Даже маньяк и убийца тоже человек и имеет право на жизнь, гуманность и снисхождение.
Учитель: что же такое гуманность? Ответ нам даст словарь иностранных слов. (ученик читает определение гуманности)
Пункт плана № 7. “ДИЛЕММА”
Учитель: сторонники и противники смертной казни спорят о преимуществах и недостатках двух главных высших мер наказания. На самом деле здесь вам предстоит сделать выбор из двух равно неприятных возможностей. Такой выбор называют ДИЛЕММОЙ. Попробуем сравнить и выбрать мы.
Линии сравнения
Смертная казнь
Пожизненное лишение свободы.

Нравственные, религиозные и духовные аспекты
 
 

Принцип справедливости
 
 

Принцип гуманности.
 
 

Судебная ошибка
 
 

Превенция (предупреждение новых преступлений)
 
 

Политический аспект
 
 

Экономический аспект
 
 

В процессе обсуждения таблица заполняется короткими пояснениями типа:
Линии сравнения
Смертная казнь
Пожизненное лишение свободы.

Нравственные, религиозные и духовные аспекты
Не соответствует данным принципам
Соответствует данным принципам

Принцип справедливости
Основано на индивидуальных взглядах
Основано на индивидуальных взглядах

Принцип гуманности.
Не гуманна
Более гуманно

Судебная ошибка
Не исправима
Исправима

Превенция (предупреждение новых преступлений)
На динамику преступности практически не влияет
На динамику преступности практически не влияет

Политический аспект
Не играет роли
Не играет роли

Экономический аспект
Экономически неэффективна
Экономически намного эффективнее

Пункт плана № 8. “ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ!” (обобщающая дискуссия и рефлексия)
Учитель:вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов.
Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу? Какие аргументы выдвигают они в своем споре?
Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Перед вами весы: если у вас перевесила чаша “да” - вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” - вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.
Примечание. В классе 15 человек (13 юношей и 2 девушки). Результат итогового голосования:
“КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” - 9 УЧЕНИКОВ                               “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ” - 6 УЧЕНИКОВ

Приложение виды казни
Древняя Русь
Обливание попеременно то кипятком, то ледяной водой, пока не лопнет кожа (при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Подвешивание вверх ногами и «рассечение на части» (при Иване Грозном);
Посажение на кол.
Сожжение в срубе (обычно для еретиков или раскольников)
Европа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Казнь на костре:
классический вариант со столбом на поленнице
сожжение в соломенном шалаше
опрокидывание лестницы с привязанным телом в пламя.
Наиболее жестокими были казни на медленном огне. Жертву поднимали и опускали на цепи или приковывали так, что можно было бегать вокруг столба. Тогда мучения растягивались на час и даже более.
Аист (Помещали конечности в специальную металлическую рамку. От [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мышц конечностей и позвоночника жертва сама ломала свои кости)
Трон ведьм
Cкрипка бесчестия
Дочь дворника или Аист
Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л. А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции. Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к Аисту переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезались в плоть жертвы, что становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.
Пресс для черепа
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожее приспособление используется и до сих пор. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.
Ближний Восток и Азия
Сажание на кол.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Залитие горячей жидкости (расплавленного свинца, смолы и т.д.) в рот.
Перелом позвоночника и оставление.
Человек-свинья.
Отрубали руки по локоть и ноги по колено, останавливали кровотечение, выкалывали глаза, протыкали барабанные перепонки, отрезали нос, снимали скальп и отпускали - называется "человек-свинья". (Япония)
7 причин не возвращаться к смертной казни
.
17 лет назад в России состоялась последняя на сегодняшний день смертная казнь. Вопрос о возвращении в закон самого жестокого наказания с тех пор поднимается регулярно. Мы назовем вам 7 причин, по которым этого делать не стоит

    Фото: РИА Новости, Владимир Вяткин
.
Москва. 2 августа. INTERFAX.RU – 17 лет назад в Москве был приведен в исполнение последний на сегодняшний день в истории России смертный приговор: серийный убийца Сергей Головкин был расстрелян 2 августа 1996 г. за жестокое убийство и надругательство над 11 мальчиками.
С 1997 г. смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с договором до его ратификации. В 2009 г. КС признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне.
В мире однако насчитывается 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру, в их числе США, Китай, Индия, Саудовская Аравия и Япония. Единогласного ответа на вопрос, нужна ли смертная казнь обществу, нет. Аргументы сторонников ясны: сдерживающий фактор, невозможность рецидива, угроза суда Линча, мягкость пожизненного заключения. Мы напомним вам, почему же все-таки обществу стоит отказаться от смертной казни.
1) Возможность судебной ошибки.
Какими бы профессионалами ни были следователи, ведущие дело преступника, какими бы убедительными ни были доказательства вины судимого, и каким бы справедливым ни был суд, - в судебной системе любой страны на нашей планете всегда есть вероятность ошибки. Пока приговор не приведен в действие, у осужденного еще есть надежда и возможность собрать необходимые доказательства своей невиновности и убедить в этом следствие и суд. После исполнения приговора ни доказательства, ни реабилитация уже не смогут вернуть к жизни казненного.
2) Смертная казнь не является сдерживающим фактором.
Согласно исследователям вопроса, во-первых, человек, совершая преступление, рассчитывает избежать наказания, каким бы оно ни было, а значит разницы в том, осудят ли его на пожизненное лишение свободы или на смертную казнь, нет.
Кроме того, преступники, знающие, что за содеянное их ждет смертная казнь, часто совершают новые преступления, поскольку знают, что более страшной меры наказания уже не будет – нечего терять. Так, например, смертная казнь не имеет значения для террориста, так как он и так постоянно рискует собственной жизнью.
3) Казнь порождает жестокость в обществе
Издавна толпы людей собирались на площадях посмотреть на то, как вешают, сжигают или обезглавливают преступников. Впрочем, в более древние времена казни были еще более жестокими и изощренными – чего стоит хотя бы поливание кипящей смолой или насаживание на кол. Тем не менее, методы не отпугивали зрителей, наоборот - народ желал все более кровавых зрелищ. В атмосфере жестокости и бесстрастности новые преступления совершались с завидной регулярностью. Но это было тогда, и можно было бы сказать, что общество изменилось и облагородилось. На самом деле нет: доклад ООН 2006 г. продемонстрировал, что в странах, где смертная казнь разрешена, преступления, "достойные" этого наказания, случаются чаще.
4) Наличие "института палачей".
Академик Андрей Сахаров говорил: "Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) ещё и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни".
В странах, где смертная казнь разрешена, палачи являются, по факту легальными убийцами. Разница между ними и те, кого они казнят, лишь в том, что первые действуют на благо своего государства, в конституции которого, в свою очередь, прописано, что убийство человека уголовно наказуемо. Выходит, что таким образом государство оправдывает убийство в общественном сознании и подрывает основополагающий принцип общественной морали и нравственности, как полная неприкосновенность человеческой жизни. Одно противоречит другому и получается замкнутый круг.
5) Казнь не устраняет причину совершения преступления
Основными факторами, провоцирующими преступность, являются бедность, необразованность, неравенство, психические отклонения конкретного преступника. Смертная казнь никак не может влиять на указанные причины.
6) Казнь не дает возможности исправления.
Серийный убийца, отличающийся особенной жестокостью в своих преступлениях, может и не заслуживает оправдания в глазах народа и родственников своих жертв, но абсолютно точно не имеет шанса обдумать свое поведение и принести обществу благо, - у него на это нет времени. Больше того, ожидание смерти часто не мотивирует, а демотивирует приговоренного к размышлениям: все равно ничего не изменить. В том же докладе ООН констатируется, что пожизненное заключение и изоляция от общества пугает преступников гораздо сильнее, чем смертная казнь.
7) Казнь не наказывает.
Один из самых неоспоримых аргументов в поддержку запрета смертной казни. Наказанием является мера государственного принуждения, применяемая в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, и состоящая в определенном сужении его правового статуса, наделении его особыми правами и обязанностями. Казнь предполагает лишение осужденного права жизни.



Рисунок 2
ђ Заголовок 315