Урок обществознания Смертная казнь: За или Против


Смертная казнь: «За» или «Против».
Актуальность темы:
В России вновь говорят о смертной казни, вернее, о возможности ее окончательной отмены. 18 лет назад, в начале сентября 1996 года, в последний раз был приведен в исполнение смертный приговор. Решение о поэтапном отказе от высшей меры наказания было принято в связи с вхождением России в Совет Европы. Президент Борис Ельцин тогда ввел мораторий на смертную казнь. А 5 лет назад, когда срок моратория истекал, Конституционный суд, по сути, продлил его действие, запретив выносить в России смертные приговоры. Но споры - не утихают.
Среди учащихся специальной коррекционной школы – интерната (для детей с задержкой психического развития) есть такие, чьи родственники имеют судимости, в том числе и за совершение тяжких преступлений, а также есть учащиеся имеющие приводы в милицию за противоправные действия, поэтому их субъективная оценка этой проблемы особенно ценна.
Цели урока:
I. Образовательная
Создание условий для самоопределения учащихся по вопросу применения смертной казни на основе анализа документов, статистических данных, собственных аргументов старшеклассников.
II. Развивающая.
Развивать у учащихся навыки решения практических задач
Выявить этические аргументы в пользу и против смертной казни.
III. Воспитательная
Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
Формировать навыки готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия и принятые решения.
Урок начинается с демонстрации презентации «Хроника террористических событий в современной России».
Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот видеоряд.
(Учащиеся говорят о том, что их возмущает жестокость террористов, которые убивают женщин, детей, мирных жителей, которые не имеют отношения к войне. О том, что террористов надо уничтожать, казнить, и т.д.) Учитель: С 1996 года в России действует мораторий на применение смертной казни.(Морато́рий — (лат. moratorius — замедляющий, отсрочивающий) договоренность государств об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или на неопределенный срок. Например, мораторий на смертную казнь.) Такова юридическая норма Совета Европы, которую мы стараемся соблюдать. Мораторий на смертную казнь истекал 1 января 2010 года с введением суда присяжных в последнем регионе России - Чеченской республике. После этого формальных препятствий для назначения смертной казни в стране бы уже не было. Тем не менее, Конституционный суд счел, что введение суда присяжных на всей территории России не открывает возможности применения смертной казни. Мораторий на смертную казнь продлен до ратификации РФ протокола об ее отмене.
Но в последнее время общественная дискуссия об отмене смертной казни приобрела прежнюю остроту. По социологическим опросам треть населения – за увеличение статей Уголовного кодекса по применению смертной казни, тех же кто, кто за ее полную и немедленную отмену, наберется не более 15%.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о справедливости, гуманности, о правосудии, законности. Каждый из вас к концу урока должен взвесив все «за» и «против» и решить для себя, чью точку зрения он поддерживает – «сторонников» или «противников» смертной казни.
И так тема нашего урока:
«Смертная казнь. «За»? или «Против»?»
Для продолжения нашего разговора давайте разделимся на три группы.
(расчет на 1, 2, 3)
После тога как все узнали номер свей группы, учащиеся группы № 3 сразу же получают задание. В течение 15 минут провести опрос у работников школы (свободные от уроков учителя, УСП, родители ожидающие своих детей, работники пищеблока) и выяснить их мнение об отмене смертной казни.
В опросном листе 3 вопроса:
- Смертную казнь как высшую меру наказания в России одобряю
- Против смертной казни
- Не определились (отказались отвечать)
Как только 3 группа отправилась выполнять задания
работу продолжают оставшиеся учащиеся.
1 группа – Отвечают на вопрос «Почему смертная казнь необходима?»
2 группа – отвечают на вопрос « Почему смертную казнь нельзя применять?»
Учащиеся в течение 3-5 минут работают самостоятельно, обдумывая аргументы «За» или «против». Через 5 мин. Учащиеся собираются группой, выслушивают каждого из участников, вырабатывают общее мнение. (10 мин).
(В помощь учащимся предлагаются тексты с высказываниями противников или сторонников смертной казни).
1 группа –
Открытое обращение российских политиков,
учёных, военных, представителей
творческой интеллигенции
к президенту России В.В.Путину
Дорогие соотечественники!
Уважаемый Президент Российской Федерации!
Отечество наше в опасности! Россия на грани самоуничтожения. Враг у нашего порога, и имя ему — криминал. Волна убийств и тяжких преступлений против личности захлестнула страну. Каждый день гремят по России выстрелы, совершаются разбои и грабежи, льётся человеческая кровь.
Сегодня безнаказанно убивают на улицах наших городов, в подъездах домов, в собственных квартирах. Убивают без разбора, хладнокровно и жестоко — детей и стариков, студентов и академиков, бизнесменов и государственных деятелей. Только в прошлом году в России умерли насильственной смертью и покончили жизнь самоубийством свыше 50 тысяч человек, десятки тысяч людей умирают в больницах от ран, полученных в результате разбойных нападений, тысячи людей пропадают без вести.
…Криминал развязал открытый террор против каждого гражданина, держит общество в состоянии тотального страха. Люди боятся за свою жизнь, за жизнь своих детей и близких. Они растеряны, не знают, что делать, и от бессилия молчат. В обществе царит атмосфера безнадежности и безысходности.
…Россия сползает в бездну, рушатся духовные устои нации, нравственность теряет свою силу. Идущие в обществе процессы, если их не остановить, будут иметь катастрофические последствия.
Вопреки воле народа и в угоду политическим требованиям Запада в стране был введён мораторий на смертную казнь за особо тяжкие преступления против личности. Именно это решение развязало руки преступникам. Убийцам, наркоторговцам, казнокрадам стало ясно, что возмездие им не грозит. Решение о моратории на смертную казнь было не просто ошибочным, а пагубным. Оно обернулось для общества большой трагедией. Убивают тысячи и тысячи людей, а их близким суждено до конца дней своих нести в душах тяжкий груз не утихающей скорби.
Подавляющее большинство законопослушных граждан нашего общества не может с этим смириться. Закон, позволяющий убийцам избежать заслуженного возмездия, несправедлив. Обращаемся к Вам, уважаемый Президент: используйте Ваши полномочия для отмены моратория на смертную казнь за особо тяжкие преступления против личности и государства; объявите народу конкретную программу борьбы с внутренним терроризмом — криминалом всех мастей. Мы уверены, что граждане России готовы к конструктивному диалогу с Вами по названным проблемам.
Кто авторы этих слов? Что вы о них знаете?
Сторонниками какой точки зрения на проблему смертной казни является авторы?
Можно ли точку зрения авторов считать объективной?
О чем вы задумались, читая эти слова?
Согласны ли вы со словами авторов?
2 группа –
Александр Солженицын
Вопрос о смертной казни — вопрос принципиальный. Это чрезвычайно жестокое наказание, которое иногда бывает более жестоким, чем само преступление. Вообще, может ли быть наказанием насильственная смерть? И всегда есть возможность судебных ошибок. Смертный приговор делает их непоправимыми.
Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. В то же время я знаю, что общественное мнение, люди, юридически не подкованные и не знакомые со статистикой, с состоянием дел в области преступности, не имеющие собственного социального опыта, очень часто высказываются за применение смертной казни. Выход из этой ситуации таков: с одной стороны, надо вести разъяснительную работу среди населения, но с другой — власти могут идти в какой-то мере впереди общественного мнения и управлять им. Здесь это оправдано. Но важно, чтобы и юристы, и психологи, психиатры, врачи и журналисты вели соответствующую работу. Особенно впечатляющими являются данные о большом числе ложных приговоров. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) ещё и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни. («Новое время». 1988. Декабрь.)Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете?
Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является Сахаров
Какие прилагательные использует автор высказывания, говоря о смертной казни?
Можно ли не зная биографии А.И.Солженицына, предположить, кем мог быть этот человек?
К кому могли быть обращены эти слова?
Можно ли точку зрения А.И.Солженицына считать объективной?
О чем вы задумались, читая эти слова?
Согласны ли вы со словами Солженицына?
Группы рассказывают о результатах своей работы.
1 группа
Аргументы «за»
Защита общества. Смертная казнь рассматривается, прежде всего, не как возмездие конкретному преступнику, а как форма защиты общества от антисоциальных элементов.
Сдерживающее воздействие
Экономическая несправедливость пожизненного заключения
Месть
Смертная казнь как акт гуманизма
Смертная казнь необходима для восстановления социальной справедливости, что является одной из целей наказания.
2 группа
Аргументы «против»
•Возможность судебной ошибки. При применении смертной казни возможны судебные ошибки. Последствия казни невозможно исправить, в то время как судебные ошибки происходят постоянно.
•Отсутствие борьбы с причиной. Ни одно серьезное криминологическое исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности.
•Противоречие международным нормам
•Отказ от смертной казни - это проявление гуманизма
•Смертная казнь - это не средство разрешения конфликта возникшего в обществе. При этом не достигается цели наказания, исправления и нравственного воздействия на преступника.
•Смертная казнь - это не средство разрешения конфликта возникшего в обществе. При этом не достигается цели наказания, исправления и нравственного воздействия на преступника.
3 группа
Результаты опроса
Из 27 опрошенных
18 выступили за смертную казнь
8 против смертной казни
1 человек затруднился ответить на вопрос
Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранение смертной казни. Все они - и противники, и сторонники отмены смертной казни - приводят нам очень убедительные доводы, защищая свои взгляды. Ваши одноклассник подготовили сообщения и озвучат еще несколько мнений сторонников и противников смертной казни.
(Сообщения учащихся подготовленные специально к уроку)
1 сообщение.
Должна ли быть в цивилизованном государстве смертная казнь? В идеале — может быть, что нет. Но, как сказал известный в XIX веке журналист Карр, смертную казнь можно бы отменить, но пусть начнут господа убийцы. Пока существуют дикие, немотивированные, жестокие убийства, она должна существовать. Потому что слезы матери зверски убитого ребенка дороже страданий убийцы.
В июне 2007 года в итальянской газете «La Repubblica» было опубликовано письмо 310 итальянских заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, президенту Италии: «Мы устали от каждодневной маленькой смерти. Наша жизнь лишена всякого смысла, она превратилась в одну большую ошибку и стала нескончаемым мучением… мы решили умереть раз и навсегда. Мы просим вас о том, чтобы нам заменили пожизненные сроки смертной казнью».
(В сообщении использованы материалы сборника «Смертная казнь: за и против»,- М.: Юридическая литература, 1989г. и журнала «Преступление и наказание» ФСИН России.)
2 сообщение
Какие известные люди в России выступали против смертной казни?
Одной из первых противниц смертной казни считается дочь Петра I, императрица Елизавета, которая при восшествии на престол дала обет во все свое царствование никого не лишать жизни. Елизавета приостановила приведение смертных приговоров в исполнение и отказалась утверждать проект нового уложения, вводившего новые виды квалифицированной смертной казни, например, разорвание на части пятью лошадьми. Противником смертной казни был Александр Радищев, утверждавший, что "смертное наказание не может быть ни полезно, ни нужно в государстве". Отрицательно относились к смертной казни декабристы Павел Пестель и Николай Тургенев, а позже революционные демократы Герцен и Чернышевский. Категорически против смертной казни высказывались многие русские писатели - Иван Тургенев, Владимир Короленко, Лев Толстой - и философы - Василий Розанов, Николай Бердяев, Сергей Булгаков. Короленко продолжал протестовать против смертной казни и после Октябрьского переворота: в 1920 году в письмах к Луначарскому он осудил массовые расстрелы, практикуемые ВЧК.
Вникнув в суть дела, я надеюсь, что мы вместе с вами поняли, почему споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории. Почему сторонники и противники смертной казни не могут прийти к компромиссу.
Но сейчас перед вами стоит непростой выбор. Да здесь и не может быть простых решений. Ведь вопрос о смертной казни – это вопрос о человеческой жизни.
Перед вами предложение «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ».
Ваша задача, взвесив все за и против, вспомнив все, что вы услышали на уроке поставить запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.
(После того как учащиеся поставили запятую, они опускают свои листы с предложением в урну для голосования).
Пока счетная комиссия подводит итоги, учитель переходит к рефлексии.
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
( В классе на уроке присутствовало 11 учащихся. Казнить, нельзя помиловать – 5 человек
Казнить нельзя, помиловать – 6 человек)