Конспект урока по истории на тему: Страны Европы и США в начале 20 века (9 класс)


План урока
Дата: 23.09 № урока: 4 предмет: новейшая история учитель: Каталеева Н.В.
Класс: 9а, 9б
ТЕМА УРОКА: Страны Европы и США в начале 20 века (п 3 - 4, с 16)
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление об особенностях экономического и социального развития стран США в начале 20 века в сравнении с европейскими странами.
ЗАДАЧИ УРОКА:
образовательные – рассмотреть, что способствовало концентрации производства в ведущих индустриальных странах в начале 20 века и выявить, какие последствия для общества в целом и отдельных групп
развивающие – продолжить формирование умений учащихся работы с текстом учебника, отвечать на проблемные вопросы, выполнять задания в карточках, формирование грамотной монологической речи, умение высказывать свою точку зрения.
воспитательные – сформировать правильное отношение к процессам, проходившим в начале 20 века в зарубежных странах.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ (ЗУН УРОКА): монополия, трест, синдикат, картель, «Казус Мильерана», «Фермерские хозяйства», крестьянские лиги, социальный реформизм, прогрессивный либерализм.УУД (универсальные учебные действия):
метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
ТИП УРОКА (уроки формирования ЗУН, обобщения, совершенствования ЗУН, отработка): изучение нового материала.
Технология – проблемное обучение. Урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения, автором и разработчиком которой является кандидат психологических наук Е.Л. Мельникова. В основу данной технологии положена идея проблемного урока, его конкретные педагогические приёмы, методы и формы.
Оборудование: учебник Алексашкина Л.Н. Новейшая история: 20 век – начало 21 века. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.
ХОД УРОКА:
№ Этапы урока
( этапы овладения знаниями) Содержание деятельности учителя и учащихся
(перечислить методы, используемые учителем для организации учащихся на учебную деятельность) Перечень компетентностей, требующих отработки (по ученикам)
1. Организационный
( организация уч. на работу) Проверка у учащихся учебных принадлежностей, готовности к уроку, приветствие учащихся.
2.
Вводно- мотивационный
(актуализация знаний по постановке познавательной задачи) Актуализация опорных знаний по теме: постановка проблемных вопросов. Вспомнить ранее изученные определения:
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Синдика́т — термин, которым ранее обозначали объединения ремесленников . Сейчас одна из форм объединения предприятий, преследующая цель устранения конкуренции и улучшения условий коммерческой деятельности в области определения цен...
Карте́ль — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Устные ответы учащихся.
Формулируют тему урока и учебные задачи.
Записывают тему и план урока в рабочие тетради.
Тема: Страны Европы и США в начале 20 века
План:
Профсоюзные движения.
Социальный реформизм.
Курс прогрессивного реформизма.
3
Операционно- познавательный
( освоение содержания и способов действий с ними по формированию ЗУН) Проблемные вопросы. Рабочая карта.
Задания по теме: Страны Европы и США в начале 20 века (п 3 - 4)
Из-за чего происходил процесс укрепления предприятий, концентрация промышленного производства?
Определите понятия: картели, синдикаты, тресты, монополии.
«Страна трестов» - …….
Виды монополий:…….
«Ростовщик Европы» - ……
Куба: опишите дипломатические отношения со странами США и Испанией.
Цели профсоюзных движений.
В чем суть анархо – синдикалистских идей? С 20
«Казус Мильерана» - … с 22
«Фермерские альянсы» - …. С 22
Крестьянские лиги ……..с 22
Один день из жизни женщины, из записей Анны Мартин. С 23
Социальный реформизм -- ….. с 24
Курс прогрессивного либерализма - ………. Самостоятельное заполнение рабочих карт. Письменно, в рабочей тетради.
умения учащихся работы с текстом учебника, отвечать на проблемные вопросы, выполнять задания в карточках, формирование грамотной монологической речи, умение высказывать свою точку зрения.
После работы в тетрадях, учащиеся проговаривают свои ответы.
4 Рефлексивно- оценочный (анализ собственной деятельности).
Совершенствование ЗУН Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Около 5 минут учащиеся письменно или устно (на выбор самих учащихся) готовят синквейн.
Индивидуальные ответы у доски.
5 ДЗ Повторить п 3-4, составить сравнительную таблицу
Характеристика США Германия Франция Великобритания Италия
Политический режим Экономика 6 Итог урока
Беседа с учащимися по теме « Общие тенденции развития стран Западной Европы и США»
-Как вы думаете, каковы были тенденции развития послевоенной экономики?
-Как вы думаете, в чем была причина неустойчивости экономической ситуации?
-Что нового в политической культуре вы можете отметить?
Примерные ответы учащихся:
увеличивается удельный вес новых отраслей экономики. Формируется массовое конвейерное производство.
Развитие массового производства шло не пропорционально развитию социальной сферы.
Формирование массовой культуры, массового движения, рост влияния масс на политическую жизнь Старого Света