Методическая разработка урока «Смертная казнь — актуальная проблема современной России?»
Методическая разработка урока
Учитель истории и обществознания МБОУ «Юрическая основная
общеобразовательная школа» Уфимцева Людмила Юрьевна
Обоснование:
В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?
Данный урок предусматривает организацию деятельности учащихся над проблемой смертной казни. Учитывая особую актуальность этой проблемы и общественный интерес к ней, можно считать целесообразным проведение специального занятия, посвященного этой теме.
Урок разработан на основе статьи «Хладнокровное убийство» Анатолия Бернштейна в журнале «История» № 14, 2006 http://his.1september.ru/article.php?ID=200601403
С сентября 2012 года в нашей школе для учащихся 8 – 9 классов введена модифицированная программа дополнительного образования культурологической направленности «Я - гражданин России» (составлена на основе учебного пособия Соколова Я.В., Миньковского Г.М. «Граждановедение: Ответственность за правонарушения», 34 часа) В данной программе предусмотрена тема «Вина и ответственность». В рамках изучения этой темы и предполагается проведение занятия «Смертная казнь – актуальная проблема современной России»
Тема: Смертная казнь – актуальная проблема современной России?
Цели:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской самоидентификации и расширение опыта оценочной деятельности учащихся через рассмотрение проблемы отмены смертной казни в России.
развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы обучения: проблемные, информационно - коммуникационные.
Оборудование: Медиапроектор, компьютеры, дидактические карточки.
План изучения новой темы
Организационный этап. «Поразмышляем …»
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. «Смертная казнь отменяется?»
Актуализация знаний «Смерть за смерть?»
Первичное усвоение новых знаний «Из истории смертной казни в Прикамье»
Первичная проверка понимания «Аргументы «за» и «против»
Первичное закрепление «Для меня смертная казнь – это…»
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению «Мнение моей семьи к проблеме смертной казни»
Рефлексия (подведение итогов урока) «А напоследок, я скажу…»
Подробный конспект урока
1. Организационный этап. «Поразмышляем …»
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
УУД: личностные, коммуникативные
- Добрый день! Начать наш урок хочу с притчи.
Притча «Ослик и колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел продолжать громко вопить, но люди молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Обсуждение притчи
- Итак, какова, на ваш взгляд, основная мысль этой притчи?
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. «Смертная казнь отменяется?»
Цель: создание мотивации к новому учебному действию организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
УУД: личностные, регулятивные.
Задание - загадка
Царь очень сильно ненавидел одного греческого философа и желал всем сердцем его смерти. Когда грека привели к царю, царь от радости даже дал последнему выбор смертной казни, философ не растерялся и попросил первого публично поклясться, что его выбор будет приведен в исполнение, тот естественно её дал без всяких раздумий, после чего грек громко объявил свой смертный приговор. Царь был вынужден отпустить на волю хитреца. Как философ пожелал умереть? (от старости)
Вводная информация.
Смертная казнь является высшей карающей мерой закона, когда осужденный лишается жизни по приговору суда. В цивилизованном мире исключительное право казнить и миловать принадлежит государству. Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции РФ, "неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь - высшую ценность нашего общества. Никто не может быть произвольно лишен жизни".
28 апреля 1983 г. страны, входившие в Совет Европы, подписали Дополнительный протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающихся смертной казни, ст. 1 которого гласит: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". Исключение сделано только за преступления, совершенные во время войны или в условиях, приближенных к ней.
В то время, когда Протокол был составлен, его подписали всего 13 стран из 21 входившего в Совет Европы государства (некоторые не подписали и не ратифицировали и поныне). Однако для тех государств, которые только вступают в Совет Европы, условием вступления является законодательная отмена смертной казни в течение ближайших трех лет. Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию, поставившую ее перед необходимостью отмены смертной казни. 16 мая 1996 г. был принят Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Общество нашей страны по-разному относится к данному Указу.
Итак, запишите тему нашего урока: Смертная казнь – актуальная проблема современной России?
- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.
Цель урока: раскрыть проблему смертной казни в РФ
буду знать… разные точки зрения на проблему смертной казни, историю возникновения смертной казни в РФ
продемонстрирую … результаты своей деятельности,
смогу поразмышлять …нужна ли смертная казнь в современном обществе, каково мое отношение к смертной казни.
3. Актуализация знаний «Смерть за смерть?»
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, анализ информации, необходимой для решения учебной задачи.
УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Презентация «Отношение современного общества к смертной казни» (в презентации раскрываются позиции по отношению к проблеме такого вида наказания, как смертная казнь) - Для решения учебной проблемы проанализируем различные источники.
Учащиеся по группам (три группы) выполняют следующие задания (каждая группа выполняет одно задание):
Задание № 1. Анализ источника.
Булгаков С.Н. О смертной казни. (Из сб.: "Против смертной казни") // Смертная казнь: за и против. - М.: Юрид. лит., 1989
«Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчётливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели; убийство ради убийства. И в этом главный её грех и ужас».
Вопросы:
Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете? Предположите, когда сказаны эти слова?
Сторонником, какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?
Какие прилагательные использует автор, говоря о сметной казни?
Что автор называет главным грехом?
Согласны ли вы с мнением автора?
Андрей Сахаров. Обращение в организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни, сент., 1977
«Я считаю смертную казнь жестоким и безнравственным институтом, подрывающим нравственные и правовые устои общества. Государство, в лице своих чиновников …, присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни. Такое государство не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Я отрицаю сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников. Я уверен в обратном – жестокость порождает жестокость»
Вопросы:
Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете?
Вид документа и год его появления? К кому обращены?
Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является автор?
Какие аргументы в подтверждение своей точки зрения приводит автор?
Согласны ли вы с мнением автора?
Задание № 2. Хронологическое задание. На линии времени обозначьте основные даты применения смертной казни в Российском государстве, используя статью «Смертная казнь и Россия» на сайте «История.ru» http://www.istorya.ru/articles/smkazn.php
Задание № 3. Анализ статистических данных на сайте Фонд «Общественное мнение» по опросу населения РФ 2001 г. «Смертная казнь: за и против» http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd012825
Составьте отчет об общественном мнении «Смертная казнь: за и против» управляющему делами Президента РФ Владимиру Кожину, используя статистические данные, представленные в диаграммах и таблицах.
После 7-10 мин. работы группы представляют результаты своей деятельности.
4. Первичное усвоение новых знаний «Из истории смертной казни в Прикамье».
Цель: презентация учащимися результатов самостоятельного исследования в различных формах, гражданская самоидентификация в окружающем мире.
УУД: познавательные, регулятивные, личностные
- Черной страницей нашего Пермского края является период массовых казней, политических репрессий и ГУЛАГ. Знание этих фактов наряду с другими позволяет воссоздать более объективную историю нашей страны и позволит нам раскрыть проблему смертной казни.
Учащиеся по группам (три группы) выполняют следующие задания (каждая группа одно задание):
Задание № 4. Анализ источника «Прикамье: история политических репрессий и ГУЛАГа (1917 – 1989)»:
« …1917 г. – 12 участников выступлений в Оханском уезде расстреляны красногвардейцами, убит Михаил Романов, убит архиепископ Пермский, 90 человек - участники крестьянского восстания в Оханском уезде расстреляны, 42 человека расстреляно в Перми и 29 в Кунгуре, 8 священников расстреляны.
1918 г. – 38 человек расстреляны по обвинению к принадлежности к организации «зеленых», 135 человек - участники Басинского восстания- расстреляны.
1921 г. - 2 участника Сепыческого восстания 1918 года расстреляны, 12 крестьян за хищение хлеба расстреляны, 73 человека за шпионско – диверсионную деятельность расстреляны.
1937 г. - первый председатель Пермского горкома А.Я. Голышев и секретарь Уральского обкома И. Д. Кабанов расстреляны, 9 человек – директора крупных предприятий Прикамья - расстреляны, 34 человека за принадлежность к повстанческой организации священников расстреляны, 482 человека за принадлежность диверсионно- вредительской организации расстреляны.
1938 г. – 61 человек за принадлежность к повстанческой организации в г. Кизел расстреляны.
1941 г. – 127 человек за обвинение в шпионаже расстреляны…»
Вопросы и задания:
Создание статистического материала в программе Office Excel (график, столбиковую или фигурную диаграмму)
На какие события в стране приходится пик и спад применения смертной казни в Прикамье?
Перечислите категории населения, в отношении которых применялась смертная казнь?
Задание № 5. Работа по интерактивной карте «Места расположения и краткие сведениями о бывших спецпоселениях и лагерных учреждениях ГУЛАГа на территории Пермского края (бывшей Молотовской области) в 1930 - 1950-е годы» http://www.pmem.ru/index.php?id=32
Вопросы:
Перечислите государственные меры, направленные на подавление оппозиции советской власти?
Проанализируйте географию мер репрессивной политики государства по хронологическим периодам (города и районы области)
Задание № 6. Анализ картины Петра Алексеевича Белова «Песочные часы», «Одуванчики» (Приложение)
Вопросы:
Кто изображен на картине?
Какое событие или явление?
Какой временной период изображен?
Составь описание репродукции, используя предложенные словосочетания: вмешательство во все сферы жизни человека и общества, полный контроль, культ личности, военная сила, террор. Сделай вывод, о каком политическом режиме идет речь?
Какими художественными средствами автор передает ужас политический режима?
Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной современникам и потомкам?
Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику? Почему?
После 7-10 мин. работы группы представляют результаты своей деятельности.
5. Первичная проверка понимания «Аргументы «за» и «против»
Цель: развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества.
УУД: регулятивные, личностные
Возвращение к теме урока «Смертная казнь – актуальная проблема современной России?»
Работа в группах в режиме мозгового штурма.
Учащиеся рассаживаются по группам, в зависимости от своей точки зрения на проблему смертной казни. Группы готовят аргументы в течение 7-10 мин. в защиту своей позиции и записывают их на отдельных листах.
Аргументы, которые могут выдвинуть учащиеся:
В пользу применения смертной казни:
а) Смертная казнь - возмездие по принципу "Смерть - за смерть";
б) Смертная казнь - наказание, способствующее наведению порядка в стране;
в) Смертная казнь - месть, моральная компенсация пострадавшей стороне;
г) Смертная казнь - уничтожение преступника как зла, опасности для общества;
д) Смертная казнь - профилактическое средство, предупреждение преступности;
ж) Смертная казнь - крайняя, исключительная мера;
з) Смертная казнь - должна осуществляться государством в целях предупреждения самосуда;
и) Смертная казнь - менее суровое наказание, чем пожизненное заключение.
Против смертной казни:
а) Смертная казнь - слишком легкое наказание для преступника;
б) Вместо смертной казни преступников лучше использовать на тяжелых, вредных работах;
в) В цивилизованных обществах не убивают себе подобных;
г) С религиозной точки зрения убийство - это грех;
д) Даже узаконенное убийство бесчеловечно;
е) Каждому человеку надо дать шанс исправиться;
ж) Смертная казнь способствует распространению насилия;
з) Существует вероятность судебной ошибки;
и) Виноваты условия жизни, толкнувшие человека на преступление.)Результаты после выступления групп вывешиваются на доску, затем на слайде показываются представленные выше аргументы, как дополнение.
6. Первичное закрепление «Для меня смертная казнь – это…»
Цель: оценивание достигнутых результатов своей и чужой деятельности на данном уроке, осмысление проблемы и формирование собственного мнения по данному вопросу.
УУД: регулятивные, личностные
Диспут
Вопросы для диспута:
Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории?
Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу? Какие аргументы выдвигают они в своем споре?
Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. «Мнение моей семьи к проблеме смертной казни»
Цель: знакомство с самостоятельной работой дома при выполнении творческого задания
УУД: познавательные, личностные
Опрос и написание эссе «Мнение моей семьи к проблеме смертной казни»
8. Рефлексия (подведение итогов урока) «А напоследок я скажу…»
Цель: смыслообразование и нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
В конце урока учащимся предоставляется возможность высказаться по вопросам:
Какое отношение к смертной казни было у вас в начале урока?
Как изменилось ваше отношение к проблеме в конце урока?
Какой аргумент изменил (закрепил) это отношение.
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
- Спасибо за урок.
Используемая литература
Воспитание индивидуальности: учебно- методическое пособие./Под редакцией Е.Н.Степанова.- М: 2005
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. История.2012. Учебное пособие./Е.А. Гевуркова и др.- Москва: 2012 г.
История. 5-11 классы: технологии современного урока / авт. сост.В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
Прикамье. Век XX. Учебное пособие. Пермь. «Книжный мир». 1999
Прикамье: история политических репрессий и ГУЛАГа (1917 – 1989) Хроника. Справочное издание. Составитель Л.А. Обухов. Пермь «Книжный мир» 2004
Используемые сайты
Хладнокровное убийство. Анатолий Бернштейн // История № 14, 2006 http://his.1september.ru/article.php?ID=200601403
Пермский Мемориал http://www.pmem.ru/index.php?id=32
Фонд «Общественное мнение» http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd012825
История.ru http://www.istorya.ru/articles/smkazn.phpПриложение
Картина «Песочные часы», П.А. Белов. 1986 г.
Картина «Одуванчики», П.А. Белов. 1987 г.