Реферат на тему Система образования в разных странах мира (на примере Японии)»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Реферат на тему:
«Система образования в разных странах мира (на примере Японии)»
Выполнила:
студентка ИФМК, группы 21 МЯО,
Екатерина Батреваг. Нижний Тагил
2013г.
Содержание
Введение 3
Из истории образования в Японии 4
Современная реформа образования 12
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Введение.
В эпоху активного взаимодействия разных стран мира вполне логично предположить, что каждой из сторон важно знать определенные аспекты жизни другой стороны. Это касается не только политической сферы, но и бытовой, сферы науки и образования.
В данной работе рассматривается система образования Японии, так как именно эта страна достигла небывалых высот в области науки и технического развития. Прежде всего, хотелось бы отметить, что Япония всегда была известна тем, что разработки и нововведения других стран приживались в ней быстрее и успешнее, чем в стране-разработчике, и при этом всегда наполнялись специфическими смыслами, свойственными Стране Восходящего солнца. Эти самые смыслы, то есть, национальное содержание любого действия со стороны, и позволяют достигать феноменальных результатов. И система образования в этом плане не является исключением. Все компоненты японской образовательной системы взаимосвязаны и следуют одной цели: передать культурные ценности и традиционные морали современного японского общества последующему поколению (мы говорим о коллективизме, уважению к природе и человеку, творческой самоотдаче).
Целью работы является рассмотрение истории развития системы образования в Японии (условным «нулевым километром» взят период реставрации Мэйдзи, когда образование стало общедоступным).
Задачи работы следующие:
Проследить историю реформирования системы образования;
Рассмотреть состояние законодательства в области образования на современном этапе.
К сожалению, нам не удалось найти исходного текста главного нормативного документа в области образования – Основного закона об образовании в Японии, - поэтому мы вынуждены ограничить себя упоминаниями его другими исследователями, занимавшимися этим вопросом до нас.
Из истории образования в Японии
Первая реформа образования в Японии приходится на 1872 год (эпоха Мейдзи). Согласно принятому в этом году Основному закону об образовании представители всех сословий (мужчины и женщины) формально имели равные возможности для получения образования. В преамбуле Закона говорилось: «Обучение – ключ к успеху в жизни, и никто не может его игнорировать. В будущем не будет ни одного населенного пункта, где были бы неграмотные семьи, и ни одной семьи, в которой был бы хоть один неграмотный человек» (Степанишина А.И. Современная образовательная система в Японии: тра-диция и тенденция развития // Материалы III Молодежной научной кон-ференции по проблемам философии, религии, культуры Востока, выпуск 4. – СПб, 2000). С 1880 г. основное бремя финансирования школьного образования (до 90%) было возложено на местные органы власти. В конце ХIХ – начале ХХ в. на эти цели расходовалось до одной трети местных бюджетов. В целом затраты Японии на общее и техническое обучение в ХIХ в. были выше, чем в других странах. С 1886 г. было введено обязательное четырехлетнее начальное образование, с 1908 г. - шестилетнее. На рубеже ХIХ и ХХ в. по охвату детей начальным образованием Япония сравнялась с Великобританией. Почти 100-процентным оно стало в начале 20-х гг. ХХ в., а бесплатным – в 1900 г. В основу преподавания в школах был положен утилитарный подход, согласно которому, получая образование для себя, каждый одновременно обогащал и общество. Министерство просвещения осуществляло строгий контроль над системой образования, вводя стандарты на все, что касалось учебного процесса и его организации. Преподавание же важнейшего традиционного предмета – морали – отошло на задний план, что вызывало недовольство сторонников национальной системы воспитания.
В 1879 году эпохи Мейдзи вышел императорский указ «Великие принципы образования», нанесший мощный удар по либеральной системе просвещения. На его основе в 1881 г. были разработаны правила обучения в начальной школе, в которых преподавание морали вышло на первое место, а от учителей требовалась прежде всего лояльность. Шло наступление и на учебники, многие были просто изъяты как наносящие ущерб социальному порядку. В университетах было запрещено преподавание на иностранных языках, а иностранные преподаватели заменялись отечественными. Постепенно в школы возвращаются националистические настроения.
В 1885 году была основана кабинетная система, а первым министром образования стал Мори Аринори, разработавший основу школьной системы. По его идее все компоненты системы образования (начальное, среднее, профессиональное и высшее) взаимосвязаны, и ни один из них не является самодовлеющим.
После Мори Аринори министром образования стал Иноуэ Коваши, основавший систему частных «Сэммон Гакко» - профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 года большую популярность и широкое распространение приобрели специализированные школы для девушек (Тихоцкая И. Современные японки: покорные и независимые? // Зеркало недели. Украина, №4. – Киев, 1997 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/sovremennye_yaponki_pokornye_ili_nezavisimye.html). Эти же Сэммон Гакков со временем стали известными университетами. Так, престижный современный университет Кэйо ведет родословную от частной школы, созданной выдающимся просветителем Фукудзава Юкити еще до реставрации Мэйдзи, не менее знаменитый Васэда – от Токийской специальной технической школы. Университет Рицумэйкан появился благодаря усилиям крупнейшего политического деятеля той эпохи либерала-западника Сайондзи Киммоти. Одновременно учреждаются государственные университеты – Токийский (1877) и Киотосский (1897) (позже оба стали императорскими). Затем появляются университеты в Сэндаэ (1907), Фукуока (1910), Саппоро (1915).
В эпоху Мейдзи образование было подчинено жестким правилам: существовали унифицированные программы, регламентировалось ношение школьной формы, исполнение обязанностей и ритуалов в классе. Самым важным было оказание почестей висящим в школе портретам императорской четы и ежедневное зачитывание текста императорского рескрипта об образовании (1895), который почитался как святыня. С детских лет ребенок воспитывался в мире готовых схем и моделей поведения.
Русская революция 1917 года и распространившиеся в это время по всему миру демократические течения оказали влияние и на Японию. В том же 1917 году правительство Японии создало совет по образованию, который до 1919 года издал несколько докладов, сформировавших основу дальнейшего развития образования. Особое внимание уделялось высшему образованию, что и позволило упомянутым выше Сэммон Гакко стать университетами.
В первое десятилетие эпохи Сёва (1926 – 1936) в общественном сознании начали распространяться идеи демократии, а правительство активизировало пропаганду «японского духа» в стремлении нейтрализовать влияние левой идеологии.
Таким образом, правящий класс Японии активно возрождает идеологию «японизма», проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930-х фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования и местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии и истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристски настроенной молодежи.
Со вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование усилилось: в школах еще сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев — преданность военному долгу и самопожертвование во имя «великой Японии».
Однако в первые послевоенные годы, после поражения Японии, была проведена кардинальная реформа образования, полностью изменившая всю его систему. Она проходила в контексте системных преобразований всех сфер жизни общества. В целом эта система продолжает действовать и в настоящее время.
Юридической базой всех реформ служил новый основной закон – Конституция Японии 1947 г. (до сих пор в нее не внесено ни единой поправки). Проблема образования закреплена в ст. 26 Контитуции: «Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями, в порядке, предусмотренном законом. Все должны, в соответствии с законом, обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное образование осуществляется бесплатно» (Современная Япония: справочник. – М., 1968, с.504). Основные принципы и цели реформы образования, нашедшие отражение в принятых позднее законах, определены в Директиве № 74 штаба оккупационных войск от 27 марта 1947 г. Американские эксперты пришли к выводу, что японское образование никоим образом не пригодно для дальнейшего использования и подлежит коренному реформированию. По выражению английского ученого и дипломата Дж. Сэнсома, американцы полагали, что дать Японии новую систему образования так же просто, как портному сшить костюм. Но японцы, как всегда, решали и эту проблему путем компромиссов.
Новые законы не отвергались населением, поскольку учитывали национальную специфику и издавались от имени японского Правительства. С некоторыми поправками они действуют и сейчас. В 1947 г. были приняты Основной закон об образовании и Закон о школьном образовании. Они, как и большинство других, с одной стороны, представляют собой тщательно проработанные документы, а с другой - оставляют свободу для их расширенного толкования.
В Основном законе об образовании отражены неизменные приоритеты японской системы образования. «Целью образования является формирование гармонично развитой личности, приверженной правдолюбию и справедливости, уважающей индивидуальность и трудолюбие, обладающей чувством ответственности и независимости, которые необходимы строителям миролюбивого государства и общества» (ст. 1). Закон предусматривает бесплатное девятилетнее образование, провозглашает принципы равных возможностей и совместное обучение мальчиков и девочек, запрещает целенаправленную политическую агитацию. «Политические знания должны быть инкорпорированы в систему образования. Но школам надлежит воздерживаться от политических пристрастий, направленных за или против какой-либо определенной политической партии, и заниматься активной политической деятельностью» (ст. 8). «Образование не должно подвергаться неправомерному контролю, но должно быть ответственным перед всем народом» (ст. 10). Закон признает важную миссию педагога, его ответственность перед обществом и определяет его высокий статус, что соответствовало национальной традиции.
Статья 7 Основного закона об образовании посвящена так называемому социальному образованию. Это понятие включает все виды внешкольного образования в семье, по месту работы и жительства. В специальном Законе о социальном образовании оно определяется «как организованная образовательная деятельность главным образом для молодых людей и подростков вне стандартной образовательной системы, основанной на курсах обучения». Другими словами, оно понимается как «неформально обучение». Особое внимание на эту проблему было обращено в начале 70-х гг., когда Совет по социальному образованию подготовил доклад на тему «Как социальное образование может ответить на радикальные изменения социальной структуры общества (1971). В нем, в частности, говорилось: «В будущем такое образование должно включать все виды обучения граждан на протяжении всего жизненного цикла… управление им означает, что государство и органы местной власти обеспечивают условия и оказывают всемерную помощь социальному образованию». Но что касается содержательной стороны такого обучения, то роль административных органов здесь достаточно ограничена, поскольку понятие «социальное воспитание» охватывает самую разнообразную просветительскую деятельность, которая не относится к категории «образование». В современной структуре Министерства просвещения и науки есть специальная секция, занимающаяся этой проблемой (Молодякова Э.В. Система образования в Японии и ее перманентное реформирование // Ежегодник российского образовательного законодательства, том 1, декабрь 2006, с.156-187)
Закон о школьном образовании закреплял новую систему, скопированную с американского образца. В ст. 1 указывалось, что учреждаются начальные, средние первой и второй ступени школы, университеты, профессиональные училища, специальные школы для детей с физическими или умственными недостатками и детские сады. Право открывать школы признается за государством, органами местного самоуправления, а также за юридическими лицами, действующими в системе образования (ст.2). В соответствии с этим существуют государственные, префектурные (префектура – основная административная единица), муниципальные, а также частные школы. Руководство ими по большей части перешло в ведение местных органов власти, что означало децентрализацию управления. Реформа в сфере образования в значительной степени демократизировала содержание учебных программ, предоставила большую свободу преподавателям. В целом она имела эгалитарный характер.
Уточнения и внесение поправок в принятые в 1947 г. законы начались сразу же после обретения страной суверенитета, т.е. с 1952 г. (Степаншина А.И. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденция развития // Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока, выпуск 4. – СПб, 2000) Это делалось потому, что американская модель не совсем отвечала японским условиям. Для выработки собственной политики в сфере образования, науки и культуры в 1952 г. был учрежден Центральный совет по образованию как совещательный орган при Министерстве просвещения. По его рекомендации в 1956 г. выборные члены отделов образования на местах были заменены назначаемыми сверху. В структуру системы образования с началом периода высоких темпов экономического роста были введены пятигодичные технические колледжи с целью подготовки высококвалифицированных кадров. Их создание явилось своего рода ответом Правительства на пожелание крупного бизнеса, отраженное в документе Федерации экономических организаций Японии под названием «Мнение относительно технического образования в свете потребностей новой эры» (1956).
Специальный Закон о работниках просвещения (1974) определил статус учителей в государственных, префектурых и муниципальных школах как государственных служащих в сфере просвещения. Как и все государственные служащие, учителя подпадают под действие Закона о служащих центральных органов власти (1949) и Закона о служащих местных органов власти (1950) и соответственно изъяты из юрисдикции Закона о профсоюзах (1949) и Закона об урегулировании трудовых отношений (1946). Работникам этой категории предоставлено право на создание профсоюзов, но не разрешено заключать трудовые соглашения. Они лишены права на забастовку, хотя допускается возможность переговоров с администрацией об условиях труда и проведении каких-либо коллективных действий.
Учителя частных школ пользуются всеми правами, которыми обладают японские трудящиеся. С целью создания в них равных условий для получения образования с государственными школами был принят Закон об оказании помощи частным школам (1975).
В Японии имеются профсоюзные организации учителей. Самой крупной из них является Всеяпонский профсоюз учителей (создан в 1947 г.), объединяющий более 35% их общего числа. Как и все японские профсоюзы, он состоит из префектурных отделений. Традиционно эта организация объединяла учителей, оппозиционно настроенных по отношению к проводимой государством политике в сфере образования, и выступала за ее реформирование. История профсоюза изобилует проведением множества разнообразных акций протеста (сидячие «демонстрации», приостановка занятий, работа неполный рабочий день) с привлечением миллионных участников. Учителя создают также свои профессиональные организации, которые решают частные, конкретные вопросы образования, абсолютно не занимаясь выше обозначенной профсоюзной деятельностью.
Кроме перечисленных основных законов все проблемы, связанные с образованием, регулируются подзаконными нормативными актами, специальными постановлениями и предписаниями (например, Декрет о начальной школе) (Шапошникова Т.Д. Начальная школа в Японии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/ab4/ab41fed62ca1b0ee1f42b7540145ab90.pdf). Постоянное усовершенствование законодательства способствовало приспособлению системы образования к общим задачам социально-экономического развития, повышению качества рабочей силы в условиях быстрого прогресса науки и техники. Долгие годы система образования в стране развивалась в соответствии с духом Основного закона об образовании и на основе концепции равных возможностей и повышения национальных образовательных стандартов как движущей силы развития экономики.
В принципе в Японии, начиная с 70-х гг., идет перманентный процесс, в ходе которого предлагаются, разрабатываются, апробируются отдельные элементы системы образования. Одни из них укореняются, другие отпадают. Сначала особое внимание уделялось изменениям в обязательном образовании, а в настоящее время – в высшем. Современное состояние образования в стране сталкивается с рядом серьезных проблем.
Современная реформа образования
В рамках реформы исполнительных органов государственной власти (2001) при новом Министерстве просвещения и науки на базе ранее существовавших семи специализированных советов был создан Центральный совет по образованию. По запросу министра он готовит аналитические и исследовательские материалы по различным проблемам в этой сфере и дает свои предложения. Совет состоит из руководящего органа, пяти управлений и отделов в них. Управления соответственно курируют систему образования в целом, образование в течение всей жизни, начальное и среднее образование, высшее, спорт и работу с молодежью. Конкретной работой занимаются отделы, например общий отдел руководящего органа сыграл главную роль в подготовке документов для проведения нынешней реформы образования.
Стоит напомнить, что каждая реформа образования соответствовала социально-экономической и политической ситуации в обществе, и это определяло ее цели и направленность. Сегодня, когда Япония по многим параметрам находится впереди других стран, целый набор факторов, в свое время способствовавших подъему страны, стал тормозом на пути дальнейшего развития. Это относится и к образованию. Еще в начале 1980-х гг. японские эксперты писали о том, что «сейчас Япония остро нуждается не в одноликой массе просто способных студентов, а в людях необычайно одаренных, неортодоксальных, в людях, располагающих потенциалом для решения самых сложных задач. Способности японцев высоки и хорошо развиты, однако оценка их редкости – нулевая. Промышленность может без малейшего труда нанять способных специалистов. Но теперь страна вступает в период, когда необходимо приложить максимальные усилия, чтобы найти среди японцев и потом уже не потерять из виду исключительно одаренных, оригинально мыслящих».
План реформы образования получил название «План радуги». Он предусматривает семь приоритетных направлений:
1) Улучшение базовой подготовки учеников в системе обязательного образования. Для этого предусматривается наполненность классов не более чем в 20 учеников для занятий по базовым предметам и разделение их на группы для специализированных занятий; каждый класс обеспечивается современным школьным оборудованием; внимание сосредоточено на развитии индивидуальных способностей;
2) «Нравственное» или «общественное» воспитание», для чего требуется подготовить специальных учителей, привлечь семью, общественность;
3) Создание привлекательного, безопасного окружения для учеников. С этой целью поощряется участие в школьном образовании различных специалистов, экспертов, которые помогут, например, улучшить контроль за умственным и физическим развитием детей, защитить их от травмирующей информации, принять меры в отношении тех, кто нарушает порядок в школе;
4) Создание школ, пользующихся доверием родителей и общественности. Имеется в виду более ширококе распространение информации о жизни школы, оживление работы школьных советов, привлекая для участия в них родителей, введение системы «школьных советников». Поощряется создание новых типов школ, в которых максимально используются особенности и возможности каждого локального общества;
5) Совершенствование профессиональной подготовки учителей. Оно предусматривает введение системы поощрения и специального повышения заработной платы для лучших учителей, усовершенствование системы оценки их профессиональной пригодности, принятие соответствующих мер к учителям, которым не хватает квалификации для преподавания и которые не стремятся ее повысить (например, не допускать их к преподаванию, пока они не повысят уровень своих знаний);
6) Создание университетов мирового класса;
7) Выработка нового взгляда на образование в ХХI в.
Если система школьного образования находится в состоянии перманентного реформирования, о чем уже шла речь, то о реформе высших учебных заведений власти задумались лишь в конце 1980-х гг.. Совет по университетам (1987) занялся детальной проработкой всех аспектов перестройки высших учебных заведений с учетом широты интересов молодежи, многообразия мотиваций развития творческих способностей, повышения статуса в обществе. В своей работе он исходил из того, что система высшего образования должна решать две задачи: формировать квалифицированный человеческий ресурс и обеспечивать науку творческими кадрами. Именно высшая школа способна привить людям потребность в непрерывном обучении, раскрыть индивидуальные творческие способности личности, в которых так нуждается современное общество.
Самое активное участие в решении этой проблемы принял деловой мир. В середине 1990-х гг. крупнейшие организации крупного бизнеса представили около десяти докладов, среди которых: «Рекомендации относительно улучшения научно-исследовательской работы в университетах»; «Человеческий ресурс, необходимый японским компаниям, и подходы к образованию в будущем»; «Университетское образование, отвечающее на вызов новой эпохи, и точка зрения по этому вопросу делового мира».
Изучив представленные материалы, Правительство рекомендовало провести ряд мероприятий по улучшению работы учреждений высший школы. Университетам предлагалось учесть высказанные предложения, исходя из собственной концепции обучения. Например, с целью углубления изучения предмета вводились новые, по большей части междисциплинарные курсы, такие как: «Окружающая среда и человек», «Культура и проблемы взаимодействия цивилизаций», «Всестороннее познание природы». Такое нововведение потребовало новых методов обучения. Прежде всего, увеличилось число семинарских занятий для небольших групп студентов. Затем для работы в университетах стали привлекать крупных экспертов со стороны. Для реализации всех этих мероприятий осуществлялась более строгая увязка общего и специализированного обучения на протяжении всего периода пребывания в университетах. (Ранее общее образование получали на первых двух курсах, а специализацию – на двух последних.) К середине 1990-х гг. две трети вузов уже перешли на такую систему.
Глобализация японского общества поставила перед системой образования задачу совершенствования преподавания иностранных языков, прежде всего в высшей школе. Со второй половины 90-х гг. широко используются методы обучения с помощью аудио- и видеоаппаратуры. В соответствии с уровнем подготовки и способностями студентов распределяют на небольшие группы (5–6 человек). Значительно возросло число часов, отведенных для занятий, особенно для изучения восточных языков. В японских университетах студенты обучаются в относительно небольших группах – не более 20 человек. Широко используются приемы вопросов-ответов, дискуссии.
В процессе реформирования высшей школы серьезной реорганизации подвергается экзаменационная система. С начала 1990-х гг. постепенно заменяется единая система базовых тестов, которая была введена в 1979 г. в целях унификации вступительных экзаменов в различных вузах. Тогда экзамены сдавали по пяти предметам в рамках программы средней школы второй ступени. По новой системе каждый университет имеет право устраивать экзамены только по профилирующим предметам. Иногда это может быть всего один предмет. Кроме того, используются дополнительные методы отбора студентов, при которых обнаруживаются их способности, склонности, а также физические данные: устраиваются собеседования, проводятся интервью, абитуриенты пишут эссе на ту или иную тему. Выявляется также психологический настрой абитуриентов работать по конкретной специальности (что очень важно, например, для будущих врачей и преподавателей).
В реформировании высшей школы значительное внимание уделяется магистратуре. Ее значимость повышается в процессе интернационализации и информатизации. Чтобы ответить потребностям общества, через магистратуру должно проходить как можно больше молодых людей. Здесь к ним предъявляются новые, более жесткие, требования. Магистратура имеется во всех государственных университетах, в более чем половине муниципальных и частных. Однако по числу обучаемых в ней Япония отстает от других передовых стран. (Здесь один магистрант приходится на тысячу человек населения, тогда как в США – 7,6, в Великобритании и Франции – 3,3) Проблемами реформирования магистратуры и определения критериев эффективности ее деятельности занимается специально созданное Общество по проблемам магистратуры. Оно подготовило «Стандарты работы магистратуры и комментарии к ним».
Информатизация стала неотъемлемым фактором обучения. Упрощение доступа к информационным технологиям открывает широкие перспективы их применения в реформируемой системе образования всех уровней, начиная с начальной школы. Компьютеризация школ предполагает пересмотр методики преподавания, массовое внедрение мультимедийных «пособий» в педагогическую практику, переквалификацию преподавателей в преддверии эпохи культурного и языкового многообразия. Проводимая реформа образования предусматривает его «подгонку» к условиям жизни в информационном обществе. В документе «Модель образования в ХХI веке» предлагается создать специальные школы по изучению окружающей среды, традиций и культуры своей страны и других стран мира, а также информационных технологий. В этом документе делается упор на развитие у детей навыков жизни в информационном обществе: обучать компьютерной грамотности, использовать компьютерных сетей, прививать этику поведения во Всемирной паутине.
Согласно государственной программе информатизации системы образования «Millennium», принятой в 1999 году, учителям предписывается к 2006 г. так освоить информационные технологии, чтобы быть в состоянии обучать школьников. Подключение ко Всемирной паутине означает, что ученики в глухой деревне или, допустим, в больнице смогут получать необходимые знания наравне со всеми.
Нынешнее столетие, как полагают японские эксперты, должно стать эрой «знания», поэтому развитие образования становится еще более важным делом, вкладом в прогресс человечества. В связи с этим чрезвычайно велика роль университетов в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения. Между тем, по мнению самих японцев, их система высшей школы оказалась устаревшей, не соответствующей масштабным изменениям в обществе, ускорению развития науки и техники, социальной и экономической глобализации. Кроме того, слабым звеном в системе высшей школы остается недостаточная финансовая база, особенно в сфере научно-исследовательской работы.
В настоящее время осуществляется реформирование государственных университетов, чтобы поднять их до уровня высочайших мировых стандартов, для чего требуется сосредоточить большие усилия на организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Концепция реформирования заключается во внедрении в сферу высшей школы методов работы частного сектора (Галич Ю.Н. Изменения в основном законе об образовании в Японии и морально-патриотическое воспитание в высшей школе [Электронный ре-сурс] Режим доступа: http://logosbook.ru/VOS/11_2007/16-21.pdf). Государственные университеты превращаются в независимые корпорации, т.е. получают статус независимых административных корпораций, становятся самостоятельными юридическими лицами, что, по мнению авторов реформы, должно значительно повысить эффективность их функционирования. Такое изменение их статуса должно способствовать общему оживлению работы университетов, повышению стандартов образования и исследований. Будут также внедряться принципы конкуренции и эффективного управления, например приоритетное финансирование на основе оценки третьей стороной работы университетов.
Реформа предусматривает установление трехсторонних отношений между Правительством, корпоративными университетами и обществом, а также создание независимой, автономной и динамичной административной структуры для каждого университета. Но при этом в обстановке конкуренции нужно создать условия, при которых они могли бы пользоваться опытом друг друга при полном сохранении и развитии собственной специфики и наращивании потенциала. После превращения в корпорации университеты сохранят свою независимость и автономию в рамках вновь создаваемых структур и установленных правил. Используя это, они должны проявлять большую ответственность за свою деятельность, а Правительство – за общую эффективную и компетентную поддержку высшего образования и научных исследований в целом.
Реформа начинается с создания эффективной и гибкой структуры управления. Во главе университета стоит выборный президент. Он несет основную ответственность за университетскую корпорацию, осуществляет надежное руководство, учитывая мнения сотрудников университета, принимает окончательные решения. Президент назначает вице-президентов, отвечающих за важные направления работы вуза. Рутинный контроль деятельности университетских корпораций осуществляют аудиторы (как правило, двое). В случае необходимости по результатам проверки они представляют свои выводы президенту университета или министру просвещения и науки. Они должны быть компетентными специалистами по проблемам образования, научно-исследовательской работы, управления университетами; по крайней мере один из аудиторов назначается со стороны.
Высшим коллективным органом управления является Совет директоров, который представляет руководящий персонал университета. Совет рассматривает разнообразные проблемы в сфере как образования вообще, так и управления университетом (среднесрочные цели, среднесрочное планирование, бюджет) и принимает по ним решения. Характер вопросов определяется каждым университетом самостоятельно. Затем принятое коллективное решение передается на утверждение президенту.
Кроме того, формируется Административный совет, который состоит из внешних экспертов по вопросам менеджмента в сфере образования и представителей от администрации университета. Внешним экспертам отводится значительно большее число мест в нем. Совет рассматривает преимущественно вопросы, связанные с управлением вузом, например финансирование (бюджет, подведение баланса, размещение активов и т.д.), назначение управленческого персонала и т.д.
Еще один руководящий орган включает представителей университета, непосредственно занимающихся организацией учебного процесса. Его члены отвечают за составление учебных программ, создание учебных и исследовательских структур, назначение преподавательского персонала, определение статуса студентов и т.д.
Важным условием успешного функционирования реформированных университетов, достижения ими максимальной эффективности в учебной работе и использовании результатов научно-исследовательской деятельности является создание гибких финансовых систем. Для финансирования бывших государственных университетов после превращения их в независимые корпорации (с учетом того, то государство в соответствии с Законом об образовании является учредителем университетов) Правительство выделяет необходимые средства в бюджете. Университетам префектурного и муниципального уровня оказывается поддержка местными органами власти. Помимо прямого государственного финансирования университеты могут получать финансовую поддержку общества в различных формах (пожертвования, гранты и т.д.). Помимо средств, выделяемых Правительством на содержание и развитие университетских объектов и оборудования, они могут также финансироваться за счет займов или доходов, полученных самим университетом. Для диверсификации финансовых ресурсов университетам предоставляется право брать долгосрочные займы.
Серьезное внимание в ходе реформы уделяется обеспечению материальной базы корпоративных университетов. Используемая ими земля и здания, за исключением тех, продажа которых признана целесообразной, как правило, бесплатно сдаются им в аренду. Объекты и оборудование, которыми сейчас пользуются университеты, и дальше бесплатно будут оставаться в их распоряжении.
Важнейший аспект реформы университетов – совершенствование кадровой политики. Главным изменением является отмена статуса государственных служащих для университетских преподавателей, предусмотренного Законом о работниках просвещения, о чем говорилось выше. Став негосударственными служащими, преподаватели соответственно выводятся из-под юрисдикции специальных законов о государственных служащих и обретают равные с другими трудящимися права. Полагают, что новый статус негосударственных служащих позволит создать в университетах гибкие и эффективные системы подбора, перемещения и продвижения персонала, эффективное разделение обязанностей сотрудников в сфере обучения, исследований и административной работы, как это делается в корпорациях. Раньше кадровый состав определялся стандартным списком должностей, теперь же каждый университет самостоятельно вводит или сокращает должности в зависимости от потребности. Безусловно, предусмотрена разработка новых методов подбора нужного персонала, включая и руководящие должности, используя резервы как внутри, так и вне университетов.
Каждый реформированный университет самостоятельно определяет критерии размеров заработной платы своих сотрудников, как это делается в любой корпорации. Заработная плата складывается из выплат, устанавливаемых в соответствии со служебными обязанностями, и из тех, которые отражают вклад конкретного сотрудника, являясь материальным стимулом для работы. Для повышения мобильности педагогического персонала возможно устанавливать размер заработной платы на фиксированные сроки, а для поощрения долговременных масштабных исследовательских проектов с использованием внешнего финансирования можно привлекать на конкурсной основе средства на исследования для оплаты персонала, участвующего в проекте.
Рабочее время и другие условия работы педагогического персонала определяются каждым университетом самостоятельно.
Немаловажное значение в ходе реформы государственных университетов придается созданию прозрачной системы оценки их деятельности по всем направлениям. Наиболее продуктивной считается внедрение принципа оценки третьей, т.е. независимой, стороной. В соответствии с такой оценкой будут распределяться ресурсы по различным направлениям обучения и исследовательской деятельности университетов. Безусловно, некоторые аспекты работы вузов не могут оцениваться количественно или по формальным критериям; кроме того, необходимо принимать во внимание средне- и долгосрочные перспективы работы университетов.
Число студентов, которые могут быть приняты в университет, является основным критерием для определения размера государственных субсидий, а потому должно быть отражено в среднесрочном плане и одобрено Правительством. Доходы вузов состоят из двух частей: доходы от выполнения обычных обязанностей (оплата студентами обучения, доходы от университетских больниц и пр.) и доходы от пожертвований, грантов. Первые используются при расчете субсидий, вторые подсчитываются отдельно.
Успешная реализация реформы университетов возможна при поддержке не только Правительства, но и общества. Другими словами, мнение налогоплательщиков и общества должно быть соответствующим образом отражено в руководстве университетами. Следует обеспечить прозрачность деятельности университетской администрации в сфере образования и развития исследовательской работы, свободное предоставление информации о ней обществу.
Предусматривается привлечение к управлению университетами внешних экспертов, чтобы в их руководстве отражался широкий спектр мнений. Местные органы самоуправления, различные общественные и промышленные организации призываются активно участвовать и вносить свой вклад в развитие японских университетов. Реформа и дальнейшее развитие национальных университетов по пути их превращения в корпорации приведет к результатам лишь в случае постоянных усилий Правительства, самих университетов и общества.

Заключение
В настоящее время в условиях глобализации и внедрения информационных технологий, особенно цифровых, традиционные системы образования оказались устаревшими.
Учитывая нынешнюю ситуацию и необходимость пересмотра вставших перед образованием задач, Министерство просвещения и науки (до января 2001 г. Министерство просвещения) поручило созданному при нем Центральному совету по образованию подготовить поправки к Основному закону об образовании 1947 г. и разработать Основной план развития образования в новую эпоху (то есть в ХХI в.). Без внесения соответствующих поправок в закон, дополняющих ключевые концепции и принципы образования, невозможно осуществить эффективную реформу образования. В новых документах сохраняется приверженность универсальным принципам, провозглашенным в Конституции, и одновременно обозначаются важные образовательные концепции и принципы, которые должны быть реализованы в ходе намеченной и уже частично проводимой реформы образования.
В 2006 г. началась непосредственная работа по подготовке пересмотра Основного закона об образовании и намечена конкретная программа реформ (Железняк О. О трех реформах образования в Японии [Электронный ре-сурс] Режим доступа: http://eurekanext.livejournal.com/1945.html). Новый премьер-министр Шиндзо Абэ, занявший этот пост в сентябре того же года, выступая на заседании Центрального совета по реформированию образовательной системы, отметил, что «образование является фундаментом создания «прекрасной страны». Мы должны, воспитывая решительных граждан, строить государство и общество, в котором все ясно осознают чувство собственного достоинства».
Центральный совет подготовил для широкого обсуждения ряд конкретных предложений, затрагивающих практически все стороны образовательного процесса. Контролировать работу учителей поможет введение периодически обновляемых учительских лицензий вместо прежних пожизненных, а также разработка системы рейтингов учителей и школ. Родителям будет предоставлено право свободно выбирать ту или иную муниципальную школу (вместо «привязанных» к месту жительства). Предлагается ввести систему ваучеров на образование, решить вопрос о переносе начала учебного года с апреля на сентябрь, продумать, как занять школьников общественно-полезным трудом с марта по август.
Первым шагом на пути пересмотра Основного закона об образовании считается принятие Парламентом так называемого Закона о патриотизме (Галич Ю.Н. Изменения в основном законе об образовании в Японии и морально-патриотическое воспитание в высшей школе [Электронный ре-сурс] Режим доступа: http://logosbook.ru/VOS/11_2007/16-21.pdf), который должен подкрепить предложенный в проекте поправок тезис о том, что необходимо «уважать традиции и культуру, любить созданную на их основе нашу страну». Ранее говорилось о моральном воспитании учащихся именно в плане любви и уважения своей родной страны. И это вполне естественно. Однако Закон вызвал чрезвычайно бурную реакцию в обществе, поскольку оппозиция полагает, что он несет отпечаток предвоенного милитаризма, а также ведет к политизации процесса образования. Другими словами, речь идет о понимании «патриотизма». Для японского общества это болезненный вопрос, поскольку затрагивает проблему интерпретации и преподавания истории в школе, что вызывает отрицательную реакцию сопредельных государств, прежде всего со стороны Китая и Кореи.
Проект пересмотренного Основного закона об образовании по объему почти в два раза больше предыдущего. Он состоит из четырех глав, разделенных на 18 статей, ранее их было 11. Некоторые статьи более детально проработаны. Например, вместо прежней статьи «Школьное образование» в новой редакции появились три статьи: «Школьное образование», «Университеты», «Частные учебные заведения». Но главное: в законопроект включены все новые элементы, тенденции и направления в системе образования, которые появились за последние 60 лет. Например, уже успешно реализующаяся концепция «непрерывного образования» или обучения на протяжении всей жизни, концепция «совместных усилий родителей, учителей, локального общества в образовательном процессе», создание системы дошкольного образования. Согласно опросам общественного мнения в стране, проведенным ведущими газетами и телекомпаниями, около половины респондентов высказывается в пользу пересмотра Основного закона об образовании. При этом их больше заботит не столько бурно обсуждаемая проблема патриотического воспитания, сколько решение насущных проблем образования: повышение качества преподавания, расширение системы дошкольного образования и пр. В переработанном Основном законе акцент переносится с обучения каждого учащегося на подготовку его к жизни в обществе. Получаемое образование должно стимулировать каждого ученика занять активную жизненную позицию (Молодякова Э.В. Система образования в Японии и ее перманентное ре-формирование // Ежегодник российского образовательного законода-тельства, том 1, декабрь 2006, с.156-187)
Список использованной литературы
Галич Ю.Н. Изменения в основном законе об образовании в Японии и морально-патриотическое воспитание в высшей школе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://logosbook.ru/VOS/11_2007/16-21.pdfЖелезняк О. О трех реформах образования в Японии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eurekanext.livejournal.com/1945.htmlМолодякова Э.В. Система образования в Японии и ее перманентное реформирование // Ежегодник российского образовательного законодательства, том 1, декабрь 2006, с.156-187
Прасол А.Ф. Становление образования в Японии. – Владивосток, 2001
Современная Япония: справочник. – М., 1968, с.504
Степанишина А.И. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденция развития // Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока, выпуск 4. – СПб, 2000
Тихоцкая И. Современные японки: покорные и независимые? // Зеркало недели. Украина, №4. – Киев, 1997 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/sovremennye_yaponki_pokornye_ili_nezavisimye.htmlТояма С. Мэйдзи исин. Крушение феодализма в Японии. М., Иностранная литература, 1959
Шапошникова Т.Д. Начальная школа в Японии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/ab4/ab41fed62ca1b0ee1f42b7540145ab90.pdf