Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему на основе текста.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему на основе текста
Текст М.Агеева.
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
(14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)*
* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.
Задание
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами словами С. И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (С. И. Львова)
1.Выяснить: о каких свойствах языка, о языковых явлениях идет речь в высказывании.
2.Найти ключевые слова и сформулировать позицию автора, то есть объяснить смысл высказывания, выразить свое отношение к цитате.
Ключевые слова высказывания С. И. Львовой - «пунктуационные знаки» и «неповторимый характер».
Пунктуация - правила постановки знаков препинания. Какие виды знаков препинания мы знаем? (Существует несколько видов знаков препинания – знаки завершения, выделения, разделения).
Что подразумевается под словом "характер" в этом высказывании? (В этом высказывании подразумевается функция того или иного знака).
Знаки препинания выполняют следующие функции: разделительнуювыделительную, эмоционально-экспрессивную, смыслоразличительную.
Разделительные знаки препинания служат для обозначения границ предложений или однородных членов (точка, вопросительный знак,восклицательный знак, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире); предложения с однородными членами предложения.
Выделительные знаки препинания служат для выделенияпредложения с обособленными членами предложения;предложения с вводными словами и предложениями;предложения с обращениями; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); сравнения, диалог;эмоционально- экспрессивная, смыслоразличительная функция –риторические вопросы, риторические восклицания.
Вывод. Для чего нужны пунктуационные знаки? Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему - точнее понять текст и выразительно прочитать его; передают логику предложения, связь между частями предложения; вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами; передают на письме оттенки смысла; могут быть средством выражения состояния пишущего…
Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Они существуют, чтобы выделить мысль,привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.
Сочинение-рассуждение
на основе текста М.Агеева.
На мой взгляд, современный ученый С.И.Львова права, утверждая, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Действительно, пунктуационные знаки имеют свой «характер», то есть выполняют определенные функции: разделительную, выделительную, смыслоразличительную.
Точка – знак завершения. Точка поставлена в конце 1 предложения: «Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами». Этот знак препинания служит для обозначения границ первого и второго предложений.
Запятые выполняют выделительную функцию. Запятые выделяют обращения. Например, в 6 предложении обращение Вадичка выделяется запятой. Читатель чувствует, с какой теплотой, нежностью обращается мать к сыну. Знак препинания помогает выразить чувства. А в 13 предложении запятые выделяют главное и придаточные предложения. Запятые стоят перед союзом что и союзным словом которым.
А в 5 предложении запятые выполняют разделительную функцию. Пунктуационные знаки употребляются в сложносочиненном предложении, стоят перед сочинительными союзами но, и.
Следовательно, пунктуационные знаки помогают пишущему выразить мысли, передают логику предложения, связь между частями сложного предложения. Знаки препинания отмечают начало и конец предложения (синтаксической конструкции). Знаки препинания приводят слова в правильное соотношение и дают фразе легкость и правильное звучание.