Элективный курс «Эффективная подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»


РАССМОТРЕНА
на методическом объединении учителей
____________________
от «__» августа 2016 г.
протокол № 1
Руководитель МО:
Шамина Е.В. ПРИНЯТАна заседании методического совета
от « » августа 2016 г.
протокол № 1
Заместитель директора по УВР:
Писцова Л.А. УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «СОШ № 4»
Директор школы
___________ Осотова Е.П.
приказ №____________
от « »__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
РУССКИЙ ЯЗЫК
(указать учебный предмет, курс)
«Эффективная подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»
уровень образования (класс): 9 «А» класс (основное общее образование)
количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
срок реализации: 1 год
УМК Львовой В.Я
Разработчик программы: учитель русского языка и литературы
Черкашина Виктория Александровна
Корсаков 2016
Пояснительная записка
Элективный курс «Эффективная подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один обучения.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:
морфемика и словообразование,
грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
лексика,
текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
по орфографии и пунктуации,
в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
в извлечении основной информации,
в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,
в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Программа состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1 (ч.1).Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Цели программы:
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.
Задачи:
обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
формировать устойчивые навыки нормативной речи;
развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Актуальность элективного курса
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.Курс ИГЗ предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- сокращать текст разными способами;
- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- отобрать в исходном тексте главное;
- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
- составить план и писать по плану;
- правильно и точно излагать свои мысли;
- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части С;
- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- соблюдать речевые и грамматические нормы.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Критерии оценки знаний обучающихся:
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.2. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Оценивания теста по критериям при максимальной сумме баллов (например) – 24:
«5» - ставится, если обучающийся набрал 24 – 23 балла;
«4» - ставится, если обучающийся набрал 22 – 17 баллов;
«3» - ставится, если обучающийся набрал 16 – 8 баллов;
«2» - ставится, если обучающийся набрал менее 7 баллов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9класс
№ п/пРазделы, темы программы Количество часов Виды деятельности учащихся
теория практика 1 Модуль 1.
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов 1   презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов
2 Работа над частью 1 (изложение).
Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста. 1 работа с текстомслушание и осмысление прочитанного текста
3 Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста. 1 1 работа с текстом
выделение микро- и макротемы
составление алгоритмов
4 Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения   1 написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя
5 Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.   2 практикум по написанию и анализу сжатого изложения
6 Модуль 2 (ч.2)Работа с тестами А, В
Повторение фонетики и орфографии.
Способы словообразования.   2 фонетический разбор, составление схем основных правил
7 Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. 1  4 опорный конспект
практикум
8 Лексика. Фразеология.   2 практикум
работа со словарём
9 Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка. 1 нахождение и толкование языковых средств
10 Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте.   1 написание сочинения
11 Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания.   1 работа в группах
составление схем
12 Простое предложение и его виды. 1  3 Составление схем, переработка предложений
13 Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. 1 3 составление схем предложений, практикум
14 Контроль знаний. Тест в форматеОГЭ (часть 2)   1 практикум
15 Модуль 3 (ч.3)
Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. 1 3 алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум
16 Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (часть С).   1 Написание сочинения-рассуждения
17 Итоговое занятие.   1 анализ и редактирование работколлективная работа
  Итого 7 27 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль1.
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2.
Работа над частью 2 (тесты ч.А, Б)
Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
6.Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения).Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
10.Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11. Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть А, В)
Модуль 3 (ч.3)
15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
16. Контроль знаний (часть С) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание С2.1)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Список основной литературы для учителя
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2013.
2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
3. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2012.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2012.
5. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2013.
6. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2010.
7. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.
8. Т.А.Калганова "Сочинения различных жанров в старших классах" - М.: Просвещение, 2005.
9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2004.
10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык. Поурочные планы 9класс" - Волгоград: Учитель, 2010.
11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.
12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: МарТ, 2005.
13. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская "Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку" - М.: Дрофа, 2000.
14. Л.М.Серегина, О.А.Хорт "Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс" - Волгоград: Учитель, 2007.
15. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста" - Санкт-Петербург: Сага, 2004.
16. А.Г.Нарушевич "Методика работы над сочинением на лингвистическую тему"
Список литературы для учащихся:
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория" - М.: Просвещение, 2012.
2. С.И.Львова, В.В.Львов "Русский язык". 8,9 кл. - М.:Мнемозина, 2013.
3. Е.И.Никитина "Русская речь" - М.: Просвещение, 2012.
4. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ 9 класс (выпуски 2013,2014 г.г.).
4. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений." - М.: Экзамен, 2013.
5. Е.А.Гингель , Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС 9 класс" - М.: Национальное образование, 2012.
Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":
http://fipi.ru
http://gia.edu.ru