Элективный курс по русскому языку. Формирование языковых компетенций. Теория и практика. Подготовка к ОГЭ
Швачко О.В.
Элективный курс по русскому языку для 9 класса
«Формирование языковых компетенций. Теория и практика. Подготовка к ОГЭ»
1. Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о пред профильной подготовке в школьном образовательном процессе, рассчитана на учащихся 9 классов.
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ. Экзаменационная работа состоит из 15 заданий: задание «1» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, задания «2-14» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, задание «15» - написание сочинения-рассуждения.
Место элективного курса по русскому языку «Формирование языковых компетенций. Теория и практика Подготовка к ОГЭ» в учебном плане в школе №28 г. Воронежа: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). .
Содержание учебного предмета:
Разделы курса:
1. Введение. 1 час
2.Подготовка к изложению 5 часов
3.подготовка к написанию сочинения-рассуждения 8 часов
4.Теория и практика русского языка 20 часов
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат словесные тексты , вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
4. Перечень учебно-методических средств обучения.
1. Сборник типовых экзаменационных заданий под редакцией И.П. Цыбулько.2016- 2017
2. Сборник типовых экзаменационных заданий под редакцией Н.В.Егораевой 2016-2017
3. Тематические тесты Н.А. Сенина; Ростов-на-Дону; Легион 2015
4. Технологические карты уроков Христенко С.М., Волошина В.П., Смольянова О.Н.; Волгоград, Учитель,2016
5. А.Нарушевич «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»
:6. Н.Сенина «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Поурочно-тематическое планирование
№ Тема занятия Элементы содержания Основные требования к знаниям, умениям, навыкам Практическая часть
Виды контроля Дата
1 Введение. Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Технология написания сжатого изложения (задание 1)
2 Структурные особенности сжатого изложения Тема текста, идея, ключевые слова, микротемаРабота с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Тематический контроль 3 Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. Тематический контроль 4-5 Написание сжатого изложения Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Работа в формате ОГЭ (часть 1-задание 1) 6 Редактирование изложений Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. Уметь редактировать собственный текст. Тематический контроль Технология написания сочинения – рассуждения (задание 15)
7 Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. Тема, проблема, идея, авторская позиция. Уметь: определять тему, проблему, авторскую позицию. Тематический контроль. Отработка задания 2 8 Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с частью 3 (задание 15.1) 9 Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. Отработка задания 15.2 10 Написание сочинения рассуждения с формулировкой и комментарием понятия Структура написания сочинения по предложенной модели (15.3) Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) Отработка задания 15.3 11 Виды речевых ошибок и недочетов. Типология речевых ошибок и недочетов. Знать: типологию речевых ошибок и недочетов.
Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. Тематический контроль. 12 Грамматические нормы Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические. Знать: типологию грамматических норм современного русского языка.
Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения. Тематический контроль. 13 Синтаксические нормы Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей Знать: синтаксические нормы современного литературного языка.
Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения. Тематический контроль. 14 Редактирование и рецензирование сочинений. Сочинение-рассуждение по предложенной модели Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели
Отработка задания 15 Теория и практика. Лексика, грамматика, орфография, пунктуация (задания 2-14)
15 Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. Тема, проблема, идея, авторская позиция. Уметь: определять тему, проблему, авторскую позицию. Тематический контроль. Отработка задания 2 16 Изобразительно-выразительные средства языка Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. Знать: изобразительно-выразительные средства языка.
Уметь: определять в тексте тропы.
Тематический контроль. Отработка задания 3. 17 Орфограммы в приставках Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-.
Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой
Тематический контроль. Отработка задания 4. 18 Орфограммы в суффиксах Правописание суффиксов в различных частях речи. Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи.
Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. Тематический контроль. Отработка задания 5 19 Грамматическая основа Двусоставные и односоставные предложения. Знать виды и способы выражения. подлежащего и сказуемого.
Уметь находить грамматическую основу Тематический контроль. Отработка задания 8 20 Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членов предложения. Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. Тематический контроль. Отработка заданий 8,9. 21 Простое осложненное предложение. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.
Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. Тематический контроль. Отработка задания 9. 22 Простое осложненное предложение Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.
Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при вводных словах. Тематический контроль. Отработка задания 10. 23 Сложносочиненное предложение Сложносочиненное предложение. Части сложного предложения. Знаки завершения. Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы Тематический контроль. Отработка задания 11. 24 Сложноподчиненное предложение Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. Тематический контроль. Отработка задания12. 25 Виды связи слов в словосочетании Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.
Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания Тематический контроль. Отработка задания 7. 26 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении Тематический контроль. Отработка задания 8. 27 Виды односоставных предложений Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения. Знать: структурные особенности односоставных предложений.
Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения. Тематический контроль. Отработка задания 8,12. 28 Бессоюзное сложное предложение Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП. Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП.
Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП. Тематический контроль. Отработка задания13. 29 Способы связи в сложной синтаксической конструкции Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Тематический контроль. Отработка задания 14. 30 Принципы русской орфографии Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания.
Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения. Тематический контроль. 31 Принципы русской пунктуации Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения Тематический контроль. 32 Лексические нормы. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.
Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. Тематический контроль. Отработка задания 6. 33- Выполнение пробной работы в формате ОГЭ Отработка заданий 1-15 Примечание
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,
проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.
Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- уметь воспринимать авторский замысел;
- уметь вычленять главное в информации;
- уметь сокращать текст разными способами;
- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.
Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.
Система работы над сжатым изложением при подготовке в форме основного государственного экзамена
Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста. А разумное сочетание изложения и сочинения составляет идеальную основу в системе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. В настоящее время ещё недостаточно разработаны методико - диагностические материалы по работе над сжатым изложением. Долг учителя - организовать планомерную, квалифицированную работу с текстом изложения.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.
Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.
При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.
1. Слушание текста.
Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.
2. Понимание текста.
Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.
3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.
Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.
4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.
5. Сжатие исходного текста
6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.
При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока. Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением ( текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста. Для мини – изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры ), и фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.
Вот простой алгоритм, который позволит представить работу над изложением в виде последовательности простых шагов:
1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.
2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.
3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.
4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.
5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы пишете в черновике.
6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.
7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы:
- Замена – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова «мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по смыслу.
- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и читабельности.
- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.
8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь, пытаясь снова вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.
9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.
10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в чистовик.
Сжатие исходного текста.
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1. Исключение:
исключение повторов;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
исключение одного или нескольких предложений, содержащих второ-степенную, несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
2. Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части определительным или отрицатель-ным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена прямой речи косвенной.
То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.
-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).
-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.
-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
-Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.
1. При сжатии любого текста обычно
- опускаются диалоги,
- пространные описания природы,
- описания чувств, настроений.
2. При этом сохраняются
- ключевые слова и обороты речи,
- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:
- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
- определение стиля исходного текста;
- определение типа речи;
- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
- выполнение чернового варианта;
- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.
• выучить и пересказать;
• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;
• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.
Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.
В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.
В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.
В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.
Работа над заданием 15.1 (сочинение – рассуждение на лингвистическую тему)
Вопросы подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку волнуют каждого учителя, работающего в девятом классе. За несколько лет мы так или иначе привыкли к написанию сжатого изложения, пробуем писать его с пятого класса, выполняем тестовые работы не только в качестве текущего, но и итогового контроля. Укаждого по этим двум частям экзаменационной работы накоплен достаточный материал и опыт.
А вот третья часть работы меняется и заставляет нас снова и снова ломать голову: как подготовить детей к сочинению. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.
Как сформулировано задание 15.1?
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса цитату….
Цитата ориентирована на любое явление языка (речи), представленное в тексте.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении налингвистическую тему?
Умение рассуждать на лингвистическую тему.
Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения.
Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
Умение пользоваться лингвистической терминологией.
Практическую грамотность.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому,чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы. Я хочу остановиться на работе по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
С чего я начинаю подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему?
Во-первых, начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему сотработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.
Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровнешкольной программы 5 - 9-го классов:
Что изучает лингвистика;
Разделы лингвистики;
Составляем с учащимися таблицу «Лексические, грамматические явления, роль их в тексте».
В-третьих, обязательно разбираем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.Как может быть сформулировано задание 15.1?
В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.
Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
Пишем сочинение по плану 2.
Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл. Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Цитаты, положенные в основу заданий части 3. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько 2015 год.)