Конспект урока на тему: «Богатыри земли русской. Украшение, снаряжение русского богатыря. Портрет русского богатыря».
Тема: «Богатыри земли русской. Украшение, снаряжение русского богатыря. Портрет русского богатыря».
Цели:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Познакомить детей с репродукцией картины Васнецова «Богатыри».Учить учащихся описывать картину, ее сюжет. Настроить детей на самостоятельное изображение на рисунке русского богатыря при помощи фломастеров.
Развивать пространственное и образное мышление, внимание, память, речь учащихся. Обогащать словарный запас детей, развивать мелкую моторику учащихся.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус
Оборудование: фломастеры, карандаши, лист А4, презентация, проектор, ноутбук.
Структура:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Этап подготовки учащихся к усвоению знаний
Самостоятельная работа учащихся
Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент.
(Прозвенел звонок, класс приветствует учителя и гостей на уроке).
У: Здравствуйте ребята, у нас на уроке сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Постановка целей урока.
У: Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней. А также увидим украшения и снаряжения русских богатырей. После чего приступим к портрету русского богатыря, т.е мы его разукрасим.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
У: Как мы с вами узнаем о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?
О: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
У: ребята, подвиги русских героев – богатырей также отражены и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим и побеседуем о ней.
У: Кто изображен на картине художника Васнецова?
О: Три богатыря.
У: Посмотрите внимательно, в центре картины находится самый старший, могучий и опытный богатырь, кто же это?
О: Илья Муромец.
У: Посмотрите внимательно, кто изображен слева от Ильи Муромца?
О: Добрыня Никитич.
У: А кто справа от Ильи Муромца?
О: Алеша Попович.
У: Он самый молодой из этих богатырей, и обладает такими качествами как хитрость, смекалка и дерзость. Куда смотрит каждый из богатырей?
О: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
У: Что охраняют богатыри?
О: Землю русскую, ее границы.
У: Знаете ли вы что главным другом богатырей был конь, лошадь. Приспособление, которое крепится к телу лошади, носит название «упряжь». В нее входит: уздечка, стремена и седло. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
Физкультурная минутка.
У: Посмотрите внимательно, на теле богатырей надета кольчуга – железная рубашка, зачем она нужна?
О: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
У: Кольчуга весила 7 килограммов. Что надето на головы богатырей?
О: Шлем.
У: На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
У: Какие еще доспехи имеются у богатырей?
О: Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.
У: Меч был главным оружием воинов –богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч еще называли булавой. Меч был Русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Повторение правил «Юного художника».
У: Сегодня на уроке для выполнении нашей работы мы воспользуемся только некоторыми правилами «Юного художника». А именно:
Следи за тем, чтобы твои художественные материалы были правильно и аккуратно разложены на столе перед началом работы, а после – убраны в отведенное для них место.
Плотно закрывай фломастеры после работы, чтобы избежать высыхания.
Помни: художники никогда не сгибают свои рисунки.
Критерии оценивания.
У: Работа будет считаться самой лучшей если она будет выполнена полностью, аккуратно разукрашена с гармонично подобранными цветами и выполнена в срок.
Физкультурная минутка.
Самостоятельная работа учащихся.
У: Каким цветом вы разукрасите лошадь?
О: …
У: Какой цвет вы выберите для оформления кольчуги, шлема и т.д.?
О: Серым.
У: Приступаем к работе.
Итог урока. Выставка работ учащихся.
Уборка рабочего места.