Технологическая карта занятия по дисциплине УДп.11 Биология на тему «Изучение строения растительной клетки под микроскопом»

Технологическая карта занятия № 5/2

Дисциплина: Биология
Раздел: Учение о клетке
Тема: Изучения строения растительной клетки под микроскопом
Вид занятия: практическое
Цели занятия:
Образовательные:
стремиться к выработке навыков по изготовлению препаратов;
научить связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
систематизировать знания студентов по теме для выработки умений и навыков при работе с микроскопом;
систематизировать знания по изучению строения растительной клетки под микроскопом;
показать роль и значение имеющихся практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

Развивающие:
способствовать развитию логического и аналитического мышления;
развивать умение оценивать, обобщать информацию о строении и функциях растительной клетки;
содействовать формированию навыков самостоятельной работы студентов.

Воспитательные:
стремиться к воспитанию исполнительности, аккуратности, добросовестности, умению работать в коллективе, чувства ответственности за порученное дело;
воспитывать внимательность, ответственность, интерес к избранной специальности.

Структурно-логические связи:
Внутрипредметные связи:
Тема «Химический состав клетки»;
Тема «Прокариотическая клетка».
Тема «Обмен веществ и превращение энергии».
Тема «Деление клетки. Митоз»;
Раздел «Эволюционное учение».

Межпредметные связи:
Микробиология, физиология питания, санитария, тема «Морфология микроорганизмов»;
Физическая и коллоидная химия, тема «Диффузия и осмотическое давление»;

Средства обучения:
1. Учебно-информационные материалы:
учебное пособие:
Мамонтов С,Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. Заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 317 с.: ил.;
Полянский Ю.И. Общая биология (10-11 класс). М.: Просвещение, 1992;
электронная презентация «Клеточные структуры и их функции» (приложение);
задания для практического занятия.

2. Технические средства:
ПК, обеспеченный соответствующим программным обеспечением;
видео-проектор.

Квалификационные требования: студенты должны:

знать:
иметь представление о строении эукариотической клетки;
сущность строения и функции мембранных и немембранных компонентов клетки;
основные принципы работы с микроскопом, готовыми микропрепаратами;
основные принципы приготовления препаратов.
уметь:
работать с учебно-информационными материалами;
работать с микроскопом и готовыми микропрепаратами;
изготовлять микропрепараты;
связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
самостоятельно изучать строение растительной клетки.

Подготовительный этап:
1. Подготовка раздаточного материала.
2. Разработка электронного пособия.
3. Разработка заданий для практической работы.

Проект занятия

Время
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

1-2 мин.
I. Организация занятия:


приветствие студентов;
вступительное слово преподавателя;
проверка явки и готовности аудитории;
психологический настрой на занятие;
ответы на вопросы студентов;
определение целей и задач занятия.
приветствуют преподавателя;
заканчивают подготовку рабочих мест;
регистрация отсутствующих;
задают вопросы преподавателю;
настраиваются на выполнение задач занятия, определяют свои цели.


10 мин
II. Проверка степени подготовленности студентов к выполнению практической работы:


преподаватель задаёт вопросы, которые помогают учащихся вспомнить материал, который изучался ранее, актуализирует знания для выполнения практического задания.
Какими основными чертами строения характеризуется растительная клетка? Приведите примеры?
Что такое органоиды клетки?
Перечислите органоиды клетки?
Можно ли увидеть невооруженным глазом строение клетки?
Что такое микроскоп?
Назовите составные части микроскопа?
Какие правила работы с микроскопом вам известны?
Что такое разрешающая способность?
Что такое пиноцитоз?
Что такое фагоцитоз?
студенты устно отвечают и задают вопросы методом цепочки;
дополняют ответы.



1-2 мин
III. Инструктаж по выполнению практической работы:


знакомит студентов с этапами работы;
поясняет условия практических заданий;
поясняет ход выполнения работы.
знакомятся с условиями практического задания;
уточняют ход выполнения работы;
производят необходимые записи в тетрадях.

60-70 мин
IV. Выполнение практической работы:


оказывает индивидуальную помощь;
контролирует ход выполнения работы по этапам.

- внимательно изучают условие задания;
- выполняют работу по этапам;
- уточняют ход работы у преподавателя;
- получают индивидуальную консультацию;
- делают выводы.


2-3 мин
V. Подведение итогов практического занятия и оценка деятельности студентов:


обобщает работу студентов;
проверяет правильность выполнения заданий;
задает уточняющие вопросы;
оценивает, комментирует знания и практические навыки, умения студентов.

сообщают итоги работы;
уточняют отдельные результаты;
участвуют в оценке своей деятельности.

1-2 мин
VI. Задания для самостоятельной работы студента:


повторить тему «Строение и функции растительной клетки»;
составить ребус «Строение растительной клетки»;
отвечает на вопросы студентов;
настраивает на самообразование
записывают домашнее задание;
задают уточняющие вопросы;
уточняют ход выполнения домашнего задания.



Преподаватель: Валова Н.А.
15