Рабочая программа по биологии Мир под микроскопом (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куркинская СОШ №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_________________
Г.Г. Прошин
«____» ___________ 2016года «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по воспитательной работе __________________________
Г. Н. Тимохина
«____» __________ 2016года
Программа кружка по биологии
«Мир под микроскопом»
Возраст учащихся 6 класс
(внеурочная деятельность) на 2016-2017 учебный год.
Руководитель кружка:
учитель информатики, биологии и химии
Иконская Е.О..
р.п. Куркино 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5-7-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Мир под микроскопом» отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Кружковая работа». (Проектная деятельностьНесмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с проектной деятельностью, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской, проектной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, делать проекты, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных проектов, устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса.
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка. Проектная и исследовательская деятельность.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы ТБ. ОТ. при работе в лаборатории.
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Овладение методикой работы с микроскопом. Изучение клеток с помощью лупы и под микроскопом.
Клетка: строение, состав, свойства (4 ч).
Клетка – структурная единица живого организма
Изготовление микропрепаратов растений и их изучение (10 ч).
Клетки растений под микроскопом.
Приготовление препарата кожицы лука, листа элодеи, листьев, побегов, корней разных мест обитания и их изучение под микроскопом.
Приготовление препарата мякоти плодов томата, арбуза, яблока, шиповника и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч)
Бактерии. Микроскопические грибы.
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Роль бактерий в жизни человека.
Лишайники под микроскопом (1ч)
Строение, разнообразие лишайников, их роль в природе.
Водоросли под микроскопом (2ч)
Знакомство с клеточным строением нитчатой водоросли Спирогиры.
Приготовление микропрепарата водоросли и изучение его под микроскопом.
Одноклеточные животные под микроскопом (3ч)
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: амёбы обыкновенной.
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: инфузории-туфельки.
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: эвглены зелёной.
Ракообразные, насекомые под микроскопом (2ч)
Циклоп – как представитель ракообразных.
Комар, пчела.
Подготовка проектов (1ч)
Подведение итогов работы кружка (3 ч).
Защита проектов.
Подведение итогов работы кружка.
Учебно-тематический план.
Наименование темы Количество
часов Форма
проведения
занятия Образоват.
продукт Сроки проведения
Теория Практика план факт
Вводное занятие. (1ч)
Цели и задачи, план работы кружка. 1 Беседа конспект Биологическая лаборатория и правила работы в ней. (1ч)
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. 1 Беседа конспект Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. (2ч)
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Овладение методикой работы с микроскопом. Изучение волокон ваты под микроскопом. 1 1 Рассказ с элементами беседы. Л/р. конспект. Результаты Л/р. Клетка: строение, состав, свойства. (4ч)
Клетка – структурная единица живого организма.
1 3 Рассказ с элементами беседы. Л/р. Конспект. Оформление результатов л/р. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Проектная деятельность. (10 ч).
Клетки растений под микроскопом.
Приготовление препарата кожицы лука, листа элодеи, листьев, побегов, корней разных мест обитания и их изучение под микроскопом.
Приготовление препарата мякоти плодов томата, арбуза, яблока, шиповника и их изучение под микроскопом.
1 10 Рассказ с элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Бактерии (1ч)
1 1 Рассказ с элементами беседы. Конспект, коллекция семян и плодов. Грибы под микроскопом (4 ч)
Микроскопические грибы.
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Роль бактерий в жизни человека. 1 3 Рассказ с элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Стенгазета, буклет Лишайники под микроскопом (1ч)
Строение, разнообразие лишайников, их роль в природе. 1 Рассказ с элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Коллекция лишайников. Водоросли под микроскопом (2ч)
Знакомство с клеточным строением нитчатой водоросли Спирогиры.
Приготовление микропрепарата водоросли и изучение его под микроскопом.
2 Рассказ элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Одноклеточные животные под микроскопом (3ч)
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: амёбы обыкновенной.
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: инфузории-туфельки.
Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: эвглены зелёной. 3 Рассказ элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Ракообразные под микроскопом (1ч)
Знакомство со строением, образом жизни и ролью в природе дафнии.
Циклоп – как представитель ракообразных. 1 Рассказ с элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов п/р. Насекомые под микроскопом (1ч)
.
Внешнее строение комара, пчелы.
Рассказ с элементами беседы. Л/р.
Конспект. Оформление результатов л/р. Подготовка проектов (1ч)
1 Рассказ с элементами беседы.
Конспект. Оформление результатов Подведение итогов работы кружка (3ч).
Защита проектов. Подведение итогов работы кружка. 3 3 Представление результатов работы. Результаты работы. Отчёт о проделанной работе. Всего: 35ч 9 26 Учебно-методическое обеспечение:
Учебник В.И. Пасечник «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» - изд –во Дрофа , 2013г.
Н.М Верзилин «Путешествие с комнатными растениями»- изд –во «Детская литература»,Ленинград, 1970 г.
Д.Г. Хессайон, «Все о комнатных растениях», изд –во Кладезь, 2005.
В. В. Воронцов, «Уход за комнатными растениями», изд – во Фитон, 2005.
Высоцкая М.В. «Биология и экология. Проектная деятельность учащихся», изд –во «Учитель», 2007 год.
http://www.flowers-dom.ru/ http://home-flora.ru/ http://www.klumba.info/statiya/statiya_29.htМатериально – техническое обеспечение программы.
Микроскопы (6 экземпляров)
Предметные и покровные стекла, препаровальные иглы (6 наборов).
Приборы для микросрезов (6 экземпляров).
Комнатные растения
Компьютер