Проект по биологии Мир под микроскопом 6 класс ФГОС
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического
совета протокол №__
от 28 августа 2015 года
Председатель педсовета
_____________ Н.А.ИвановаПодпись, печать ОУРАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
«Мир под микроскопом»
для учащихся 6-х классов
(ФГОС второго поколения)
Составитель программы:
Смирнова Марина Анатольевна,
учитель I квалификационной категории
г. Рыбинск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
1. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир по микроскопом» по обще интеллектуальному направлению в 5-х классах составлена на основе пособия: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.А. Горского, Москва: - «Просвещение», 2011.
2. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в 2014-2015 учебном году
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М.-2011, Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект
«Внеурочная деятельностьшкольников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Письмо Министерства образования и науки №03 – 296 от 12 мая 2011. «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном годуСоставитель: Немцева Т. В., старший преподаватель кафедры естественно математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО (word-файл191 Кб)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 50 с. — (Стандарты второго поколения). Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.
Основная образовательная программа ООН МОУ СОШ № 17 им. А.А. Герасимова г. Рыбинска.
3. Назначение программы, актуальность, перспективность
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Занятия по данному направлению организованы для 5-х классов, которые уже знакомы по урокам «Окружающего мира» с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Знания, полученные в ходе реализации программы, позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
4. Место и роль программы в образовательной программе школы, количество учебных часов
Курс, рассчитан на 34 часа в год. На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - обще интеллектуальное направление.
Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла. Включает теоретические и практические занятия.
5. Цель рабочей программы:
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
6. Задачи рабочей программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Познавательный аспект.
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект.
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитательный аспект.
воспитание системы межличностных отношений;
развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
7. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания обучающихся.
8. Принципы, на которых строится данная программа
Основной особенностью подросткового возраста является начало перехода от детства к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в познавательной, личностной сферах, учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизацииУважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
10. Методы и формы работы, учитывающие возрастные особенности учащихся
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
11. Информация о продолжительности занятий, характеристика места проведения занятий
Продолжительность занятий – один академический час. Место проведения – кабинет «Химии».
12. Основные виды деятельности
Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
13. Формы проведения занятий
Индивидуальная работа, парная работа, групповая работа; различные познавательные виртуальные экскурсии; участие в выставках, устных журналах, в заседаниях круглого стола; практическая работа; учебные опыты и эксперименты; конкурсы и игры.
14. Преимущественные формы достижения результатов
Уровни воспитательных результатов
Виды внеурочной деятельности Приобретение школьником новых социальных знаний Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
1. Познавательная - познавательные занятия курса, направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях,).
- познавательные акции (викторины,), организуемые педагогом для детей.
- детские исследовательские проекты. - познавательные занятия курса по общеинтеллектуальной(участие в выставках
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.
- детские исследовательские проекты социальной направленности. - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.
- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.
15. Способы проверки и система отслеживания ожидаемых результатов
Особенностями системы проверки и отслеживания ожидаемых результатов являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики проекта (творческой работы). Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфель достижений школьника в рамках данного курса состоит из творческих работ и проектов. Выход за пределы аудитории – организация мастер – классов на общешкольном уровне.
Планируемые результаты реализации Рабочей программы
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы / сформированы умения Учащийся получит возможность для формирования
Формирование личностных УУД • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Формирование регулятивных УУД• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
Формирование познавательных УУД• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Формирование коммуникативных УУД использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
Основы смыслового чтения и работа с текстом • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение интереса к предмету биология, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта наблюдения за биологическими объектами и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации), в том числе и в открытой общественной среде.
1. Результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о биологии как науке, которая изучает живые оганизмы, их происхождение, развитие, особенности строения, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой.
2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений учащихся к родной природе, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня: учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; взятия на себя ответственности за других людей.
16. Формы подведения итогов
ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
1. Сообщения:
1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии.
3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.
4) Малярия или перемежающая лихорадка.
5) Трипаносома – возбудитель сонной болезни.
6) Жгутиконосцы - симбионты.
2. Работы исследовательского характера:
1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».
2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных раздражителей и поглощение веществ».
«Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов».
«Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
Возможны другие темы.
ПЛАН ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Формулировка темы исследования.
2. Исполнители (фамилия, имя, класс, школа)
3. Актуальность исследования (чем интересна, в чем важность исследования,
почему выбрана именно эта тема)
4. Цель работы.
5. Задачи исследования.
6. Гипотеза (возможные результаты)
7. Методика проведения исследования.
8. Результаты.
9. Выводы.
Содержание программы.
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы курса.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма (3 ч).
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч).
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч).
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч).
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.
Исследовательская работа (8 ч).
Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.
Польза и вред микроорганизмов. (3 ч).
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Подведение итогов работы (3 ч).
Представление результатов работы. Анализ работы.
Наименование модуля Количество часов
Формируемые УУД
Модуль 1
Вводное занятие.
1 Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать).
Модуль 2
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
1 Знакомятся с правилами техники безопасности, формируют представление о правилах техники безопасности при работе в кабинете.
Модуль 3
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
4 Работа с микроскопом и другими увеличительными приборами, применение методов изучения природы на практике.
Модуль 4
Клетка – структурная единица живого организма.
3 Изучают строение клеток различных живых организмов на готовых микропрепаратах.
Модуль 5
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.
3 Учатся самостоятельно готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
Модуль 6
Грибы и бактерии под микроскопом.
5 Рассмотрение других организмов под микроскопом и формирование представлений об особенностях их строения и развития.
Модуль 7
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.
4 Формирование представления о приготовлении питательной среды для живых организмов, выращивание колоний микроорганизмов.
Модуль 8
Исследовательская работа.
8 Работают с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения.
Модуль 9
Польза и вред микроорганизмов. 3 Работают с научными источниками информации и выделяют пользу и вред микроорганизмов.
Модуль 10
Подведение итогов работы.
3 Оформляют результаты, готовят выступления, оценивают вклад в работу других учеников.
Календарно-тематический план
Но н мер
занятия тема занятия Планируемые образовательные результаты изучения раздела Виды контроля и обратной связи Информационные ресурсы
личностные (ЛУУД) метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД предметные 1. Вводное занятие получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к интеллектуальной деятельности КУУД
научится:
совместно договариваться о правилах общения и поведения
Формировать навыки работы в группе, интерес к познанию Беседа, конспект
Цели и задачи, план работы кружка.
2. Биологическая лаборатория и правила работы в ней получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к интеллектуальной деятельности получит возможность научиться:
умению слушать и понимать других Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Беседа, конспект, оформление альбома
Оборудование биологической
лаборатории.
3. Методы изучения биологических объектов. получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать РУУД:получит возможность научиться: выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи Знать методы изучения биологических объектов. Беседа Конспект оформление альбома
ИКТ
4. Увеличительные приборы получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Знать устройство светового и цифрового микроскопов Рассказ с элементами
беседы.П/р. "Кристаллы под микроскопом.
Песок под микроскопом."
Оформление графических работ в альбоме. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
5. Овладение методикой работы с микроскопом получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Уметь пользоваться микроскопами, знать правила работы/ Рассказ с
элементами
беседы. П/р. "Завтрак под микроскопом. Изучение капли молока, сока, кефира под микроскопом. Изучение продуктов питания под микроскопом." Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
6. Овладение методикой работы с микроскопом получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Уметь пользоваться микроскопами, знать правила работы/ Рассказ с элементами беседы. Пр р. .Исследование микроскопического строения пищевой поваренной соли, сахара, бумаги и человеческого волоса..
Животные под микроскопом. Рассматривание частей тела насекомых под микроскопом (крылья мухи, бабочки, усики насекомых, волоски на теле насекомых). Оборудование биологической
лаборатории.
7. Клетка: строение, состав, свойства. получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
получит возможность научиться: выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи Знать виды клеток, их строение, уметь называть части клеток,
Видеть их под микроскопом Рассказ с элементами
беседы. Конспект
Оформление графических работ в альбоме. Оборудование биологической
лаборатории.
.
8. Микропрепараты. РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Методы приготовления и изучение препаратов
«живая клетка», Рассказ с элементами беседы. Л/р Рассматривание микропрепаратов клеток Оформление результатов л/р. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
9. «Фиксированный препарат». получит возможность научиться:
умению слушать и понимать других Понятие о "фиксированном препарате" Рассказ с элементами беседы. Л/р. Оформление результатов л/р. Оборудование биологической
лаборатории.
10. Изучение растительной клетки получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Уметь приготовить препарата кожицы лука Рассказ с элементами беседы. Л/р. "Приготовление препарата кожицы лука" Оформление результатов л/р. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
11. Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности ПУУД возможность научиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы
Уметь приготовить препарата мякоти плодов томата, яблока Рассказ с элементами
беседы. Л/р. Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока Оформление результатов л/р. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
12.
Приготовление препарата картофеля и их изучение под
микроскопом. получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности ПУУД получит
возможность научиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы
Уметь приготовить препарата картофеля
Рассказ с элементами беседы. Л/р. Приготовление препарата картофеля и их изучение под
микроскопом. Оформление результатов л/р. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
13. Грибы и бактерии. получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к интеллектуальной деятельности РУУД научится:
наблюдать и анализировать
получит возможность научиться: выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи Знать виды грибов и бактерий. Лекция с элементами
беседы. . Конспект
Работа с рисунками Викторина о грибах
Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
14. Микроскопические грибы получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к интеллектуальной деятельности получит возможность научиться:
умению слушать и понимать других Микроскопические грибы. Лекция с элементами
беседы. Работа с рисунками Проклятие Фараонов под микроскопом. Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
15. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. ПУУД
получит возможность научиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы Иметь представление о плесени и уметь изучать ее под микроскопом Лекция с элементами
беседы. Л/р. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
16. Приготовление культуры Сенной палочки получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности ПУУД научится:
опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
получит возможность научиться:
- осуществлять навыки самостоятельной работы Уметь приготовить сенной настой и вырастить культуру Сенной палочки и изучить её под микроскопом Лекция с элементами
беседы. Л/р. Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
17. Изучение под микроскопом культуры сенной палочки получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности ПУУД получит возможность научиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы
изучить её под микроскопом Лекция с элементами
беседы. Л/р. Изучение под микроскопом культуры сенной палочки Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
18. Колонии микроорганизмов. получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к исследовательской деятельности РУУД получит возможность научиться: выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Лекция с элементами
беседы. Конспект
Работа с рисунками. Презентации
Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
19. Питательные среды для выращивания микроорганизмов получит возможность научиться:
умению слушать и понимать других Уметь готовить питательные среды для выращивания микроорганизмов Лекция с элементами
беседы. Л/р. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.
Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
20. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом ПУУД получит возможностьнаучиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы Уметь готовить питательные среды для выращивания микроорганизмов Лекция с элементами
беседы. Л/р. Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
21. Изучение колоний под микроскопом ПУУД научится:
опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
получит возможность научиться:- осуществлять навыки самостоятельной работы Уметь готовить питательные среды для выращивания микроорганизмов Лекция с элементами
беседы. Л/р. Конспект
Работа с рисунками Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
22. Поиск информации. получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать РУУД получит возможность научиться: выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество Работа с интернетом и литературой по поиску информации Интернет ресурсы
23. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать получит возможность научиться:
умению слушать и понимать других умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество Исследовательская работа.
Оборудование биологической
лаборатории.
24. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и дрполучит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать РУУД научится:
наблюдать и анализировать
умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество Исследовательская работа.
Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Исследовательская работа.
"Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.)" Оборудование биологической
лаборатории.
25. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать РУУД научится:
наблюдать и анализировать
умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество Исследовательская работа.
Микроскоп. Оборудование биологической
лаборатории.
26. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать РУУД научится:
наблюдать и анализировать
Исследовательская работа.
27. Оформление результатов исследовательской работы. получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать КУУД
научится:
совместно договариваться о правилах общения и поведения
развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Оформление и
представление
результатов работы.
Интернет, ИКТ
28 Оформление результатов исследовательской работы. получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать КУУД
научится:
совместно договариваться о правилах общения и поведения
совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— умениям самостоятельно и совместно принимать решения.
Оформление и
представление
результатов работы.
29. Защита исследовательских работ получит возможность для формирования:
исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать КУУД
научится:
совместно договариваться о правилах общения и поведения
совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— умениям самостоятельно и совместно принимать решения. Представление
результатов работы. ИКТ
30. Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к интеллектуальной деятельности КУУД научится: строить суждение, высказывания о предметах или явлениях
получит возможность научиться:- устанавливать логические связи типа причина- следствие между явлениями Знать факторы окружающей среды, влияющие на рост и развитие микроорганизмов Рассказ с элементами
беседы. Конспект.
Оформление результатов
Интерактивная доска, презентации
31. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. КУУД научится:строить суждение, высказывания о предметах или явлениях
получит возможность научиться:- устанавливать логические связи типа причина- следствие между явлениями Иметь понятие об антибиотиках Рассказ с элементами
беседы. П/р. Конспект.
Оформление результатов
п/р.
Интерактивная доска, презентации
32. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. КУУД научится:строить суждение, высказывания о предметах или явлениях
получит возможность научиться:
- устанавливать логические связи типа причина- следствие между явлениями развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Презентации ИКТ Интерактивная доска, презентации
33. Представление результатов работы. будут сформированы
способность к самооценке на основе критерия успешности интеллектуальной деятельности
РУУД
Научится Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное времяразвитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Представление учащимися своих работ, решение заданий из творческих работ учащихся ИКТ Интерактивная доска, презентации
34. Представление результатов работы. будут сформированы
способность к самооценке на основе критерия РУУД научится Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время;
успешности интеллектуальной
деятельности РУУД научится Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное времяуметь обрабатывать информацию Представление учащимися своих работ, решение заданий из творческих работ учащихся ИКТ
35. Анализ работы. уметь обрабатывать информацию Составление отчета о работе курса коллективное составление репортажа Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
14. Способы проверки и система отслеживания ожидаемых результатов
коллективная оценка результатов практических работ по полученным результатам:
индивидуальная оценка результатов практических работ учителем по полученным результатам:
участие в научно-исследовательских ученических конференциях
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для реализации поставленной цели и задач педагогом дополнительного образования используется следующая литература:
Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
2. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. Биология в школе 1991г. № 6.
3. Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в биотехнологии. Биология в школе, 1993г, №1
4. Л. Н. Дорохина, А.С.Нехлюдова, Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии, Москва.1990г.
5. Н.М.Антипова, М.П.Травкин. Бактерии как объект изучения.
6. А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
7. М. И. Бухар Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.
8. А.А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.
9. Л.В.Янушкевич Многообразие простейших Биология в школе, №4 2003г.
10. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов Биологический эксперимент в школе. Москва: «Просвещение», 1990г.
11. Биология в школе 2005 № 7 Лабораторные опыты по экологии
Литература для родителей:
А.Яхонтов Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.
Жизнь растений, Том 1
Литература для детей:
Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
М. И. Бухар, Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.
А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
Энциклопедия для детей «Хочу всё знать», т. 8