Статья на тему Системно — деятельностный подход в обучении русскому языку
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку (из опыта работы).
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается с детства, человек обладает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Как воспитать интерес и уважение к родному языку? Системно-деятельностный подход в обучении меня привлек организацией развития ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализацияучебной деятельности (УД) самого обучающегося. Продуктом УД «являются изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. В этом и заключается ее основная особенность» (Эльконин Б.Д.). Как учитель, осуществляющий системно-деятельностный подход, я понимаю, что содержание предмета должно соответствовать двум задачам: создание условия для формирования субъекта УД и развитие на основе универсальных учебных действий (УУД) личности обучающегося. Для реализации принципа исследовательской деятельности необходимо выстроить содержание урока так, чтобы было возможно введение системы учебныхзадач. Требуемое содержание – система научных понятий. В содержании русского языка как предмета необходимо решить две задачи:1.Реализация целей обучения русскому языку (овладение языковыми и речевыми умениями).2.Реализация целей формирования субъекта УД. Вторая система задач определяет первую. При этом в системе лингвистических понятий выделяется одно понятие – системообразующее, что дает возможность осуществления поисковой деятельности обучающихся. Эта деятельность обнаруживает частные понятия, устанавливает связи между ними. Таким образом формируются осознанные и общие, и частные способы действия, то есть приобретаются новые знания, новые способности. Обучая русскому языку, стараюсь создать условия для осознания языковых единиц, что способствует развитию лингвистического мышления. Основная часть учебного времени отводится на организацию поисково-исследовательской деятельности, что ведет к сокращению количества тренировочных упражнений. Это обстоятельство обостряет проблему формирования орфографических и пунктуационных навыков: к концу начальной школы они ещё не успели сформироваться. Очень полезно в 5 - 6 классах продолжить работу по осознанию и усвоению правил графики. Необходимо практиковать упражнения в орфографическом проговаривании специально подобранных словосочетание и предложение (опыт московского учителя Тоцкого П.С.). Самым эффективным упражнением по формированию орфографического навыка является списывание текста по алгоритму, так как этот алгоритм включает в себя все этапы орфографического действия. К таким упражнениям можно отнести и специальные задания на развитие орфографической зоркости: а) нахождение орфограммы в готовом тексте; б) в словах (или тексте), заданных на слух; в) построение буквенной записи текста с пропуском имеющихся в нем орфограмм. Наибольшую трудность представляет выявление содержания понятий звук и буква. Хорошая фонетическая подготовка – основа преемственности, так как без фонетики нельзя научить лексике, грамматике, морфологии. Следует развивать и поддерживать стремление детей постоянно проверять себя по словарю, что способствует созданию условий для самообразования даже во время диктантов, чтобы воспиталось чувство неприятия ошибки. Поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, которая отвечает целям и содержанию системно-деятельностного подхода в обучении. Моя основная задача – организовывать, направлять, корректировать исследовательскую деятельность обучающихся, то есть найти неизвестный способ действия. Учебная поисковая деятельность по самой своей сути является коллективно-распределительной. Работая с группами, необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить эмоциональную и содержательную поддержку. Поэтому необходимо создавать ситуации, в которых неизбежно возникнут вопросы. Все вопросы должны поощряться, но оцениваться не сразу. Можно позволить обсуждению уйти в сторону или зайти в тупик. Но самое важное – уметь вернуть диалог к необходимому направлению. Учебный процесс не пойдет на должном уровне, если не будет грамотно подобрано содержание. Не любая задача может вызвать воодушевление и вдохновение при ее решении, а значит, не получится учебный диалог, не состоится дискуссия. Системно-деятельностный подход требует тщательного продумывания тематического планирования. Это позволяет учитывать преемственность и перспективность в обучении. Тематические планы должны раскрывать системный подход в обучении русскому языку. Структура уроков предполагает организацию деятельности обучающихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Стараюсь организовать эту деятельность по принципу доступности, но ориентацией на «зону ближайшего развития». Идея сотрудничества стимулирует совместный поиск, веру ученика в свою защищенность и право на ошибку, на утверждение себя через поиск и преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой – веру учителя в духовные силы своих учеников.