Статья Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы
Вероника Владимировна Паращенко,
заместитель директора по УВР школы «Аврора»,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы
( На примере формирования читательских компетенций на уроках литературы)
С вступлением в силу федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» инклюзивное образование получило поддержку на государственном уровне и постепенно становится нормой общества.
Что понимается под этим термином? Инклюзивное образование – это процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей, иначе говоря, инклюзивное образование – это совместное образование ( обучение, воспитание, развитие) детей нормы и детей с ОВЗ.
С какими проблемами сталкиваются учителя и специалисты при организации инклюзивного образования в школе?
Как учить ребенка с ОВЗ? Какими должны быть методы и приемы обучения и включения в образовательную деятельность класса?
Как оценивать учебную деятельность ученика, если он не усваивает общеобразовательную программу?
Когда использовать личностно – ориентированную и нормо – ориентированную оценку?
Как выставлять оценки за контрольные, срезовые, проверочные работы, если дети с ОВЗ с ними не справляются?
Как переводить ученика в следующий класс, если программа в полном объёме не освоена?
Как готовить детей с ОВЗ к государственной итоговой аттестации 9 и 11 классов?
Вопросов накопилось много, а ответы мы можем найти, только пробуя в них разобраться. Если у ребенка есть заключение ПМПК, то в нем уже прописаны методы и условия, рекомендуемые именно ему. Учителю есть, на что опираться. Алгоритм педагога состоит в следующем:
ознакомиться с рекомендациями по обучению ребенка с ОВЗ;
2. на основе тематического планирования составить таблицу адаптации учебного материала (увеличение, сокращение часов на определенные темы, объединение возможных тем, отбор материала для домашнего задания);
составить технологические карты урока с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка с ОВЗ;
начать консультативную работу с родителями.
Последний пункт очень важен, так как именно родители, как правило, играют роль неформального тьютора своего ребёнка. Если контакт будет налажен, они станут первыми помощниками в обучении и социализации ребенка.
Однако гораздо чаще мы встречаем учеников, вид программы которых не установлен, потому что родители категорически против ПМПК. Родители, не принимая проблем ребенка, только усугубляют его положение. Во – первых, это означает, что ученик должен обучаться по основной общеобразовательной программе, как класс возрастной нормы. Это ведет к трудностям усвоения учебного материала, перегрузке, утомлению и ухудшению состояния здоровья. Во – вторых, как следствие неуспешности, возникают снижение самооценки и низкий уровень социализации. Что должен делать учитель, если у ребенка нет заключения ПМПК?
Получить консультативную помощь коллег ( учителя начальной школы, предметника, прежде работавшего в этом классе, школьного психолога и т.д.);
провести нормо – ориентированную стартовую диагностику по своему предмету и определить уровень знаний обучающегося;
составить таблицу коррекции неусвоенных знаний и адаптацию новых тем.
изучить методы и приёмы обучения и включения детей с ОВЗ по возможным источникам на основе полученных консультативных сведений
составить технологические карты урока с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка с ОВЗ;
начать консультативную работу с родителями.
Последний пункт самый трудный. Родители уходят от проблемы, поэтому работу с ними нужно выстраивать постепенно и делать это нужно непременно, защищая интересы ребенка. Ели контакт будет налажен, то в 9 и 11 классах такой ученик на основании ПМПК будет иметь возможность сдать государственную итоговую аттестацию в посильной ему форме.
Одним из самых трудных вопросов в организации обучения ребенка с ОВЗ является его оценивание. Если выставлять только нормо – ориентированную оценку, то поддерживать учебную мотивацию ребенка будет очень сложно. Более того, это может вызвать неадекватную ( порой, агрессивную) реакцию и ребёнка, и его родителей. Ответ лежит на поверхности: в школе необходимо создать локальный акт о применении личностно – ориентированной и нормо – ориентированной оценки, где будут закреплены правила их применения.
На примере ребенка с расстройством аутистического спектра мы предлагаем проследить, как у него формируются учебные действия, а конкретно, читательские компетенции, методом накопления на уроках литературы.
Несколько слов об особенностях этих детей:
ребёнок с РАС не может самостоятельно организовать свою учебную деятельность, у него возникают проблемы с планированием и соответствием сразу нескольким требованиям;
такой ребенок не готов просто выполнять требования учителя. Любое обращенное к нему требование должно быть аргументировано: почему ему надо действовать так, а не иначе;
у такого ребёнка имеются проблемы с чувством времени. Темп его работы более медленный, он не может уложиться в отведенное время;
любое изменение привычного распорядка: замена или отмена урока, отсутствие учителя, замена кабинета – вызывают у него панику;
несформированность бытовых навыков, необычные интересы, стереотипные действия могут вызвать неприятие или насмешки окружающих;
аутичный ребёнок не понимает контекста, воспринимает всё буквально и, соответственно, не в состоянии понять, когда шутят, а когда говорят серьёзно. Он не понимает иронии, поэтому могут возникнуть конфликтные ситуации;
в действиях такого ребенка есть своя внутренняя логика, но она абсолютно нестандартна, и учитель может воспринимать его поведение как каприз или сознательную провокацию;
он не выносит нарушения правил кем – нибудь другим (неважно, ребёнком или учителем);
отношение к учителю и отношение к предмету для ребенка с РАС – одно и то же. Он не сможет учиться у педагога, со стороны которого ощущает недоброжелательность.
Как же построить работу, если в классе учится такой ребёнок? Основным принципом обучения становится принципы индивидуального подхода и инклюзии
( включения ребёнка в образовательную деятельность), а методом обучения - становится дифференцированное обучение. Рассмотрим пример включения ребенка с РАС . Урок внеклассного чтения по роману В.Каверина «Два капитана» ( 6 класс):
1 этап – опережающее домашнее задание для летнего чтения:
класс – прочитать весь роман;
ребенок с ОВЗ – чтение ключевых глав ( по отбору учителя) с ведением читательского дневника 9 название сцены – главные герои – краткое содержание). Помощь родителей.
2 этап (за неделю до урока): класс делится на группы: сильные ученики готовят индивидуальные сообщения: («История Географического общества»,
«Экспедиция лейтенанта Седова», « История полка бомбардировщиков дальней авиации, в первые дни бомбившего Берлин», «Карта дрейфа капитана Татаринова» и др.)
Основная группа делится на подгруппы по количеству ключевых сцен. Их домашнее задание – подготовить её подробный пересказ.
Ребенок с ОВЗ: подготовить пересказ отрывка по заданию учителя (не более 10 предложений текста).
3 этап (анализ текста): Урок внеклассного чтения ( отрывок):
Ученики работают по очереди над анализом своего эпизода. Сильные ученики входят по одному в состав той группы, которой нужны их знания. Они делают сообщения в необходимый момент. Ученик с ОВЗ назначается главным экспертом и выносит оценочные суждения по каждой сцене. Таким образом, мы не только поднимаем социальный статус ученика с ОВЗ, но и включаем его в каждый момент урока.
пересказ отрывка;
по читательскому дневнику назвать ключевые сцены и главных героев;
вынести суждение (Хороший человек Валька? А Ромашка?) Оценочные суждения однозначные и односложные. Это под силу ребенку с ОВЗ. Одновременно такие оценки характерны для роли главного эксперта, который «выносит вердикт».
Если по ходу анализа учителю необходимо поработать с классом или группой, то в это время ученик с ОВЗ работает индивидуально. Для этого готовятся специальные задания. Например:
Распределить карточки с именами героев на положительных и отрицательных;
Работа с иллюстрациями к роману: узнать героя, сцену, описать изображенное на иллюстрации. ( Можно привлечь консультанта из числа сильных детей)
4 этап( домашнее задание):
Основная группа: написать сочинение. Темы:
Мой любимый герой ( учим элементам литературной характеристики персонажа).
Мой любимый эпизод романа ( учим анализу эпизода).
Почему роман называется «Два капитана»?
В чем смысл клятвы «Бороться, искать, найти и не сдаваться»?
Также, эти темы помогают отрабатывать навыки написания сочинения – рассуждения.
Ребенок с ОВЗ выполняет задание по выбору: письменный ответ на вопрос ( не более 6 – 8 предложений), тест по содержанию романа, иллюстрация к роману ( Шхуна «Святая Мария», море, ледяная пустыня и
т. д.). Сложность задания зависит от степени заболевания ребенка.
Таким образом, выполняя посильные задания, ребенок с ОВЗ может социализироваться и получать нормо-ориентированные оценки за свою учебную деятельность.
Итак, чтобы инклюзивное обучение было успешным, учителю необходимо изучить специальные педагогические методы обучения и воспитания и создать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Полученные знания помогут правильно построить учебное занятие, которое будет продуктивным как для детей нормы, так и для ребенка с ОВЗ.
15