Формирование позитивной социализации через организацию взаимосвязи логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
Формирование позитивной социализации через организацию взаимосвязи логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
Куклина О.В.
МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» город Прокопьевск,
Кемеровская область, Россия
Социально-педагогическая реабилитация приобретает важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы обеспечивать интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей-инвалидов с недоразвитием речи способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами. Одной из таких проблем является нарушение общения ребенка с социумом. Речевые нарушения создают серьезную проблему, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными. Работа логопеда в нашем учреждении ориентирована на оказание комплекса услуг. Одним из таких видов деятельности, является формирование позитивной социализации через взаимосвязь с родителями. Развитие речи ребенка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.
Вовлечение семьи ребёнка с ограниченными возможностями, имеющего речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процесс предполагает определенные цели:
- создание доверительных отношений с родителями;
- повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;
- использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.
В построении сотруднических взаимоотношений с родителями, для дальнейшей коррекционной работы, способствующей успешной социализации, можно выделить основные этапы:
1 этап подготовительный.
Задачи подготовительного этапа:
- обсудить взаимодействие логопеда и родителей и поставить проблемные вопросы;
- собрать анамнестические данные, социальный статус семьи посредством анкетирования и беседы;
- выявить уровень речевого развития ребенка посредством первичной диагностики.
2 этап основной.
Задачи основного этапа:
- разработать индивидуальный план логопедического сопровождения и проинформировать родителей о дальнейшей работе;
- ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекционной работе (зубная щетка для массажа языка, коктейльные трубочки для выработки правильного речевого дыхания и т.д.) как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.
3 этап заключительный.
Задачи заключительного этапа:
- оценить эффективность работы логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей;
- провести мониторинг эффективности коррекционной работы с ребёнком;
- выдать рекомендации.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов социализации, когда в реабилитационном процессе родители и специалист вместе решают поставленные задачи.
Положительное взаимоотношение с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:
- принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка;
- принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»;
- принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания;
- принцип эмансипации родителей предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, а также на пробуждение желания родителей лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
В логопедической работе часто приходится сталкиваться с недопониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребенка. Многие родители не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. И в дальнейшем ребенок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма и как следствие нарушение общего процесса социализации.
Формы сотрудничества с родителями по формированию позитивной социализации:
- беседы и консультации. Беседа может возникать стихийно, а также по инициативе логопеду или запросу родителей. Планируя тематику бесед, я по возможности стремлюсь к охвату всех сторон речевого развития ребёнка. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания детей. Подбираю рекомендации, актуальные для данной семьи;
- методические рекомендации (буклеты, памятки). Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику”, “Различаем гласные и согласные звуки” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием индивидуальных занятий в Центре;
- информационный стенд, который содержит полезную информацию, учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер. Целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях;
- занятия в присутствии родителей. Это позволяет родителям увидеть уровень актуального развития, отметить положительную динамику у ребёнка и продолжать (по мере необходимости) работу дома;
- практические занятия-практикумы и мастер-классы для родителей. Примером таких занятий являются, например, практикум по проведению артикуляционной гимнастики, развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма (упражнения по развитию мелкой моторики);
- почтовый ящик «Задай вопрос специалисту» позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для родителей, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос;
– совместные речевые досуги, логопедические праздники, выставки призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между логопедами и родителями, между родителями и детьми.
Только при систематическом использовании данных форм сотрудничества достигаются положительные результаты социализации детей с ОВЗ.
Литература и источники
Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. – 325с.
Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л.С. Вакуленко – СП/б., 2011.
Перчаткина Е. М. Сотрудничество логопеда и родителей/ Е. М.Перчаткина// Дошкольное воспитание № 11.