Тема интеллигенции в произведениях о гражданской войне


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26» пос.НовотерскийУрок внеклассного чтения по литературе
Тема интеллигенции в произведениях о гражданской войне
(в литературе 20-х годов: В Корсак “У белых”,
М.Булгаков “Белая гвардия”).Корниенко Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Тема интеллигенции в произведениях о гражданской войне
(в литературе 20-х годов: В Корсак “У белых”, М.Булгаков “Белая гвардия”).Оборудование: художественные тексты, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Цели: обучающая-1. Знакомство с литературой 20 г., открытой в 80-е гг. ХХ века.2.Взгляд на тему “Интеллигенция в гражданской войне” с точки зрения писателей, стоящих на другой идеологии позиций.
Развивающая - Развитие навыков самостоятельного анализа художественного текста.
Воспитательная - Привитие интереса к литературе.
Оргмомент.
1.Вспомнить, как эта тема показана в “Разгроме” А.Фадеева, в “Докторе Живаго”Б. Пастернака.
2. Выступления учащихся (биографии писателей, писатели в годы гражданской войны);
Сегодня мы попытаемся разобраться, как к тому, что происходит на фронтах гражданской войны, относится «другая сторона». Как живут люди в такие времена, что они чувствуют – все это станет предметом нашего разговора.
3. Работа в группах с последующей беседой по произведениям:
а)”У белых” - кто является героем? как к нему относятся белые власти? почему герой хочет записаться в белую гвардию? какие идеи он проповедует? что он принимает и не принимает у белых и у красных? почему все-таки он не принят белой гвардией?
Его идея: неприятие жестокости, насилия.
б) «Белая гвардия» - кто главный герой? почему именно семья Турбиных оказалась наказана? (неприятие насилия); как решается проблема бога? (только интеллигенция со своей идеей бога - т.е. человеческое, доброе отношение к человеку - способна возродить человечество, но эту мысль должны принять если не все, то многие – и тогда возрождение человечества, человеческого станет возможно).в) Известный поэт начала двадцатого века М.Волошин в самый разгар гражданской войны написал: “А я один стою меж ними ... и всеми силами своими молюсь за тех и за других». (Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?) Итог урока.
- Как вы считаете, чья точка зрения сегодня наиболее востребована?
- Какой урок мы можем извлечь, читая эти произведения?