Воспитательный потенциал наследия Николая Федоровича Катанова на уроках английского языка в гимназии — интернате
Медведева Татьяна Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова»
Воспитательный потенциал наследия Николая Федоровича Катанова на уроках английского языка в гимназии - интернате
Воспитание нравственной личности школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.
Особое место в данном вопросе занимает такой предмет, как иностранный язык, так как формы организации учебного процесса и тематическое содержание помогают соотнести свои собственные взгляды с нормами общественной морали.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации, опираясь на жизненный опыт великих людей.
Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы национальной культуры.
Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Оно развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память. Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является изучение наследия великого ученого Николая Федоровича Катанова.
Работая в национальной гимназии, мы строим учебно – воспитательный процесс, с учетом формирования национального самосознания, развития у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в историческом процессе.
В этом плане велика роль национального образования, предназначение которого состоит в том, чтобы передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, традиций, духовно – нравственные ценности, опыт жизни и менталитет своего народа.
Обучение английскому языку в гимназии ведется по УМК «Английский в фокусе»(Spotlight) под ред. Ваулиной Ю.Е. и др. Данный УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного, среднего, общего образования по иностранным языкам, а так же соответствует стандартам, разработанным Советом Европы.
Одним из разделов учебника является раздел Spotlight on Russia, где уделяется внимание знаменитым людям России. В связи с тем, что ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова» является республиканским ресурсным центром по направлению «Развитие этнокультурного образования в Республике Хакасия», на таких уроках мы изучаем так же биографии знаменитых людей Хакасии. Изучение деятельности Николая Федоровича несомненно носит воспитательный характер.
На уроках английского языка уделяется внимание биографии и творчеству Николая Федоровича, так как его научное наследие занимает видное место в классическом наследии отечественной тюркологии ХIХ-ХХ вв.
Жизнь и труды замечательного тюрколога и этнографа можно оценить в координатах истории востоковедения не только России и Европы, но и в широком смысле ее развития во второй половине XIX – начале XX века.
Отечественная ориентальная историко-научная и просветительская литература 1920-1990-х гг. и начала ХХI в., посвященная жизни и деятельности профессора Казанского университета, раскрывает основные этапы и особенности его творчества и бесценное наследие.
Изучение научного наследия Николая Федоровича Катанова сконцентрировано на публикациях разнообразных оригинальных текстов Н. Ф. Катанова и архивных документов. В изучении биографии и наследия ученого представлены также прикладные аспекты языкознание, фольклористика, музейное дело, библиография. На таких уроках обучения чтению происходит путь воспитания, который является опосредованным: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения.
Особый интерес представляет многообразное эпистолярное наследие Н. Ф Катанова. Так как обучению письму на старшей ступени обучения английскому языку уделяется большое внимание, поэтому на уроке изучаются письма ученого. Они дают возможность осветить и оценить многие значимые события творческой биографии Н. Ф. Катанова, которые оставались долгие годы вне поля зрения многих исследователей. Многообразная научная и педагогическая деятельность Катанова Н.Ф. – яркое свидетельство развития в России тюркологической науки и национальных гуманитарных исследований и научных школ.
Чтобы усвоенное и продуманное в ходе обучения чтению и обучения письму стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений о великом ученом. Особенно важно, если в беседе обсуждаются важные актуальные проблемы.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно.
Таким образом, процесс воспитания через научное наследие великого ученого– это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Ведь воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.
Нельзя забывать, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Список используемой литературы:
1. Английский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б.Ови, В. Эванс. -2 изд. –М.: просвещение, 2008. -248 с.
2.Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (1862 -1922). Очерк жизни и деятельности. - Москва: Издательство академии наук СССР, 1962. -105 с.
3. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525 с.: ил. (стр. 367-369)
4. Избранные научные труды тексты Хакасского фольклора и этнографии. Хакасское книжное издательство «Айра», 2000. – 540 с.
5. Катанов Н.Ф.. Письма/ Сост. А.Н. Гладышевский. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2006. – 44 с.
15
No Spacing<
Обычный (Web) Знак Знак5List Paragraph1PF:\статья, Медведева Татьяна Юрьевна, ГБОУ РХ ХНГИ\Медведева Татьяна Юрьевна.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°