Рабочая программа внеурочной деятельности Милый сердцу уголок (духовно-нравственное, патриотическое направление)
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Широкое – село мое родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Крым.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Крыма.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Основные формы работы: игры, беседы, экскурсии, анкетирование, праздники, часы общения, проекты, викторины, презентации, заочные путешествия и др.
Программа рассчитана на 1 год в 1-4 классах по 1 часу в неделю.
Содержание программы.
Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:
Семья вся вместе – и душа на месте
Школа – мой второй дом
Широкое – село мое родное
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Широкое – село мое родное»
Задачи:
формировать представления о специфике села, об истории села;
приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать гордость, любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Крым.
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов Крыма.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Календарно-тематическое планирование по программе «Милый сердцу уголок»
1 класс – 33 часа
№
Название темы
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
I. Семья вся вместе – и душа на месте
1
«Здравствуй, школа!»
Мои родные. Моя семья
Праздник
фотовернисаж
1
2
Имя твое
поисковое задание
1
3
Поздравление мам с Днем Матери
концерт
1
4
Мое имя и фамилия
в летописи семьи
1
5
Ты – родитель
игра
1
6
Игры бабушек, дедушек
практикум
1
7
Мои обязанности в семье
беседа
1
8
Поздравление пап с Днем защитника Отечества
праздник
1
9
Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта
открытка
1
II. Школа – мой второй дом
1
Здравствуй, школа!
праздник
1
2
Школьные кабинеты
экскурсия
1
3
Адрес школы. Дорога в школу
составление маршрута
1
4
Мой сосед по парте
игра
1
5
Посвящение в первоклассники
праздник
1
6
Традиции школы
беседа, собрание для родителей
1
7
Школьная библиотека. Посвящение в читатели
экскурсия, конкурсы
1
8
Наши обязанности
игра
1
9
До свидания, первый класс!
праздник
1
III. Широкое– село мое родное
1
Мой двор
рисунки
1
2
История имени нашего села
Легенды, исторические справки
1
3
Великие люди села
беседа
1
4
Прогулка-экскурсия селу
экскурсия
1
5
Улицы моего села
экскурсия
1
6
Характер села. Культурные богатства.
фотовернисаж
1
7
Характер села. Духовные богатства
беседа
1
8
Посещение музея села
экскурсия
1
9
Занятия жителей села
беседа
1
IV. Родной свой край люби и знай
1
«Большая Родина» – Республика Крым. Географическое положение.
беседа
1
2
Симферополь – столица Крыма
видео экскурсия
1
3
Из бабушкиного сундука
фольклорные посиделки, игра
1
4
Кто нас окружает. Растительный и животный мир Крыма
беседа
1
5
Красота родной природы
видео экскурсия
1
6
Дружба народов Крыма
беседа
1
2 класс – 34 часа
№
Название темы
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
I. Семья вся вместе – и душа на месте
1
Мой дом – моя крепость
игра
1
2
Досуг в моей семье
беседа, рисунки
1
3
Профессия моего отца
фотовернисаж
1
4
Профессия моей мамы
фотовернисаж
1
5
Распределение обязанностей в семье
·практикум
1
6
Песни родителей, бабушек
прослушивание
1
7
Фамилия, имена, отчества членов семьи
поисковое задание
1
8
Папа, мама, я – читающая семья
соревнования, праздник
1
II. Школа – мой второй дом
1
Правила поведения учащихся на уроках и переменах
беседа
1
2
Распределение обязанностей в классном коллективе
беседа
1
3
Мои любимые книги
выставка книг
1
4
Береги учебник
акция
1
5
Бережное отношение к школьному имуществу
беседа
1
6
Я – директор школы
ролевая игра
1
7
Школа будущего
конкурс рисунков
1
8
Дом, в котором мы живем
практическая деятельность по созданию презентаций о школе
1
III. Широкое – село мое родное
1, 2
Память о прошлом.
Беседа, экскурсия в музей
2
3
О чём говорят названия улиц
поисковое задание
1
4
Посещение Дома культуры
культпоход
1
5
Альбом «Знай и люби свое село»
рисунки, сочинения, мини-доклады
1
6
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
встреча, беседа
1
7
Сквер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»
экскурсия
1
8
Основные достопримечательности села: памятники, музеи, старинные дома.
экскурсия
1
9, 10
Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте
беседа, прогулки по отдельным местам села
2
IV. Родной свой край люби и знай
1
Флаг Республики Крым
беседа, рисунки
1
2
Герб Республики Крым
беседа
1
3
Гимн Республики Крым
прослушивание
1
4
Национальная кухня народов Крыма
конкурс блюд
1
5
Национальные костюмы народов Крыма
рисунки
1
6
Заповедные места Крыма
беседа
1
7
Игры народов Крыма
практикум
1
8
Народные праздники
праздник
1
3 класс – 34 часа
№
Название темы
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
I. Семья вся вместе – и душа на месте
1
Моя семья
сочинение
1
2
У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки
выставка семейных поделок
1
3
Герб моей семьи
конкурс рисунков
1
4
Моя родословная
составление родословной
1
5
У семейного очага
семейная игра
1
6
Великая Отечественная война в истории моей семьи
поисковое задание
1
7
Подвижные семейные игры
практикум
1
8
Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека
открытки, праздник
1
II. Школа – мой второй дом
1
Моя школа – мой дом
беседа
1
2
Я работаю в библиотеке
ролевая игра
1
3
Поздравление учителей с Днем учителя
открытка
1
4
Что растет на территории школы
тесты
1
5
Все о школе
викторина
1
6
По страницам истории школьной
Экскурсия в музей
1
7
Акция «Хорошее время читать»»
читательский дневник
1
8
Трудовой десант
посадка многолетних растений на клумбах школьного участка
1
III. Широкое– село мое родное
1
Исторические места села
экскурсия
1
2
Моему селу .. лет
выставка фотографий
1
3
Предприятия села
экскурсия
1
4
Великая Отечественная война в истории моего села
беседа
1
5
Посещение зала Боевой Славы сельского музея
экскурсия в музей
1
6
Знаменитые земляки
поисковое задание
1
7
Встреча с известными земляками
беседа
1
8
Знай, люби и гордись своим селом
практикум
1
IV. Родной свой край люби и знай
1
Симферополь в далеком прошлом
беседа
1
2
Гражданская война на территории Крыма
беседа
1
3
Подвиги крымчан в годы Великой Отечественной войны
беседа
1
4
Символика Республики Крым
беседа
1
5
Кто в государстве самый главный?
ролевая игра
1
6
Я – гражданин
рисунки
1
7
Многонациональный Крым
беседа
1
8, 9
Праздники народов Крыма
праздник
2
10
Я воспеваю крымскую столицу
экскурсия
1
4 класс – 34 часа
№
Название темы
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
I. Семья вся вместе – и душа на месте
1
История одной фотографии
сочинение
1
2
Рукотворный мир
выставка поделок, сделанных совместно с родителями
1
3
Моя семья. Семейные традиции
практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет
1
4
Вклад моей семьи в историю страны
поисковое задание
1
5
Семейный бюджет
практикум
1
6
Права и обязанности родителей и детей
круглый стол
1
7
Папа, мама, я – дружная семья
спортивный праздник
1
8
Поздравление с Днем Семьи
поздравительная открытка
1
II. Школа – мой второй дом
1
Юбилейная дата. Встреча с детским писателем
беседа
1
2
Умники и умницы
интеллектуальная игра
1
3
Бюджет школы
практикум
1
4
Школьные страницы истории
экскурсия в музей
1
5
Мой любимый предмет в школе
конкурс рисунков
1
6
История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы.
создание альбома
1
7
Прощание с начальной школой
праздник
1
8
Подарок школе
сбор макулатуры
1
III. Широкое – село мое родное
1
Моя малая родина
сочинение
1
2
Односельчане в годы Великой Отечественной войны
посещение музея
1
3
Знакомство с культурной, духовной жизнью села
экскурсия
1
4
Герои – земляки Великой Отечественной войны
поисковое задание
1
5
Улицы моего села
Поисковое задание
1
6
Исторические находки
сбор материала для музея
1
7
Что мы покажем гостям в селе Широкое
оформление уголка
1
8
Мое село в будущем
защита проекта
1
IV. Родной свой край люби и знай
1
Первобытный мир – начало истории человечества
беседа
1
2
Крымское ханство и Османская империя
беседа
1
3
Наш край в годы Великой Отечественной войны
поисковое задание
1
4
На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Крыму
экскурсия в храм, мечеть
1
5
Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики
чтение произведений, театрал. представления
1
6, 7
Трудовые достижения и замечательные люди Крыма
поисковое задание
1
8,9
Что человечество ценит больше всего. Бахчисарайский дворец
экскурсия
2
10
Крым – в далеком прошлом
викторина
1
Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры
Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
Белоусов Е. Книги из серии «История Крыма для детей в сказках и легендах».
Крымские чудеса (сборник рассказов, стихов и сказок).
Сивельникова Л. «Азбука крымских цветов».
Материалы музея с.Широкое.
Электронные ресурсы интернета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
»ђЗаголовок 1»ђЗаголовок 315