Методическая разработка практический — методический семинар «Личностно-ориентированный подход к образованию: выработка мотивации к обучению у учащихся».
Городской практический - методический семинар
«Личностно-ориентированный подход к образованию: выработка мотивации к обучению у учащихся».
«... ученье, лишенное всякого интереса и взятое только
силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».
К. Д. Ушинский
Организаторы семинара:
Шварц А.А учитель биологии ГБОУ№438 Санкт-Петербург
Ключевые цели семинара:
- изучение и определение значения личностно-ориентированного подхода к образованию
- применение методов интерактивного обучения для выработки мотивации к обучению у учащихся
- выработка позитивного отношения преподавателя к интерактивным методам обучения учащихся.
Операциональные целепологания:
- активизация познавательной деятельности преподавателей по определению преимуществ личностно-ориентированного подхода к
образованию
- применение интерактивных методов, вырабатывающих мотивацию к обучению у учащихся
- выработка личностных качеств учителя – основа воспитания познавательного интереса к предмету у школьников
Целепологания:
1.Когнитивные
1.1 теоретическое ознакомление с задачами и значением личностно-ориентированного подхода к образованию
1.2. дифференциация деятельности учителя по развитию познавательных способностей учащихся
2. Репродуктивные
2.1 составление алгоритмов деятельности учителя по побуждению учащихся к творческой деятельности
2.2 составление характеристики учителя, внедряющего методы развивающего обучения
3. Аффективные репродуктивные
3.1 рецензирование творческих проектов учащихся - выработка личной ответственности за развитие творческих
способностей учеников
3.2 выработка осознанного позитивного отношения к установлению атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и
сотрудничества с ним на уроке
3.3. тренинги, вырабатывающие позитивное отношение к интерактивным методам обучения
Ход семинара
ЭТАП СЕМИНАРА
Целе-
пола-гания
ФОРМЫ РАБОТЫ
МЕТОДЫ РАБОТЫ
ДЕЙСТВИЯ t
1. Начало семинара
Разминка
Коллективная
Индивидуальная
Рефлексивное слушание
Ролевая игра
Приветствие-игра . Ведущий объясняет правила игры: необходимо хлопнуть: на слово «веселые» -1 хлопок, «умные» -2 хлопка, «талантливые» -3 хлопка. Ведущий говорит: «Наши ученики» - аудитория хлопает по принятому алгоритму Дыхательная гимнастика на активацию деятельности. 5 мин.
2. Разработка нового материала
2.1. Актуализация темы
2.2. Изучение новой темы
Ц 1.1
Ц3.3
Ц 1.2
В парах
Коллективная
В малых группах
Анализ
Монологический
Индивидуально импатия
Информационная пресыщенность
Дедуктивный
Маргинальный
Анализ (разложить: индукция)
Пресс- извлечение сути
В парах или тройках получают задание: обдумать выражения, высказать свое мнение
1 пара - ” Смертельный грех учителя – быть скучным”.
И.Г. Песталоцци
2 пара – «...ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». К. Д. Ушинский
3 пара – « Многообразие методов познания и преобразования действительности, которыми владеет педагог, - залог его успеха»
4 пара - «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». С. Л. Рубинштейн
5 пара - «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику». Л.Н.Толстой
6 пара - «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». К. Д. Ушинский
7 пара - «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», «То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его». А. Дистерверг 10 минут
Тест-разминка «Преодоление»
Алгоритм:
1. Медленно отводить правую руку по часовой стрелке, на сколько возможно физически, не отрывая стоп от пола, запомнить, до какой точки в пространстве была отведена рука (точка№1.)
2. Закрыть глаза, представить себе, что отводишь правую руку по часовой стрелке, замкнув круг.
3. Открыть глаза, еще раз отвести правую руку.
Вывод: рука перейдет точку №1 пространства и остановится дальше в точке №2. Таким образом, возможности человеческого духа выше физических возможностей. Какие выводы у преподавателей? 7 мин.
Работа в группах Каждая группа получает информацию для изучения:
1 группа «Теоретическое обоснование личностно-ориентированного отношения к учебно-воспитательному процессу»
2 группа « Организация учебной деятельности школьников, формирующей познавательные интересы»
3 группа « Качества преподавателя, формирующего познавательные интересы школьников»
4 группа «Задачи формирования творчески активной личности учащихся»
5 группа «Уровни мышления учащихся».
6 группа «Формирование мотивов учения.»
Читают, делают пометки ( + Известная информация; - неизвестная информация; w информация для дополнительного изучения) сравнивают с собственными данными, анализирует свою часть, предоставляют таблицу- выводы
Неизвестная
информация
Известная информация
Информация для дополнительного изучения
Группы обмениваются между собой по одному человеку, и новый член группы докладывает результаты деятельности предыдущей группы, результаты докладываются аудитории у доски, извлекается информация для дальнейшей работы
12 мин.
3. Закрепление полученных знаний
Ц.2.1
Ц2.2
Парная
Показательное решение,
перенос-сравнение
В парах. На основании материала : « Постулаты современного урока» «Рекомендации учителю» составление алгоритмов деятельности учителя по побуждению учащихся к творческой деятельности,
составление характеристики учителя, внедряющего методы развивающего обучения 10 мин
4 . Заключительная часть
Ц 3.1
В командах
Индивидуальная
Новых вариантов (побуждение: придумать)
Работа с проблемными вопросами
Предоставляются творческие работы учащихся сш №13, изучаются, рецензируются, представляются рецензии. 15 мин.
Отвечают на вопросы анкеты, подводят итоги, просчитывают, выявляют свои возможности
10 мин
5.Домашнее задание
Ц 3.2
Дальнейшее изучение, выявленной неизвестной информации, предоставление разработок 5 мин
6. Окончание семинара
Фронтальная
Цепочка
По цепочке 1 словом высказывают мнение о семинаре, поют песню «От улыбки...» Взаимоблагодарение. 3 мин
Формирование мотивов учения.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес к предмету - мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Познание труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся:
силу воли,
умение преодолевать трудности,
прививать им ответственное отношение к своим обязанностям,
интерес к процессу познания
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов
1. Любопытство естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
2. Любознательность - желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Обычно в этом случае активность ученика повышена на уроке, он задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет.
3. Устойчивый познавательный интерес к предмету – формируется при поддержке любознательности, и,
при этом ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства.
Процесс постижения новых знаний - самостоятельное получение новых знаний, при этом его
захватывает сам процесс познания, доставляет удовольствие решение нестандартных задач.
5.Самостоятельная исследовательская работа – продуцирование собственных идей, создание проектов.
Организация учебной деятельности школьников,
формирующей познавательные интересы
1. Четкая постановка познавательных задач урока
2. Доказательное объяснение материала
3. Четкая структура урока
4. Использование разнообразных самостоятельных работ,
творческих заданий.
5.Создание проблемных ситуаций и развертывание на их
основе активной поисковой деятельности учащихся
5. Гуманизация процесса обучения
6. Дифференциация и индивидуализация учебной деятельности
Качества преподавателя
формирующего познавательные интересы школьников
1.Эрудиция, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;
2.Увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;
3. Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный, доброжелательный) основа успеха педагогической деятельности. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища.
4. Педагогический оптимизм вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться.
5. Оптимальный уровень требований. Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
6. Объективность оценивания, понятная учащимся и дающая им возможность определить свой уровень и поставить более сложные задачи.
Задачи формирования творчески активной личности учащихся
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Процесс обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес:
- сильное средство обучения.
- положительно влияет на процесс и результат обучения
- положительно влияет на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания
- влияет на приобретение особой активности ученика, направленную на позитивную деятельность личности
Традиционная школа авторитарна, направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика.
Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Задача заключается в том, чтобы:
- создать систему укрепления и развития познавательной деятельности учащихся
- формировать общие приемы познавательной деятельности учащихся.
- раскрепостить мышление учащихся
- научить учащихся творческой деятельности
- повысить коэффициент творческого полезного действия
- создать условия для собственной творческой деятельности ученика
Уровни мышления учащихся.
Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:
- понимания,
- логического мышления
- мышления.
Понимание.
Понимание это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения, противопоставления, сопоставления, классификации, определения и т. д.). Повторяя рассуждения учителя и учебника, подражая им, ученик осваивает приемы мыслительной деятельности. Перед учащимися стоит простая задача: проследить за ходом и результатами проводимого учителем анализа, синтеза, обобщения, сравнения и проследить за логичностью, непротиворечивостью, доказательностью вывода. Все это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности. Суть понимания в узнавании, осознании, уяснении и фиксации в сознании чего-то нового в том, что воспринимается и усваивается.
Логическое мышление.
Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т. д. По мере того, как в процессе мышления складываются определенные операции анализа, синтеза, обобщения, по мере того, как они генерализуются и закрепляются у индивида, формируется мышление как способность, складывается интеллект.
Творческое мышление.
Процесс научного творчества совершается в три этапа:
I этап характеризуется возникновением (в ходе noзнания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.
II этап творческого процесса этап поиска пути решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования
можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования.
III этап творческого познания этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: решение
новой задачи, обоснование и разработка конструкции, теории и т. д.
Теоретическое обоснование личностно-ориентированного
отношения к учебно-воспитательному процессу
Современная гуманистическая парадигма образования в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию, ориентация образования на возможности, интересы учащихся, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка - основная тенденция школы сегодняшнего дня. Развить в обучаемом личность - главная цель личностно-ориентированного образования. Интеграция в систему высокого уровня мышления - большое благо, дающее возможность выработки позитивного отношения к результатам других людей и сотрудничества с ними, что ведет к совместному решению глобальных позитивных задач для сохранения достижений природы и человечества, дальнейшего развития ноосферы. В категории высшей духовной деятельности человека понятия собственного предназначения, ответственности перед создавшими и воспитавшими тебя - высшие понятия и для этого необходима модернизация образования:
I. Процесс обновления - адаптация преподавателей - уход от авторитарности и переход к гуманистическому сотрудничеству с учащимися, обучение и вооружение преподавателей специальной методической литературой, помогающая преподавателю проявить свои качества:
- эрудицию, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;
- увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;
- правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный, доброжелательный) - основа успеха педагогической деятельности. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища;
- педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться;
- оптимальность уровня требований. Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.
- объективность оценивания, понятная учащимся и дающая им возможность определить свой уровень и поставить более сложные задачи.
П. Комплексная программа устойчивого развития учебно-воспитательного процесса.
В этом контексте предлагаются несколько генеральных направлений:
1. Разработка и апробирование диагностических методик определения уровня развития интересов, способностей и самоопределения учащихся (диагностика соматического и физического здоровья учащихся, диагноз актуального уровня их развития, познавательных интересов, общего интеллектуального развития), диагностика направленности интересов, личностных характеристик;
2. Разработка и реализация школьного компонента учебного плана, где учитывается индивидуализация и дифференциация обучения по уровневому принципу:
- уровень «опережения», в который зачисляются учащиеся, желающие и способные изучать предметы по дополнительной (усложненной) программе.
- уровень - «соответствия», комплектуется из учащихся, не проявляющих повышенного интереса к углубленному изучению предметов, обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учет их особенностей, способностей.
- уровень «коррекции», комплектуется из учащихся педагогически запущенных, с эпатажным поведением, обеспечивает поиск индивидуальных методик для выявления их способностей и индивидуальную коррекцию познавательных возможностей
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА СЕМИНАРА
I.ЗАДАНИЕ. Приветствие-игра. Правила игры: ведущий говорит: «Наши ученики» - необходимо хлопнуть: на слово «веселые» -1 хлопок, «умные» -2 хлопка, «талантливые» -3 хлопка, аудитория хлопает по принятому алгоритму
Дыхательная гимнастика на активацию деятельности. 5 мин.
II .ЗАДАНИЕ. В парах или тройках получают задание: обдумать выражения, высказать свое мнение
1 пара - ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. И.Г. Песталоцци
2 пара – «...ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». К. Д. Ушинский
3 пара – « Многообразие методов познания и преобразования действительности, которыми владеет педагог, - залог его успеха»
4 пара - «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». С. Л. Рубинштейн
5 пара - «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику». Л.Н.Толстой
6 пара - «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». К. Д. Ушинский
7 пара - «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», «То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его». А. Дистерверг10 минут
III.ЗАДАНИЕ . Работа в группах: выбор лидера и секретаря. Каждая группа получает информацию для изучения:
1 группа «Теоретическое обоснование личностно-ориентированного отношения к учебно-воспитательному процессу»
2 группа « Организация учебной деятельности школьников, формирующей познавательные интересы»
3 группа « Качества преподавателя, формирующего познавательные интересы школьников»
4 группа «Задачи формирования творчески активной личности учащихся»
5 группа «Уровни мышления учащихся».
6 группа «Формирование мотивов учения.»
Читают, делают пометки ( + Известная информация; - неизвестная информация; ;W - информация для дополнительного изучения) сравнивают с собственными данными, анализирует свою часть, предоставляют таблицу- выводы
Неизвестная информация
Известная информация
Информация для дополнительного изучения
Группы обмениваются между собой по одному человеку, и новый член группы докладывает результаты деятельности предыдущей группы, 12 мин Iv ЗАДАНИЕ . В парах. На основании материала: « Постулаты современного урока» «Рекомендации учителю» составить алгоритмы деятельности учителя по побуждению учащихся к творческой деятельности, составить характеристики учителя, внедряющего методы развивающего обучения 10 мин
v ЗАДАНИЕ. В парах. Рецензирование творческих работ учащихся. Представление рецензий 15 мин. vI ЗАДАНИЕ. Отвечают на вопросы анкеты, подводят итоги, просчитывают, выявляют свои возможности 10 мин
Неизвестная информация
Известная информация
Информация для дополнительного изучения
Заголовок 115