Статья на тему: «Личностно-ориентированный подход к обучению в условиях введения ФГОС ОВЗ (Из опыта работы)»
Статья на тему: «Личностно-ориентированный подход к обучению в условиях введения ФГОС ОВЗ (Из опыта работы)» В этом году в моём классе в рамках инклюзивного образования по адаптированной программе обучается 1 ребёнок Киселёв Андрей. В настоящее время мальчик имеет трудности в обучении, связанные с нарушениями психического развития: Задержка психического развития. Несформированность навыков чтения и письма.
Большое подспорье в работе с Андреем оказали курсы «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе», организованные на базе нашей школы ГБОУ ДПО Центром специального образования Самарской области.
Мне, как школьному учителю, пришлось перестраивать свою работу с учетом различных нарушений и особенностей их коррекции у ребёнка с ОВЗ, т. к. до настоящего времени в моей практике была работа только с детьми, обучающимися по адаптированной программе индивидуально на дому.
Ещё в летний период ребёнок прошёл медико-педагогическую комиссию, был диагностирован. Я как учитель составила педагогическую диагностику. В настоящее время существует множество пособий и рекомендаций по проведению педагогической диагностики ребенка после поступления его в школу. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей. Надо сказать, что иногда даже малейшая диагностическая или методическая ошибка может перечеркнуть многодневные усилия специалиста, а значит, так важно уделять особое внимание диагностике и последующему подбору коррекционных методов и приемов, которые будут эффективны для той или иной категории детей с ОВЗ. Поэтому я воспользовалась замечательным диском с разработками диагностик, который нашей школе предоставила Елена Викторовна Брыткова.
На основе диагностики была разработана индивидуальная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ, обучающимся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики. Андрей обучается по общеобразовательной программе, поэтому календарное планирование не составлялось для него отдельно, но все темы, универсальные учебные действия, приемлемые для обучающегося, были выделены другим цветом. Этот приём я стала использовать и в написании поурочных планов: конспект урока составляется общий для всего класса, а изменения, для ученика с ОВЗ обозначаются иным цветом. Я хочу показать пример такого конспекта на уроке русского языка.
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Корень слова. Однокоренные слова"
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.
Задачи:
развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
научить находить корень в однокоренных словах;
развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Орг. момент.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
II. Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится! (Перед Андреем предложение, разрезанное на отдельные слова, из них он должен собрать начальную версию предложения).
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
III. Чистописание.
На момент чистописания
Я приготовила вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадаете буквы сами.
Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.) (Андрей получает буквы и с закрытыми глазами узнаёт их).
Итак, это буквы Д, Т.
- Какие звуки они обозначают?
Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.
-Какие элементы мы используем при написании этих букв?
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (И, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (А, о, у, ы, э)
- Запишите строчку слогов, где буква Т будет обозначать мягкий согласный звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук. (Андрей записывает слоги по образцу учителя, прописанному в тетради).
2. Знакомство с новым словарным словом.
Учитель загадывает загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Много птичек здесь снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)
- Прочитайте слово орфографически грамотно.
- Какая гласная находится в сильной позиции? (И) Какая в слабой? (Я) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.
3. Звукобуквенный анализ слова рябина.
Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 3 гласных, 3 согласных, 6 букв, 6 звуков.
- Составьте предложение с этим словом.
IV. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.
Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
Какое явление можно наблюдать осенью? (Листопад)
Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года. Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского, которое так и называется «Конец ноября»
Музыка
Представьте, что в нашем классе – листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.
Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.
А сейчас, ребята, мы отправимся на прогулку. Представьте, что мы надели куртки, шапки, варежки и выходим на улицу. Землю покрыл пушистый снег. Давайте поиграем в снежки. Берём руками снег, формируем шарики и бросаем друг в друга.
Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.
V. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
2. Работа на доске.
- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Возить, извозчик, повозка). Как в сказке называются эти слова? (Родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – воз-) Как называется эта часть? (Корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте вывод в учебнике.
(Показать обозначение корня)
3. Упражнение на внимание.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. (Перед Андреем текст).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
А вот садовый цветок,
Садовник пересадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.
- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
4. Устная работа.
- Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
а) Упр. 2 с.80.
- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть) (Андрей выполняет работу под руководством учителя).
VII. Физкультминутка «Вот все пальчики мои»
б) Упр. 3 с.80, устно.
2. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
Игра «Засели домики» -м--момор-ор-
-лис-
-мор-
-вод-
-м--момор-ор-
-лис-
-мор-
-вод-
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики. (Андрей работает в паре с учителем).
381889050165вода
00вода38862048260лиса
00лиса199009050165морской
00морской
3705860136525водичка
00водичка
388620136525лист
00лист276860535940лисонька
00лисонька2124710136525моряк
00моряк2124710535940море
00море3703320537845водный
00водный
3590925560705водитель
00водитель276860591185лисичка
00лисичка276860248285лисий
00лисий2080260213360мороз
00мороз3590925213360подводник
00подводник
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
VIII. Итог урока.
- Что такое корень?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
IX. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.
X. Рефлексия.
- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.
-всё было понятно
-есть сомнения
-ничего не понял
-всё было понятно
-есть сомнения
-ничего не понял
-Спасибо за работу. Урок закончен.
Одной из проблем Андрея является трудность в понимании диалогов. Вот пример диалога из учебника, который читает ребенок:
Старшая сестра учила младшую читать. В книге написано: «Ау».
— Что тут написано, Оленька?
— Не знаю.
— Это какая буква?
— А.
— Молодец! А эта?
— У.
— А вместе?
— Не знаю.
— Ну как же не знаешь?! Эта А, а эта У…
Как видно, по тексту только подразумевается, кто говорит. Читая такой диалог — Андрей не может понять, что говорят разные персонажи.
Начали мы работу с разбора диалогов с наименьшим количеством участников, подписывая слова автора:
Сестра говорит: — Что тут написано, Оленька?
Оля говорит: — Не знаю.
Сестра говорит: — Это какая буква?
Оля говорит: — А.
Сестра говорит: — Молодец! А эта?
Оля говорит: — У.
Сестра говорит: — А вместе?
Оля говорит: — Не знаю.
Сестра говорит: — Ну как же не знаешь?! Эта А, а эта У…
Иногда мы маркируем роли разных участников разными цветами. В некоторых случаях используем при прочтении диалога куклы или игрушки или проигрываем диалоги, меняясь ролями.
Существует ряд упражнений, которые предназначены для Андрея, но всем ребятам класса они нравятся и, без сомнений, становятся развивающими для всех. У Андрея наблюдаются нарушения дикции, поэтому на уроках чтения я использую речевые разминки на звуки, «западающие» у ребёнка. Например, упражнение «Попугайчик». Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:
то-ца (дети повторяют);
то-ца-му (дети повторяют);
то-ца-му-дэ (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (дети повторяют).
Или такое упражнение как «Калейдоскоп». Игроки выстраиваются в полукруг перед водящим, водящий стоит к ним лицом. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Упражнение хорошо использовать в качестве смены виды деятельности, вместо физкультминутки. Чаще всего в роли водящего бывает Андрей.
Что касается контрольных и самостоятельных работ, то на контрольной по математике при счёте Андрей пользуется линейкой, счётными палочками и другой наглядностью. Условие задачи для ребёнка упрощается. Например, для ребят 2 варианта была предложена следующая задача:
У Ани 15 заколок. Из них 8 заколок с бантиками, а остальные – с цветочками. Сколько у Ани заколок с цветочками?
Для Андрея:
У Ани 15 заколок. 8 заколок она подарила. Сколько у Ани осталось заколок?
Все ребята составляли краткую запись задачи, Андрей – схематический рисунок.
На уроке написания сочинения по картине Остроухова «Золотая осень» Андрей пользовался карточкой с деформированным текстом:
Картину «Золотая осень» написал русский художник … На переднем плане картины… На лесной тропинке скачут… Художник использовал …, … краски. Эта картина произвела на меня … впечатление.
Когда Андрей пишет диктант, текст диктанта с пропущенными орфограммами находится у него перед глазами. Текст в основном он записывает на слух, но в затруднительных ситуациях может подсмотреть.
Пространство класса теперь делится у нас на зоны: учебную и игровую. К сожалению игровой зону можно назвать только условно: это две парты рядом со шкафом, где находятся настольные игры и книжки. Но всё же время, проведённое за игровым столом, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 45 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для ребёнка с ОВЗ. Игровая зона — это не только место, где ученик может поиграть в различные развивающие игры. Это место, где можно отдохнуть, расслабиться, почитать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного заранее с учителем задания), что создает для учащегося дополнительный стимул к работе. «Кончил дело — гуляй смело»! Время отдыха можно варьировать в зависимости от содержания занятия и состояния ребенка. Делать это можно различными способами. «Давай договоримся. Ты можешь собирать пазлы, пока сыпется песок в песочных часах. Но как только он закончится, ты молча встанешь и превратишься в маленькую мышку. Она на цыпочках пройдет на свое место, чтобы ее никто не услышал». «Ты можешь выбрать любую книгу и читать ее, пока все твои товарищи не закончат выполнять это задание». К счастью в рамках программы «Доступная среда» в нашей школе оборудована сенсорная комната. Здесь созданы все условия, в которых Андрюша получает положительные эмоции.
В заключении хочу сказать, что реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональной деятельности учителя требует постоянного анализа и самоанализа его эффективности. Оценивая результаты деятельности детей, динамику их развития, степень адаптированности в школьном или классном сообществе, думающий педагог ищет причины удач и неудач прежде всего в себе.