Программа социального партнерства с семьей «Мы вместе»


Рабочая дополнительная программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»
Разработчик программы: Елшанская Ю.Г., социальный педагог ГКУ СО «Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».  Пояснительная записка Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» адресована детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 лет до 18 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, поражения нервной системы, нарушения слуха и речи, генетические заболевания. Цель дополнительной программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»: компенсация и коррекция имеющихся у ребенка с ОВЗ отклонений и отставаний в освоении навыков самообслуживания и в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окружающем мире, дома. Задачи: - создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития; - формирование у детей жизненно необходимых умений и навыков; - активизация физических сил и умственной деятельно; - ознакомление с социальной значимостью труда. Содержание программы учитывает государственный стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Самарской области. Программа «Все в твоих руках» опирается на программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В. И. Романина, Н. П. Павлова), и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» построена на личностно-ориентированном подходе к ребенку и семье, в которой он воспитывается. Программный материал разделен на 3 модуля, направленные на развитие и социализацию ребенка с ограниченными возможностями. Последовательность и нагрузка занятий зависит от уровня знаний и умений ребенка с ОВЗ, от его реабилитационного потенциала, кратности реабилитационных курсов. Поэтому последовательность и объем освоения ребенком отдельных модулей и программы в целом для каждого ребенка, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Педагог, учитывая уровень психомоторного развития ребенка, составляет индивидуальный план работы, определяя тему и нагрузку занятий. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» предусмотрена очная форма обучения. Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» рассчитан на 3-4 курса реабилитации, включающих в себя по 8-24 занятий. Продолжительность занятия 20-25 минут. Количество повторных курсов реабилитации будет зависеть от тяжести заболевания ребенка, от решения консилиума учреждения о необходимости повторного и последующих курсов реабилитации. Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности определяется путем проведения диагностики. Диагностика представляет собой набор специально разработанных методик и тестовых заданий. Данная педагогическая технология может быть охарактеризована как экспресс-диагностика, т.к. не требует длительного комплексного исследования. Дети объединяются в группы с общей социальной ситуацией развития, где задания даются с учетом уровня сложности, физических, эмоциональных, психических нагрузок. Данные, полученные в результате диагностики, фиксируются в диагностических картах. Эффективность коррекционной работы с детьми проводится на основании мониторинга, который проводится до и после реабилитации ребенка с ОВЗ. Организация активного взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающим миром направлена на достижение максимально возможного уровня его развития, обретение возможной с его заболеванием степенью ограничения жизнедеятельности независимости и самостоятельности в самообслуживании, в социальной интеграции. Освоение содержания программы «Все в твоих руках» через следующие виды занятий: - индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия,  - мастер-классы, - круглые столы, - экскурсии, - вечера-встречи, - выставки - посещение концертов, - беседы, - сюжетно – ролевые игры, - праздники и развлечения, - чтение художественной литературы, - трудовая деятельность, - индивидуальные и групповые консультации с родителями. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты, тематический план, рабочие программы модулей, и иные методические материалы. Ребенок должен знать (планируемые результаты): 1. Свое имя и фамилию, имена близкого окружения, название города (села, района), улицы, номер дома (квартиры); последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девочки (девушки), правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.  2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.  3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, способы заваривания чая, правила безопасности пользования ножом, плитой, электрическим чайником.  4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.  5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.  6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. 7. Знать элементарные правила поведения на улице, дороги, правила поведения пешехода. 8. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.  9. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.  10. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом,  В результате освоения программы ребенок должен уметь: 1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.  2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению. 3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню. 4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). 5. Поддерживать порядок в своей комнате, ухаживать за комнатными растениями. 6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения). 7. Уметь расплатиться за покупку в магазине.  8. Писать адреса на конверте. 9. Обратиться за помощью к взрослому в случае необходимости.  Реализация программы направлена на: 1. развитие ребенка на основе его компенсаторных возможностей; 2. интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников; 3. развитие творческих способностей. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» состоит из 3 модулей -36 часов, отражающих комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром. МОДУЛЬ 1 (12 часов) «САМОПОЗНАНИЕ» Модуль программы, направлен на формирование у ребенка представлений о себе, о способах функционирования собственного тела («схема тела»). Усваивая этот материал, ребенок приобретает чувство уверенности и независимости, учится конкретизировать действия своего тела, а познание целостности тела идет через знание его частей и их функций. Основные задачи: Развитие телесного ориентирования. Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья». Развитие телесного ориентирования Воспитание интереса ребенка к собственному телу. Активизация чувствительности, т.е. реального ощущения своего тела. Выделение частей тела и освоение их основных движений (развитие функций), в пространственной ориентировки в системе координат собственного тела. Выработка умений управлять своим телом. Методы: игровые приемы с игрушками, зеркалом, фотоальбомом, красками, смешной одеждой и украшениями; чтение книг; придумывание историй; собирание из частей персонажа сказки; составление портрета семьи; сюжетные игры, беседы, дискуссии.  Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях. Умение ухаживать за собой и «преподносить себя окружающим». Обучение ребенка понимать свои желания и настроения, выражать их в соответствии с теми социальными нормами, которые приняты в семье и обществе. Методы: игры и упражнения, формирующие эмоциональную регуляцию поведения, сюжетные игры. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья». Освоение пространства вокруг (миром людей и предметов, природой). Развитие способности к подражанию, на основе которого ребенок присваивает первичный жизненный опыт. Формирование первичных представлений о семье: ее составе, функциях каждого члена семьи, выделение себя как члена семьи и определении своего статуса (сын, дочь). Методы: игры на узнавание другого человека с помощью ощупывающих движений, по голосу, с переодеванием. Игры с семейным фотоальбом. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «В магазине», «Парикмахерская», «Больница»), викторины, соревнования. МОДУЛЬ 2 (12 часов) «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ» Модуль программы направлен на приобретение независимости и самостоятельности в повседневной жизни, на формирование основ социального поведения ребенка. Осваивая этот материал, ребенок реализует социально-бытовой практический опыт, осваивает социальные модели поведения. Основные задачи: Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка. Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка. Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни. Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка Формирование функционального назначения предметов бытового и гигиенического назначения. Вырабатывание у ребенка умений захватывать и удерживать предмет в руках, бросать, ловить, ощупывать.  Включение в различные виды практической деятельности Методы: игры на узнавание и различие предметов одежды, посуды, гигиенических средств и пр. среди различных и похожих предметов, их словесное или жестовое обозначение с использованием указательного и соотносящего жестов, соотнесение предмета с картинкой («Сложи пирамидку», «Строим дом», «Плавает-тонет», «Мокрое - сухое», «Ровная - неровная», «Веревочки», «Кисточки», «Большая – маленькая чашка», «Что в баночках лежит», «Найди и покажи», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Перепутаница», «Волшебный мешок», «Ящик форм», «Цветное лото»). Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка Освоение умения и навыков опрятности. Освоение умения и навыков приема пищи. Освоение умения и навыков раздевания и одевания. Освоение умения и навыков ухода за вещами и игрушками. Методы: игры с игрушками «Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки», «Накрой (сними) кастрюлю крышкой», «Пустая - полная», «Волшебные пуговицы», «Бусы для Мамы», «Наполни баночку», «Кукла заболела», «Кукла хочет спать», «Купание пупса», «Мы играем», «Рубашка для Ивашки», «Одень куклу», «Гирлянда». Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни. Формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета (в транспорте, на улице, в гостях, в музее, в театре, кинотеатре, разговоры по телефону). Совершенствовать культурно-гигиенические привычки. Совершенствовать пространственную ориентировку детей. Развивать самостоятельность и творчество во всех видах деятельности. Методы: изготовление поделок в разных техниках рукоделия, беседы, показ приемов, выставки, экскурсии, дидактические игры (с картинками – головоломками, разрезными, с предметно-игровыми действиями с игрушкой. МОДУЛЬ 3 (12 часов) «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Модуль программы предназначен для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились, найти вовремя правильное решение. Осваивая материал данного модуля, поможет ребенку систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности дома, на улице, в транспорте и в опасных ситуациях. Задачи: Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами. Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на улице. Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях. Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами. Ознакомление с пожароопасными предметами, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.  Расширение представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.  Освоение навыком использования опасных предметов (иголка, ножницы и т. д.), и ознакомление со способами их хранения. Овладение навыком самостоятельного набора номеров телефонов служб экстренной помощи. Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры. Совершенствование умений свободно ориентироваться в помещении и на улице Обобщение знаний о населенных пунктах. Ознакомление с правилами как себя вести в опасных ситуациях с незнакомыми людьми, дома, на улице, в природе. Расширить элементарные знания правил дорожного движения. Ознакомить с правилами этического и безопасного поведения в городском транспорте. Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры. Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях Ознакомление с правилами поведения у воды. Ознакомление с правилами поведения в толпе и во время террористического акта. Ознакомление с основными правилами пожарной безопасности. Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г. 2. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989. 4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 336с. 5. Худенко Е. Д., Дедюхина Г. В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье. – М., 2009 – 212с. Дополнительные источники: 1. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Программно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. 2. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121. 3. Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994. 4. Буре Р. С. Нравственно трудовое воспитание детей в детском саду. -М.: Просвещение, 1987 5. Ефанова З. А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. – Волгоград: Корифей, 2005. 6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. 7. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2004.- № 7.- С. 127-132. 8. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95. 9. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001. 10. Инденбаум Е. Л. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003-72с. 11. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. 12. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей. - М.: Медицина, 1967. 13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993. 14. Лимаренко А. В. Курс ТРИЗ РТВ для дошкольников. - Владивосток: ТРИЗ, 1997. 15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 2009. 16. Малышева А. Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 17. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. -142с. 18. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде. - М.: Просвещение, 1983. 19. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. Серия: Особый ребенок. Изд-во: Теревинф, 2009. 20. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001. 21. Пер Ч. Гюнваль От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология.- 2006.- № 2.- С.73-78.  22. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. 23. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред.проф. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.  24. Русакова Е. В. Как воспитать культурно гигиенические навыки у ребенка дошкольника. -М.: государственное учебно педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951. 25. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001. 26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 27. Худенко Е. Д., Слободяник Н. П., Кальянов И. В., Поташова И. И., Любимова М. Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.:-М., 2007.136с. 28. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106